Комплексная экологическая экскурсия как средство экологического образования и воспитания школьников


Шифельбейн Светлана Викторовна,
магистрант 2 курса УрГПУ, направление «Педагогическое образование»,
магистерская образовательная программа «Экологическое образование»
географо-биологического факультет, инструктор Детского молодёжного
экологического движения «Зеленый дозор» г. Североуральск,
руководитель экспедиционного отряда «Глобус» п. Полуночное 624480,
Россия Свердловская область г. Североуральск ул. Белинского 26, а
(ГРНТИ) - 87.03 Теория и методы охраны окружающей среды.
Экологические основы использования природных ресурсов.
Комплексная экологическая экскурсия как средство экологического образования и воспитания школьниковКлючевые слова: комплексная экологическая экскурсия, экологическое образование, экологическое сознание.
Аннотация: на современном этапе своего развития человечество пришло к осознанию того, что без решения вопросов связанных с экологией под угрозой уничтожения оказались не только экосистемы планеты Земля, но само существование человека как биологического вида. В целях устойчивого развития необходимо воспитать экологически грамотного, воспитанного человека с сформированным экологическим сознанием, умеющим построить свои отношения с природой в рамкам понятия «субъек – субъктные отношения». Согласно программе духовно-нравственного развития и воспитания – формирование экологического сознания через внедрение экологического образования должно реализоваться как в инвариантном, так и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности. Одним из методов экологического образования является комплексная экологическая экскурсия. В данной статье раскрываются понятия «комплексная экологическая экскурсия», «экологическое образование», «экологическое сознание». Описывает влияние комплексной экологической экскурсии на формирование экологического сознания обучающегося. Выявлена и обоснована необходимость проведения комплексных экологических экскурсий в процессе воспитания экологически образованной личности. Автор приходит к выводу о необходимости применения метода комплексных экологических экскурсий, как основного элемента в формировании экологического сознания, в образовании для устойчивого развития и воспитании подрастающего поколения.
Shifelbein Svetlana Viktorovna, undergraduate 2nd year Ural state pedagogical University, direction "Pedagogical education", masters degree programme "Environmental education" geographical and biological faculty. instructor of Child youth environmental movement Green watch city of Severouralsk, the head of the expedition squad"Globe" p. midnight 624480, Russia Sverdlovsk region city of Severouralsk St. Belinsky 26, a
Integrated environmental excursion as a means of ecological education and upbringing of schoolchildren
Keywords: integrated environmental excursion, environmental education, environmental awareness.
Главной задачей стоящей перед образовательными учреждениями 21 века является формирование экологически компетентной личности. Экологическому воспитанию принадлежит важная роль, потому что именно в детстве воспитывается, принимается на эмоциональном уровне понимание самоценности природной среды. Обязательным элементом экологического образования является формирование и развитие экологического сознания.
Проведенный нами анализ научной и методической литературы показал, что вопросам экологического образования уделяется достаточно много внимания (В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, Гагарин, В.И.Панов, И.Д. Зверев, З.А.Клепинина, Н.Ф. Виноградова и др.). Авторами методик даются не только трактовки экологического образования, но и предлагаются конкретные рекомендации по внедрению данного процесса в обучение детей, как в дошкольном, так и в школьном образовании.
Под «экологическим образованием» понимается «процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и обеспечению экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности..." (16).
В концепции экологического образования в школе (И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный) экологическое образование определяется как элемент «непрерывного процесса обучения, воспитания и развития личности, направленного на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде» [12].
На наш взгляд экологическое образование это образование, направленное на воспитание экологически грамотной личности, с сформировавнным экологическим сознанием, умеющей строить свою жизнь в согласии с природой, учитывать и использовать в своей хозяйственной деятельности законы природы.
Экологическое образование подразумевает формирование экологического сознания. Экологическое сознание это – способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использования этого понимания в практической деятельности (17).
По мнению В.А. Ясвина и С.Д. Дерябо сущность экологического (экоцентрического) сознания заключается в понимании ценности гармонического развития человека и природы; осознании того, что разум человека заставляет его не противопоставлять себя законам природы, а развиваться соответственно с ними. Человек на протяжении всей своей жизни находиться в постоянном взаимодействии с природой, важным в таких отношениях является принцип «не навреди». Природа выступает в качестве субъекта, а не объекта в отношениях «человек - природа».
Таким образом, «экоцентрический» тип экологического сознания - это система представлений о мире, для которой характерны:
1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы,
2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком,
3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой» [3].
Формировать экологическое сознание необходимо на протяжении всей жизни человека, и первоначально ведущая роль в становлении экологического сознания отводится образовательным учреждениям, в том числе и школам. Теоритически экологическое образование должно стать неотьемлемой частью всех частью всех естественнонаучных предметов.
В практике внедрения экологического образования мы видим совершенно другую картину. А.В. Гагарин считает, что экологическому образованию значительная роль отводиться только форомально. В образовательных и воспитательных программах выделяется большое место для проведения экскурсионных туров и туристических маршрутов только теоритически, «на практике до них либо «не доходят руки», либо отводиться малое количество времени – особая же роль уделяется знаниям и умениям, приобретаемым на занятиях в помещении»[2].
По мнению С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина «учебные программы по биологии, географии, экологии, призванные, в общем-то, воспитывать «ответственное отношение к природе», пронизаны идеей полезности ее для человека: «вредные и полезные жуки», «значение леса в народном хозяйстве», «полезные ископаемые» и т. п.»[3]. В результате возникает несоответсвие между требованиями к экологическому образованию и реальным экологическим образованием. Глобальное сокращение учебных часов отведенных для преподавания естественных наук в школьных программах не оставляет времени на проведение практических занятий.
На наш взгляд, выходом из сложившейся ситуации является развитие дополнительного экологического образования и внедрение внеурочной деятельности в образовательных учреждениях. Одной из форм такой деятельности является комлексная экологичская экскурсия, способствующая формированию экологического сознания.
Экскурсия как форма организации деятельности детей возникла в педагогике достаточно давно. Определений понятия экскурсии в методической литературе достаточно разнообразно. Рассмотрим несколько формулировок понятия «экскурсия».
Слово «экскурсия» произошло от латинского «excursio» - вылазка. В русском языке это слово обозначающее «выбегание, военный набег», стали использовать в XIX веке, постепенно значение слова «экскурсия» начинает трактоваться как «вылазка, поездка» [11].Одно из ранних толкований данному термину дает В. Даль «Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.»[15].
В толковом словаре русского языка Ожегова, мы встречаем следующее определение: «экскурсия – это поездка, коллективная или индивидуальная, посещение чего – то с образовательной или увеселительной целью» [4].
В советском энциклопедическом словаре термин раскрыт следующим образом: «экскурсия - коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр., с учебными или культурно- просветительными целями; часть сочетается с туризмом» [10].
Подробное объяснение термину «экскурсия» дает энциклопедический словарь юного географа-краеведа: « коллективное посещение чего-либо, достопримечательных объектов, местных предприятий, музеев, памятников культуры; бывают исторические, природоведческие и производственные» [13].
Определение экскурсии, как одной из форм педагогической деятельности дает педагогический словарь: «форма образовательно-воспитательной работы с учащимися, предполагающая организованный выход за пределы школы для наблюдения изучаемых явлений в естественных условиях (природа, завод, колхоз, и пр.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)».[7].
Под экскурсией Б.Е. Райков понимает «изучение объектов в их естественной обстановке (локальный принцип) и в связи с передвижением своего тела в пространстве (моторный принцип)» [10]. Профессор не только дает нам определение экскурсии, но и называет принципы экскурсионного дела.
Нами понятие экскурсия определено, как неотъемлемая форма образовательно-воспитательной работы с учащимися, которые находясь за пределами классной комнаты, передвигаясь в пространстве к изучаемому объекту, учатся наблюдать, сравнивать и мыслить.
Для определения понятия «комплексная экологическая экскурсия» нам следует изучить содержательный аспект таких понятий как «комплекс», «комплексность», «комплексный подход».
Слово «экологическая» трактуется привычным в русском языке определением «отношения, связь с природой».
В словаре русского языка Ожегова мы встечаем следующее определение понятия «комплекс» - «это совокупность, сочетание чего-то» [4].
Большой российский энциклопедический словарь знакомит нас с более широким определением понятия «комплекс» - «в глубинной психологии совокупность мыслей желаний, воспоминаний и образований, характеризующиеся сильным эмоциональным зарядом и относительной автономностью, слабой степенью познавательности контроля» [1].
Проведя анализ литературы по психологии педагогики, мы определили, что понятие «комплексный» определяется как объединяющий что-либо, охватывающий группу предметов, явлений, процессов.
Комплексность позволяет не только объединить отдельные теоритические элементы образования и воспитания с практическими вопросами в тех же областях, но и отдельные элементы, направленные на формирование целостной, гармонической, всестронне развитой личности.
Анализируя комплексный подход к воспитательному процессу И.П. Подласый отмечает, что «современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:
- воздействуют на воспитанников по трем направлениям - на сознание, чувства и поведение;
- положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности». Далее автор отмечает, что качества линости формируются через систему воспитания, в основу которой положен комплексный подход, сочетающий в себе одновременное осуществление «задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе» [8].
Комплексный подход (обучение) должен осуществляется в системе, с учетом внешних и внутренних факторов влияющих на формирования личности ребенка. К внешним факторам можно отнести образ и условия жизни ребенка (традиции, нравы, религиозные устоии, природная среда, психологический климат в семье, коллектитве, место в социуме и т.д.), к внутренним факторам мы можем отнести индивидуальные и личностные особенности ребенка. При комплексном подходе к формированию целостной личности должна быть учтена совокупность всех этих условий.
С точки зрения педагогики «комплексная система обучения (от лат. complexus - объединение, связь, сочетание) – это «система при которой учебный материал объединяется темами - комплексами» [6].
Итак, комплексность можно представить, как объединение целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия
Объединив два понятия «экскурсия » и «комплекс», мы можем сказать, что «комплексная экскурсия» – это экскурсия, целью которой является интеграция в своей тематике похожего материала сразу несколько предметов. В ходе проведения комплексных экскурсий устанавливаются межпредметные связи. В современной науке нет существующих обособленных отраслей, все находятся во взаимосвязи, так и в школе невозможно изучать один предмет изолированно от другого. Например, элементы экологии присутствуют в курсах природоведения, биологии, химии, физике, географии; благодаря этому у ребенка формируются понятия о взаимосвязях в природе, и о единстве природных компонентов.
Знание межпредметных связей в школьном курсе экологии способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, его грамотной организации, формированию экологического сознания, представлений о единстве материального мира, взаимосвязи природы и социума. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся. При этом увеличивается качество экологической и практической направленности обучения, повышается научный уровень знаний учащихся, активизируется познавательная деятельность, формируется экологическое мышление, развиваются творческие способности.
В работах В.А. Ясвина понятие «экологическая экскурсия», определяется как форма экологического образования по организации учебно-воспитательного процесса, представляющая собой групповое посещение природных комплексов. В ходе, которой, предоставляется возможность проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях. Целью является формирование индивидуальной экологической картины мира, предупреждение нежелательных событий (проявление агрессии по отношению к объектам природы, черствость), и оказание направленной помощи ребенку в процессе естественнонаучного образования.
Являясь неотъемлемой частью работы школы в области экологического воспитания и образования экскурсии должны стать стержнем естественно научного образования, объединяя и иллюстрируя теоритические знания полученные учащимися на уроках [3]. В ходе такой экскурсии ребенок из объекта образовательного процесса становиться полноправным субъектом, способным проводить наблюдения, эксперементировать, самостоятельно мыслить и делать выводы, получать практический жизненный опыт, определяющий в дальнейшем все его поведение по отношению к природе.
В ходе теоритического анализа научных и методических пособий, мы пришли к выводу, что «комплексная экологическая экскурсия» - это такая форма учебно-воспитательного процесса, в ходе которой у учащихся формируется бережное отношение к природе, готовность к ведению рационального природопользования, закладываются основы экологического природопользования, экологическое сознание. Происходит интеграция теоритических и практических знаний и умений; через воспитание ребенок получает образование, определяющее его дальнейшие отношения с природой.
Особенность комплексной экологической экскурсии заключается в том, что в ходе нее решаются не только образовательные задачи, но и экологические вопросы. Такой вид деятельности открывает широкие возможности для организации творческой работы учащихся, развитию инициативы и наблюдательности. В ходе экскурсий у детей формируются и закрепляются навыки самостоятельной работы. Плановое, ситематическое проведение экскурсий способствует развитию у учащихся навыков изучения своего края, воспитанию патриотических чувств. Так воспитывается экологически образованная личность, т.е. человек (личность), владеющий разносторонними экологическими знаниями и понятиями и оценивающий целесообразность и правомерность своей деятельности в природе.
Для экологически образованного человека нормы и правила экологического поведения являются естественными основами его жизнедеятельности, нравственными убеждениями.
Воспитание экологически образованного человека основано на глубокой интеграции естественнонаучных, эстетических, нравственных, социальных, экономических, правовых аспектов, экологических взаимосвязей обеспечивающих координацию всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности обучающегося.
Еще в начале ХХ века значение интеграции научных познаний с практикой обозначил педагог-методист К. П. Ягодовский: «Подлинные, полноценные знания о природе начинаются с того момента, когда учащийся познает факт, реальное явление и процесс и т. д. Непосредственное восприятие явлений природы приводит к образованию представлений».[15]
Подводя итоги, мы можем сделать вывод, что:
- комплексная экологическая экскурсия является одним из важных элементов экологического образования, позволяющим интегрировать теоретические знания учащихся с практической деятельностью в области экологии;
- комплексные экологические экскурсии призваны активизировать стойкий интерес ребенка к вопросам экологии, через формирование экологического сознания и популяризацию экологического образования; именно в процессе проживания экскурсии ребенок осознает на практике экологические ситуации и находит способы решения проблем самостоятельно, благодаря чему приобретается жизненный опыт учащихся, формируется и развивается экологически грамотная личность;
- комплексная экологическая экскурсия только тогда является активным средством экологического образования школьников и элементом формирования экологического сознания, когда ученик является не объектом, а активным субъектом образовательного процесса, который находится в вечном развитии, растет, умнеет, развивается, а обучение происходит в комплексе.
Список литературы:
Большой российский энциклопедический словарь .- М.: Научное издательство большой Российской энциклопедии,2009 .- 751с.
Гагарин А.В Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. - М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.- 232 с.
Дерябо С.Д. Ясвин В.А. Экологическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1973.- 846 с.
Панов В.И. Введение в экологическую психологию: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НИИ Школьных технологий, 2006. – 184 с.
Педагогический словарь. В 2 т. т.1/ под ред. Г.М. Воловникова, Л.И. Денисоровской.- М: АПН РСФСР,1960. - 774с.
Педагогический словарь. В 2 т. т.2/ под ред. Г.М. Воловникова, Л.И. Денсоровской. М.: АПН РСФСР, 1960. - 766с.
Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Госиздат,1930. – 120 с.
Советский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1979.- 1600 с.
Цыганенков Г. П. Этимологический словарь русского языка. – Киев, 1970.
Экологическое образование в школе: Концепция / Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. – М., 1994.
Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. М.: Педагогика,1981.- 384с.
Ягодовский К.П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе. - М.: Учпедгиз, 1936.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866. https://slovari.yandex.ru/~книги
Экологическое образование. http://official.academic.ru/29933/ Экологическое сознание. http://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/3350/