Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: Глагол.


Открытый урок по русскому языку в 3 классе.
Учитель русского языка: Волосатова Наталья Ивановна
Тема: Глагол.
Цель деятельности учителя: сформировать у учащихся понятие о глаголе, как части речи: умение определять их на слух, находить в тексте,составлять повествования из одних глаголов.
Задачи: развивать умение работать в парах и группе. Анализировать услышанное, задавать вопросы, работать с кластером, работать со справочной литературой:
Воспитывать желание развивать свои знания по изучаемой теме.
Формы работы:  ИКТ, составление кластера, тренинг, диалог, физминутка: кто, что делает? Мозговая атака. Диалог по вопросам высокого и низкого порядка. Цветные конверты с разноуровневыми заданиями, рефлексия, индивидуальные, групповая работа, работа с текстом:
Результат обучения: : личностные: используют предложения разных типов для выражения своих намерений; демонстрируют уважительное отношение и интерес к художественным произведениям; метапредметные: учатся понимать важность планирования работы ; познавательные -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные - умение работать в группах, развивать речь, логическое мышление, правильно применять полученные знания: называть глаголы, находить их в тексте, подбирать, анализировать, определять свои знания – незнания о глаголе.Тип урока: знакомство
Технологии: здоровьесберегающие, РКМ.
Основные ресурсы: учебник, ИКТ, оценочная таблица, картинки, игры, упражнения, отрывок из книги Т.Рик «Здравствуйте, Дядюшка Глагол».Ход урока:
1. Организационный момент:
Чтобы грамотно писать
Надо очень много знать.
Тренинг: Подарим друг другу улыбки: Пришла весна, все радуются солнышку, на лицах людей чаще можно видеть улыбки. Так улыбнемся друг другу. Скажем друг другу: « Добрый день!»
- Я желаю, чтобы урок русского языка принёс вам радость. Для этого вам приготовила много интересного. Чтобы урок был радостным для всех, какими вы должны быть на уроке?
( быть активными, внимательными)
- Чтобы быть внимательными на уроке, вы должны уметь слушать и уважать мнение других. Вы уверены в себе? Хотите ли продолжать узнавать тайны русского языка? Тогда отправляемся в путь.
2.Сообщение темы урока.
- Отгадайте загадку:
Он предметы оживляет, все их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, строго сам за тем следит.
Он три времени имеет и спрягаться он умеет.
Детям строят много школ, чтоб все знали про…(глагол).
-Сегодня будем учиться находить глагол в речи, употреблять его правильно.
3.Актуализация знаний.
Игра « Собери мячи в две корзины»
-В первую - слова , отвечающие на вопрос ЧТО?, а во вторую -ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?
Дом, поет, играет, машина, стоит, дерево, птичка, трава, дорога, рисует, косит, прыгает.- Молодцы!
-Работа в группах.
1группа: Подберите близкие по значению слова.
Образец: горевать, грустить, тужить.
Смеяться…
Плакать…
Сказать…
2 группа: Подберите противоположные по смыслу слова.
вылетать- зажигать-
выходить- разрешать-
включать- вспоминать-
встречать- чернеть-
( составление, обсуждение в группах, защита)
Учитель: При работе у вас были затруднения? Всё было знакомо? Что нужно знать, чтобы определить какой частью речи является то или иное слово? (толстые вопросы)
Вводная гимнастика: Разотрём свои ладошки и разбудим пальчики, хорошенечко помните девочки и мальчики.
- запись числа, классной работы
- минута чистописания: Гг, глагол, глаголитьСловарная работа.
- поставить ударение, придумать предложение.
-Что значит слово глаголить? Употребляем ли мы его сейчас?
- Сегодня к нам в гости пришла трудолюбивая часть речи, а какая вы должны назвать сами. Отгадаете мои загадки и по первым буквам узнаете тему нашего урока:
1.В воде купался, сухим остался. Гусь
2.Кто его раздевает, тот слёзы проливает? Лук
3.Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный. Арбуз.
4.Сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. Гриб
5.Лежит меж грядок, зелен и сладок. Огурец
6.Мы попросим сами папу
Чтоб вкрутил поярче … Лампу.
- целеполагание- Итак, сегодня на урок русского языка к нам какая часть речи пришла? Глагол. Тема нашего урока?
- Глагол – это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчёркивается его особая значимость. Глаголить – значит говорить.  С помощью глагола мы узнаём, как всё в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.
Открытие нового знания:
( Работа с текстом в парах.)
- Сейчас я предлагаю вам взять листочки с отрывком из произведения Татьяны Рик «Здравствуй, Дядюшка Глагол». Внимательно прочтите этот отрывок. Поставьте «+» напротив того, что вам известно; «-» что не известно; «?» – о чём захочется спросить.
Задание: С кем познакомился Женька?
- Почему этот человек показался ему чудным?
- Чем он отличался от других жителей – частей речи?
- Каким он называл свой характер?
- Прочтите, что написано красным шрифтом. А теперь закончите эти предложения: Глаголы – это… Глаголы обозначают – … Глаголы отвечают на вопросы…
(обсуждение, заполнение таблицы: Узнали) Физминутка: Кто, что делает? «Лягушачьи танцы»
Учитель: Какие действия мы выполняли вместе с лягушатами ? Как называются эти слова в русском языке? Глаголы.
Глагол – это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчёркивается его особая значимость. С помощью глагола мы узнаём, как всё в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.
Игра: Верю – не верю. Верите ли вы, что глагол обозначает слово – говорить? Верите ли вы, что глагол называет предмет? Верите ли вы, что глагол обозначает действие предмета? Верите ли вы, что без глагола наша речь не интересна? Верите ли вы, что с помощью глагола всё в мире двигается? Верите ли вы, что глагол может существовать без существительного и прилагательного?
( оценка)
Работа учениками ГР:
По действиям вам нужно догадаться, какие предметы их могут совершать?
( Шипит, ползает, извивается,… Растёт, цветёт, пахнет… Облизывается, мурлычет, мяукает,,, Идут, тикают, бьют…)
- Давайте поблагодарим Ваню и Дениса за такую интересную игру. ( аплодисменты)
4.Работа по учебнику.
- Объяснить смысл пословиц. На какие вопросы отвечают?
-Какие антонимы употреблены в пословицах?(Аукнется- откликнется, начало- конец)
-Напишите над словами части речи.
5.Закрепление изученного материала.
- Образуйте от имен существительных глаголы. ( Кто быстрее!)
бег- ------------- - прыжок---------------------
игра------------- - крик-------------------------
пение---------- -- боль-------------------------
свист---------- -- скрип------------------------
6.Рефлексия деятельности.
-Что нового узнали?
-На какие вопросы отвечают глаголы?
-Что они обозначают?
- Встаньте те, кто считает, что он сегодня работал на 5? А на 4? А есть ли те кто, не справился с работой и не понял тему урока?
- Я считаю, что вы все сегодня хорошо работали и согласна с вашим мнением. Всем спасибо за урок.
Домашнее задание:
- Составить и записать рассказ из глаголов на тему: Что я делаю в школе?