МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Кондрашев Дмитрий Николаевич
ОПЫТ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫСТУДИИ НАРОДНОЙ ПЕСНИ «УЛЬЯНУШКА»)
«Красота родного края, открывающаяся благодаря
Сказке ,фантазии ,творчеству- это источник любви
к Родине. Понимание и чувство величия, могущества
Родины приходит к человеку постепенно и имеет
своими истоками красоту.»В.А.СухомлинскийМузыка – искусство, которое обладает большей силой эмоционального воздействия на ребенка. Она развивает фантазию, пробуждает эмоции. В тоже время успех в музыкальных занятиях зависит от огромного трудолюбия и усидчивости.
Посещая занятия нашей студии, дети учатся жизни в социуме, воспитывая у себя такие качества как дружелюбие, взаимовыручка, взаимопомощь, ответственность за себя и коллектив. Особенно это проявляется во время поездок на конкурсы в другие города. Здесь открываются все тонкости души ребенка, его мысли и переживания, адаптация в коллективе, свобода действий и воспитание, полученное в семье. Дети часто делятся со мной своими чувствами, эмоциями, мыслями и для меня очень важно, чтобы ребенок был уверен в том, что его высказывания не будут подвергаться осуждению и в тоже время его мысли направить в правильное русло. Очень важен в воспитании личный пример уважительного отношения к себе и окружающим, доброжелательность, внимательность и забота, сопереживание, любовь, дети интуитивно чувствуют отношение взрослых к себе. Большое значение в воспитании обучающихся имеет их участие в благотворительных концертах, в таких как День матери, День инвалидов, День пожилого человека и множество других. Также на протяжении всех лет обучения проводится знакомство и изучение лучших образцов русской народной музыки, классической, фольклора, и приобщение к культурным ценностям народов России и мира.
Детский возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дети младшего школьного возраста очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Патриотическое воспитание.
Каждый человек отличается большой любовью к своей Родине — государству трудящихся и выражают эту любовь в конкретных делах, направленных на укрепление ее славы и могущества.
Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество. Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства. В одном из выступлений по российскому телевидению В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете». Исходя из этого, важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения.
Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Таким образом, патриотизм — это сплав чувства любви к Родине. Эти особенности патриотизма налагают свой отпечаток на весь процесс патриотического воспитания детей.
Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине. Поэтому развитие у подростков чувства любви к близким, к родному краю становится одним из важных направлений работы в деле патриотического воспитания. Формирование чувства привязанности к родным местам — один из компонентов патриотического воспитания. Опираясь на эти чувства, необходимо идти дальше.
Важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому революционному прошлому нашей Родины. Красочный, яркий рассказ о поступках герое труда, о ратных подвигах наших людей во время вой вызывает сильные переживания и прилив благородных патриотических чувств. Переживание может возникнуть и как результат сопереживания жизни другого человека. На этих благородных традициях прошлого формируется стремление преумножить славу и могущество нашей страны.
Важной частью целостного процесса военно-патриотического воспитания учащихся является военно-патриотическая работа, целью которой ставится формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Давайте вкратце рассмотрим, какие формы работы по военно-патриотическому воспитанию принято использовать и которые эффективно используются в работе педагогами в целях воспитания военного-патриотизма.
В настоящее время используются самые разнообразные формы военно-патриотической работы: кружки, клубы, секции, месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, уроки «Мужества», фестивали, праздники, конкурсы, викторины, слеты, игры, сборы, лагеря и др. Исходя из такого многообразия форм, назрела необходимость их объединения в характерные группы и ранжирование каждой группы и каждой формы внутри группы по степени влияния на достижение цели военно-патриотической работы с учащимися образовательных учреждений.
Для этого был проведен эксперимент по оцениванию различных форм военно-патриотической работы учителями и учащимися МОУ СОШ № 65, 10, 30 и 1 г. Ульяновска.
Анализ полученных результатов свидетельствует о следующем. Наиболее значимыми формами военно-патриотической работы, по мнению учителей, являются учебно-познавательные и деятельностные, а по мнению учащихся, – творческо-игровые и деятельностные. Среди поисково-исследовательских форм военно-патриотической работы приоритет, по мнению учителей, имеют возрождение памяти забытых имен защитников Отечества и поиск следов без вести пропавших солдат и офицеров, а, по мнению учащихся, – поисково-исследовательская работа на местах былых сражений. Наиболее значимыми среди учебно-познавательных форм, по мнению учителей, являются встречи с ветеранами войн и труда, а также походы и экспедиции по местам боевой славы Отечества, причем этой форме военно-патриотической работы отдано предпочтение и большинством учащихся. На первое место по значимости среди творческо-игровых форм военно-патриотической работы учителя поставили тематические сборы, научно-практические конференции, викторины по ратной истории родного края, Отечества, а учащиеся – военно-исторические и военно-спортивные игры. Важнейшими среди деятельностных форм военно-патриотической работы, по мнению и учителей и учащихся, являются сборы по основам военной службы. Среди церемониальных форм военно-патриотической работы, по мнению учителей, приоритетное значение имеют такие формы, как «День памяти павших», «Неделя Боевой Славы», «Месячник оборонно-массовой работы», «Вахта Памяти» и др., а по мнению учащихся, – празднование Дней воинской славы России.
Рис. 1. Схематическое представление военно-патриотической работы

В целом следует отметить, что данные результаты оценки значимости различных форм военно-патриотической работы являются усреднёнными и будут меняться в зависимости от региона, условий, уровня материально-технической оснащенности образовательных учреждений, их преподавательского состава, контингента учащихся и др.
Существенным моментом, влияющим на процесс военно-патриотического воспитания учащихся, является определение показателей эффективности военно-патриотической работы и их обоснование. Под показателем эффективности понимается числовая характеристика, которая позволяет оценить степень достижения поставленной цели.
Среди многочисленных условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. Какую бы сторону развития учащихся мы не взяли, всегда окажется, что именно семья играет решающую роль на том или ином возрастном этапе. Поэтому педагог должен наладить тесное взаимодействие с семьями учащихся, вовлечь родителей в процесс военно-патриотического воспитания детей.
Продуктивность взаимодействия педагогов и родителей в определённой степени обусловлена оптимальным выбором его форм. Наиболее распространенной формой работы является родительское собрание, цель которого – согласование совместных действий по военно-патриотическому воспитанию учащихся, информирование друг друга о возникающих проблемах, анализ достигнутых результатов. К другим формам относятся индивидуальные и групповые консультации для родителей с привлечением психолога и других специалистов, круглый стол, беседы, диспуты по проблемам патриотизма и защиты Отечества и др.
Таким образом, успех военно-патриотической работы зависит от нравственно-психологического облика педагогов, их психолого-педагогической и профессиональной подготовки, отношения к своим обязанностям, а также от умения плодотворно сотрудничать с родителями обучающихся
В основе воспитания всего молодого поколения в России всегда лежала идеология выполнения воинского долга перед Отечеством. Этот долг русские солдаты и офицеры исполняли во всех войнах, и по праву военнослужащие считались самым патриотичным слоем общества. Патриотизм, неразрывно связанный в России с преданностью престолу и вере предков, был краеугольным камнем психологии военнослужащих. Триединая формула «За Веру, Царя и Отечество» определяла всё воспитание будущих воинов. Их поведение и отношение к окружающей действительности неизбежно обусловливалось тем, что всякое явление или идея рассматривались сквозь призму национальных интересов и задач страны.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании школьников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно- музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», так говорил ещё Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу»,- это слова нашего современника писателя В.Распутина.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые мною в работе с воспитанниками студии, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на музыкальных инструментах (трещотки, кугиклы, ложки итд)
Сила воздействия на ребёнка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности воспитанника. Исходя из этого, в работе с детьми добиваюсь, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. Систематично в своей работе использую взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства.
Народная музыка включается в непосредственно- изобразительную деятельность, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки ,скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.
Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.
Следующим этапом в этом направлении является использование музыки при ознакомлении с образом Родины. Для ребёнка- Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-младшего школьного возраста– это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» - самое прекрасное на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Очень верно подметил русский писатель Ю. А. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что есть в человеке, достаётся ему от матери».
Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство воспитанников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем коллективе это достигается разными средствами. В том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, я воспитываю такое отношение к образам реальной природы, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого для слушания музыки предлагаю детям инструментальную музыку, характеризующую образы природы. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах ( На опушке леса, Алёша, Жди солдата, Катюша).
На праздник «День Победы» к ребятам приходят убелённые сединами участники, ветераны той страшной войны. Такие встречи надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.
Совместное решение задач нравственно- патриотического воспитания с педагогами школы, в которой занимаются воспитанники нашего коллектива студии народной песни «Ульянушка», даёт ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей, занимает значительное место в их жизни.
Список используемой литературы:
Рощин А.Н. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории педагогической и общественной мысли России: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2006 - 169 с.
Рощин Л.В. Философско-социологические вопросы военно-патриотического воспитания трудящихся: Автореф. дисс. докт. филос. наук. М.,1984.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000 - 705 с.
Рыжкин Ю. Военно-патриотическое воспитание: Методическое пособие. СПб., 1999 - 18 с.
Самарец Г.А. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01: — Москва, 2001 -225с.
Сизова Е.А. Патриотизм и проблемы духовно-нравственной безопасности России//Вестник Академии военных наук. 2007. - № 4(21). -С. 38-44.
Снопко Н.М. Научные и прикладные основы патриотического воспитания в системе профессионального образования (монография). -Челябинск: Социум, 2006. с. 176. - 6,5 п.л.
Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-1994. М., 1994.