Педагогические условия реализации принципов музыкально-эстетического воспитания
Педагогические условия реализации принципов музыкально-эстетического воспитания.
Система дошкольного образования, также как и другие образовательные системы в нашей стране, подвергается в последнее время коренным изменениям теоретико-методического и организационно-практического характера.
В психолого-педагогической и музыковедческой науке и практике давно известно, что средствами искусства, грамотно включенными в различные виды деятельности, можно обеспечить достижение высокого уровня развития сознания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальной, социально-психологической, физиологической, духовно-нравственной и художественно-творческой готовности к дальнейшему становлению общественно значимой, успешной личности.
Изучение научно-теоретических трудов по философии, педагогике, психологии, социологии позволяет нам утверждать, что именно музыка обладает неограниченным личностно-формирующим, социализирующим потенциалом, а также возможностями интеграции с другими искусствами, различными видами интеллектуальной, физической, социально-коммуникативной деятельности.
В результате анализа методик дошкольного музыкально-эстетического воспитания и музыкального обучения, наблюдения за традиционным процессом воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях мы пришли к выводу о необходимости интегрирования традиционных и альтернативных подходов, методов, средств музыкально-эстетического воспитания, а также различных видов активности детей дошкольного возраста.
Интеграция музыкального искусства и различных видов активности детей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в результате насыщения всех видов активности музыкально-эстетическим компонентом. Музыкально-эстетический компонент представляет собой комплекс специально подобранных музыкально-художественных материалов, соответствующих теме, цели, задачам педагогической деятельности, возрастным возможностям и потребностям детей.
Подобная интеграция позволяет формировать в дошкольном образовательном учреждении единую музыкально-эстетическую среду -создавать специальные условия жизнедеятельности детей, в которых становится возможным их более эффективное, качественное, интенсивное всестороннее развитие, формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, достижение психоэмоциональной, интеллектуальной, физиологической, социально-коммуникативной готовности к новому - школьному - периоду жизни
Формирование в дошкольном образовательном учреждении единой музыкально-эстетической среды способствует:
- стимулированию заинтересованности в занятиях, любопытства, мотивации в обучении, развитию сосредоточенности, внимания, способности системного видения ситуации, проблемы и путей их решения, взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способностей и качеств;- воспитанию эстетических качеств и свойств личности (потребностей, восприятия, отношения к действительности с позиций гуманистических норм, идеалов красоты и гармонии, впитанных на мыслительном, деятельностном и подсознательном уровнях, проявления творческого подхода к интеллектуальным и практическим видам активности);
- достижению высокого уровня развития сознания, мышления, мировосприятия, эмоционально-чувственной, духовно-нравственной сферы, этических проявлений, составляющих целостную культуру личности, формированию адекватной социально-коммуникативной рефлексии, готовности ко взаимодействию, общению, творчеству, коллективной деятельности, дальнейшему успешному обучению в школе; коррекции негативных психоэмоциональных проявлений, профилактике интеллектуальных, психологических, физических переутомлений, совершенствованию образовательного процесса, качественному обновлению традиционных видов учебной, воспитательной и досуговой деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через интеграцию синтеза искусств и художественных видов деятельности (Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, О.П. Радынова), учёные пришли к выводу: если возможности для развития музыкально-творческих способностей не используются, то и музыкальные способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается музыкальной деятельностью, то эти возможности начинают утрачиваться.
Современная педагогическая наука определят интеграцию, как более глубокую форму взаимосвязи и взаимопроникновения различных разделов образования детей и, как следствие, призывает охватывать интеграцией все виды детской деятельности. Использование интеграции разных видов искусств и художественных видов деятельности позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств.
Отечественные учёные и практики (Т.С. Комарова, Я.А. Пономарёв, А.А. Мелик-Пашаев, Л.А.Парамонова, Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская, О.А. Куревина, М.Г.Дрезнина и др.) разработали теоретические и практические подходы к реализации интеграции в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста и пришли к выводу о том, что основным механизмом интеграции творческих видов детской деятельности является формирование обобщённого художественного образа мира, который может передаваться детьми через слово, движение, линию, мелодию, ритм, голос, интонацию, композицию, цветовое пятно, форму, мимику, позу и т.д. Развития музыкально-творческих способностей средствами интегрированного подхода – есть живое погружение в культуру. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт общения, развиваются эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.
Такой интегрированный подход в музыкальной деятельности – средство духовного развития ребенка. С его помощью решаются задачи и воспитания, и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания.
Таким образом, интегрированные занятия способствуют развитию творческого мышления, обогащают знания детей об окружающем мире, формируют у них яркие положительные эмоции в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми. Взаимодействие ребенка с миром звуков, произведений искусства, красотой окружающего мира, отражение впечатлений от этого взаимодействия в рисунке, танце, фантазиях - это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой. Отразить этот опыт необходимо и возможно в различных видах индивидуального или совместного со взрослым творчества.
Принципы реализации музыкально-эстетического воспитания личности:
Принцип интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.
Принцип деятельности (деятельностный подход) – формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях, дополнять знание; На занятиях ребёнок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действия в игре – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога.
Принцип культуросообразности – содержание занятий выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать.
Принцип вариативности - материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.
Принцип креативности (организации творческой деятельности) - педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых ребёнок становится художником, поэтом, музыкантом, артистом и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.
Принцип эстетизации – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства, овладение языком искусства.
Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор.
Принцип обратной связи - предполагает рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей.
Принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.
Педагогические условия реализации принципов музыкально-эстетического воспитания.
Соответствие развивающего, творческого материала возрастным, индивидуальным и половым особенностям детей дошкольного возраста.
Построение содержания развивающего воспитания и обучения на деятельности, основанной на информации, интересной и доступной пониманию ребенка
Занятия включены в разделы основного плана работы по музыкальному воспитанию дошкольников.
Обучение ориентировано на «зону ближайшего развития» ребенка, особая роль отводится развитию воображения.
Развитие творческого потенциала ребенка, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении дошкольника, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов.
Восприятие ребёнка-дошкольника должно быть построено на эмоциональном воздействии, на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Только такая направленность поможет развить творческое начало в каждом ребенке.
Стимулирование самостоятельности и инициативности детей, педагог уточняет знания каждого ребенка, дополняет знаниями детей новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыке, живописи, выводит детей к творческой позиции в практической деятельности.
Таким образом музыкально-эстетическое развитие наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности ребенка, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых в сфере духовно-нравственных, социально-коммуникативных, художественно-эстетических взаимоотношений современных дошкольников со сверстниками и взрослыми — педагогами, воспитателями, родителями. для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.
Литература:
Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания: Уч. пособие для студентов. М.: МГЗПИ, 1989. - 76 с.
Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. — М.: Институт психологии РАН, 1997. 350 с.
Васильева О.В. Природа и музыка: (Из опыта работы МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 97 г. Магнитогорска»): Методическое пособие. Магнитогорск: Изд-во МГУ, 2006. — 59 с.
Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребёнка. — М.: Просвещение, 1967. -415 с.
Ветлугина H.A., Кенеман A.B. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1983. - 255 с.
Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сборник статей / Под ред. А.Н. Леонтьева, A.B. Запорожца. М.: Изд-во Международного образовательного и психологического колледжа, 1995. - 144 с.
50. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада: Программа и методические рекомендации / Сост. Т.С. Комарова. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. 224 с.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — Москва: Эксмо, 2005. — 507 с.
Гербова В.В., Комарова Т.С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2005. -344 с.
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник. М.: Изд. центр "Академия", 1998. — 235 с.
Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: Гном- Пресс, 1999. — 80 с.
Тарасов Г.С. Психология музыкальных способностей // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. - С. 55-58.