Конспект урока по русскому языку Повторение изученного. Фонетика. Орфография (8 класс)
Технологическая карта урока
Преподаватель: Кузнецова Е.В.
Учебная дисциплина: русский язык
Курс: 8
Тема урока: Языковая система. Фонетика и графика. Орфография
Тип урока: Повторение изученногоНомер урока в КТП:
Программа: Программа по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Программы для общеобразовательных учреждений 5-9 классы.. – М.: Просвещение, 2010
УМК, учебник: Русский язык.8 класс./Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской Л.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2011
Цель закрепить знания по фонетике; развивать орфографическую зоркость воспитанников; развивать навыки фонетического разбора, навыки выразительного чтения.
Задачи Когнитивные: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Операциональные: обучение учеников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.
Аксиологические: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний.
УУД Личностные: освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
Регулятивн.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Коммуникат. умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
Познавательные: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;
вооружение учащихся основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);
развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).Планируемые результаты Предметные: овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи.
Личностные: Воспитанник научится производить фонетический разбор, составлять план текста, работать с орфографическими и орфоэпическими словарями
Метапредм.: Воспитанник получит возможность научиться самостоятельно составлять план текста, работать с орфографическими и орфоэпическими словарями
Осн.пон. Фонетика, орфография, орфоэпия
Элементы технол. ИКТ, проектные технологии, проблемное обучение, технология тестирования, индивидуально – групповая технология, технологии дифференцированного обучения, игроваяСоциализация Оценивание своей деятельности и деятельности одноклассников
Формы работы Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая
Военная сост. физминутка
Ход урока
Дид. структ. урока Методическая структура урока
Орг. момент Проверка готовности к уроку, рапорт
Актуализация знаний, целеполагание Повторение постановки знаков препинания. Работа на «индивидуальных маркерных досках», составление предложения с обобщающим словом, акцент на знаки препинания.
Стратегия «Море вопросов» (повторение знаний о разделах русского языка)
1. Повторение теории.
— Что изучает фонетика?
— Как соотносятся звуки и буквы? (Буквы — это графическое изображение звуков, так же как цифры — графическое изображение чисел.)
— Бывают ли буквы твердыми и мягкими, глухими и звонкими? (По твердости-мягкости и по глухости-звонкости соотносятся звуки, а не буквы.)
2. Работа со схемой.
Задание: выполните упр. 7: начертите в тетради схему звуков русского языка, приведите примеры.
3. Беседа по вопросам.
— Все ли звуки русского языка попали в таблицу? (Нет, звуков в языке великое множество. Мы рассматриваем лишь основные звуки, несущие общие черты. Их варианты зависят от ударения, от позиции в слове, не говоря уже об индивидуальных различиях речи: тембре, высоте звука и т. п.)— Сколько букв в русском алфавите? (33.)
— Каковы функции Ь и Ъ?
— В чем заключается особое положение букв Е, Ё, Ю, Я?
4. Практические задания.
Устно выполним упр. 8, 9, 10 и 11 (можно по вариантам, выборочно). Упр. 9 в сильных классах выполняем на слух: учебники закрыты, учитель читает словосочетания, ученики поднимают левую руку, если в слове Ъ, правую — если в слове Ь. В упр. 10— письменно сделать фонетический разбор.
Лингвистическая разминка
Р..стение, прик..снуться, выр..стить, к..саешься, забл..стал.
Раз..яснение, пред..явить, вороб..и, в..езд, с..экономить.
На забор.., о школ…, к работ.., на лекци…, в рощ…, у молодеж..
Стадия вызова (изучение) нового материала Словарная работа
Выписать слова в рамках: ровесник, сверстник, реванш. Записать по одному словосочетанию с ними.
Примечание. Можно обратиться к истории этих слов. Лучше, если ученики сами найдут ответ в словарях (этимологическом, иностранных слов), попытаются дать свои версии, подберут примеры. Если времени на уроке не хватает, можно дать это задание на дом.
Ровесник — ровный, одинаковый, родившийся в одно время с кем-либо. Древний суффикс -ес- встречается в словах небесный, чудеса, словесник. Сверстник — «сверстанный» в одно время с кем-либо. Однокоренные слова — верстать, верстак. Слово реванш — заимствованное, от фр. revanche — отплата, возмездие; первое значение — «отплата за поражение в войне, в игре», второе — «повторная борьба, игра с целью взять верх над победителем предыдущего соперничества» (матч-реванш).Фон. разбор:
Съесть
ИЗ: яркими, землю, ельник
ФИЗМИНУТКА: Корабль, подъем, роскошь, мрачный, плащ, съешь, фотосъемка, ладья, молодежь, изъян, объяснение, обезьяна, затишье, фальшь, стараться, прочь, мощность, пеночка, январский, разъехаться, отрежьте, безъядерный, лучший, пенальти.IV. Занимательная лингвистика
Решим несколько фонетических задач:
1. Какими звуками отличаются слова кот и код? (Никакими, это омофоны — одинаково звучащие слова.) Попробуйте составить предложение с обоими словами.
(Например:Мой пушистый и умный кот
Знает даже на двери код,
Одного лишь не знает кот,
Что несет генетический код.)2. Какие слова получатся, если прочитать наоборот: ель, ноль, лов, код, краб? (Лей, лён, фол, ток, парк.)
Закрепление изученного материала Сочиним сказку…
Рифмуя или говоря прозой, мы обязательно должны соблюдать нормы орфоэпии. Почему к ударению следует относиться с большим уважением?
Послушайте, как отвечает на этот вопрос автор следующего текста.
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли пригласить Ударение. И оно очень обиделось.
Когда слова стали выступать, вдруг появилось Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у некоторых из вас!»
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь. Я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение - это просто черточка!»
Рассердилось Ударение и перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замок, и появился Замок! Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки и сказали: «Мы - самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает!»
А Ударение передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Белки.
Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атласа появился Атлас, вместо Капель - Капель, вместо Муки - Мука...
Видят слова, что без Ударения им не обойтись. Отвели они ему одно из почетных мест, и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением.
Какой раздел науки о языке изучает правильность постановки ударения? (орфоэпия)
Задание: расставьте ударение в словах:
Газопровод, партер, звонит, щавель, алфавит, красивее, положил, шофёр, километр, документ, средства, тефтели, квартал.Тестирование.
В каком слове количество букв и звуков совпадает?
а) яма; б) солнце; в) есть;г) кольцо.
В каком слове есть только твердые согласные?
а) леска; б) позвонить; в) кружит; г)смена.
В каком слове ударение падает на первый слог?
а) дремота; б) партер;в) звонит;г) средства.
4)Какое из слов состоит из четырех звуков?
а) рай; б) тля;в) ее;г) края.
Какое слово состоит только из мягких согласных?
а) тень; б) чудо;в) мусор;г) факт.
В каком слове все согласные твердые?
а) шутка; б) время;в) скворец; г) голубые.
Рефлексия «Скажи комплимент»
Задание на самоподгот. 1. Повторить раздел «Морфемика и словообразование».
2. Упр. 12 (устно, фонетический разбор — письменно), 13 (письменно).