Открытый урок по русскому языку Закрепление пройденного по теме Глагол


Русский язык 3 класс
____________
Тема: «Глагол. Роль глаголов в предложении».
Цель: 1) формировать умение находить глаголы в тексте, употреблять их в речи;
2) развивать речь, орфографическую зоркость, творческое мышление;
3) воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к русскому языку.
Оборудование: конверты с предложениями для уч-ся, сигнальные карточки(красная, зелёная), картинки весны, дерево, весёлые смайлики.
Тип урока: знакомство с новой темой
Ход урока
Орг. момент. Психологический настрой.
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву знаний покрыться разноцветной листвой.
Тех кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Красный лист - желают общаться.
Желтый лист – проявят активность.
Оранжевый– будут настойчивы.
Помните, что красота дерева знаний зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Как вы понимаете смысл пословицы: «Когда он заговорит, то и собаке не даст слова сказать»? (Слайд) - Нужно уметь не только говорить, но еще и слушать других. Тему, над которой мы будем сегодня работать, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд, затем соединив и прочитав вторые буквы в кроссворде.
- Обнести оградой; защитить от чего-либо.(оградить)
- Зачерпнув жидкости, брызнуть на кого-либо.(плеснуть)
- Антоним слова расплести.(заплести)
- Синоним слова попотчевать. (угостить)
- Убрать сор веником.(подмести)
- Синоним слов сверкать, светиться.(блестеть)
Тема: ГЛАГОЛ
2. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке нас ждёт большая интересная работа. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- У нас урок по теме «Роль глагола в предложении»
Поэтому на уроке мы будем:
упражняться, закреплять, повторять и обобщать,
а ещё писать, играть и немножко отдыхать.
А сейчас – чистописание,
Приложите свои старания.
И посадку при письмеПокажите-ка вы мне.
-Назовите буквы, которые повторяются в слове «глагол»
-Дайте характеристику. (г,л)
г- парный, звонкий согласный
л-непарный, звонкий согласный
гllлllаllгllоllл
Отгадайте загадку:
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (гусь)
- Кто это? Как догадались?
А чтобы нам было интересней, мы с вами отправимся на ярмарку.
- Кто из вас знает, что такое ярмарка?
А вот что нам сообщает “Толковый словарь” И. В. Даля:
“Ярмарка – это большой торг обычно с увеселениями, устраиваемый обычно в одном месте в одно время”
(картинки)
На ярмарке не только товары покупали, но и показывали свое мастерство народные умельцы. Ежегодно такая ярмарка проходит у нас в городе Костанае.
Ждёт ярмарка гостей,Здесь много новостей.И правил тут не счесть,Войдёшь, коль знания есть.
«Доскажи словечко»
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … (глагол).
- Что такое глагол?
- Откуда у глагола такое название?
Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе.
(ответы на вопросы сопровождаются показом таблиц)
Что такое глагол?
Что обозначает глагол как часть речи?
На какие вопросы отвечает?
3. Словарная работа
Ярмарка не простая, а особенная. Мы не только товар смотрим, но и себя, и свои знания показываем. Перед вами ларец с товарами – словами.
Я ларец свой открываюИ загадки загадаю.Но отгадки не простые,А словарные слова. Какие?
1) Сверху зелено, внизу красно, в землю вросло.(морковь).
2) Как надела сто рубах– захрустела на зубах (капуста)
3) Лежит меж грядок зелен и сладок (огурец)
4) Они гроздьями висятИ на солнышко глядят,Цветом словно светофорКрасный, жёлтый ...  (помидор)
– Какие слова вы записали?
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– К какой части речи относятся?
– Как эти слова можно назвать одним словом? (растения)
– составить предложение с любым из этих слов (устно)
– при помощи, каких слов вам удалось передать действие?
4. Работа по теме
Глаголы обозначают действия, которые происходят с предметами. Что без глаголов предметы? Лишь названья. А он придет – всё в действие приходит: Летит ракета, мелькает комета, Зацвел подснежник, хрустит валежник, Медведь шатается, девчонка улыбается. - «Глагол – это самая живая часть речи». Так писал А. Югов. По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного. 
Слова, которые живут в ней, очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают в этой области Имена существительные. Стоит их спросить, а Имена существительные тут как тут. Но надо помнить секреты глагола, точные вопросы, иначе ответа не получишь. Вот какие деловые эти слова – глаголы.
Вот над этим сегодня и поработаем и выясним, какова роль глагола в предложениях5. Физминутка6. Письмо по памяти. (Слайд) З.ма еще хл.почет И на в.сну в.рчит. Та ей в глаза х.хочет И пуще лишь шумит. - Назовите действие зимы? Подчеркните глаголы. 
Преобразуйте имена существительные в глаголы, называющие состояние предметов. (Слайд) Злость - . . . (злиться), восхищение - . . . (восхищаться), тревога - . . . (тревожиться), печаль - . . . (печалиться), восторг - . . . (восторгаться), шутка - . . .(шутить), стыд - . . . (стыдиться). 
7. Групповая работа (Повторение)
Тары-бары-растабары,Есть хорошие товары.Не товар, а сущий клад –Забирайте нарасхват.
-Ребята, какие товары вы бы хотели приобрести? Выбирайте, за каждым столом находится товар, который можно приобрести на ярмарке. Кто выбрал для себя товар, тогда рассаживайтесь за тем столом, где он лежит.
1 группа. 
Задание №1
Работа над деформированным текстом. - Составьте из слов каждой строчки предложения. Найдите главные члены предложения. (Слайд) Морозы, трескучие, на, стояли , улице. Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам. Прилетели, к, вороны, кормушке, и, воробьи. - Почему птицам зимой нужно помогать?
Задание №2
Выпишите глаголы.
Писать, письмо, курица, сильный, едешь, сказать, езда, учительница, учить, ненавидеть, петь, песня.
Задание №3
Просклонять словосочетание: Сильный мороз
2 группа. 
Задание №1
а) - Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы. З.мой рус.кий лес сказочный и ч.десный. Сне. укр.шает пуш.стые ветки д.рев.ев. См.листые ш.шки в.сят на елях. - Выдели главные члены предложения. 
Задание №2
Выпишите глаголы.
Писать, письмо, курица, сильный, едешь, сказать, езда, учительница, учить, ненавидеть, петь, песня.
Задание №3
Просклонять словосочетание: сладкая ягода 
4.Самостоятельная работа.
Дальше мы идём, друзья,
Здесь решается судьба.
Чтоб заданья выполнять,Надо правила все знать.
5. Пронаблюдать за ролью глагола в речи
Творческая работа.
- Какую роль выполняют глаголы в нашей речи? (Очень важную, они называют действия предметов).
-Если, как вы сказали, глаголы занимают важное место в речи, то давайте пронаблюдаем за их ролью в тексте.
-Поработаем редакторами, а кто это? (Редактор- тот, кто обрабатывает и готовит текст к печати или оформляет издание)
-Такое задание: украсить текст глаголами
Жаркое утро. Порт на берегу Каспийского моря. Толпы пассажиров, пестрота одежд, носильщики с тележками, продавцы бутербродов и фруктов, разносчики мороженого.
(Наступило жаркое утро. В порту на берегу Средиземного моря величественно замерли громады пароходов. Повсюду толпятся пассажиры, снуют носильщики, многоголосно кричат продавцы бутербродов и фруктов, суетятся разносчики мороженого.)
- Как изменился текст и что изменило его? Почему неподвижная картинка ожила и даже как бы зазвучала? С помощью какой части речи это произошло?
6. Мозговой штурм.
Работа по группам.
Я приглашаю вас сыграть на нашей ярмарке в лотерею “Умных мыслей”.
А вот матрешки посмотрите
Вы мимо них не проходитеВ них задания вас ждут,В мир грамматики ведут.
Представители от каждой группы будут доставать задания, которые находятся в конвертах, зачитывать их и работать у доски, а ребята его группы, слушают внимательно задание и работают самостоятельно в тетрадках. Затем работу проверяем коллективно.
1 группа – зелёный конверт:
-Замени фразеологизм одним глаголом. «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы».
Зарубить на носу – (запомнить)
Бить баклуши –(бездельничать)
Мозолить глаза –(надоедать)
Ходить на голове - (баловаться)
2 группа – синий конверт:
-Измените предложения так, чтобы глагол стоял во множественном числе.
Образец: Утром он не завтракал. – Утром они не завтракали.
Я сидел на диване и смотрел телевизор. В комнате стоял стол и стулья. Друг купил компьютер. Ученик отвечал правильно.
3 группа – красный конверт:
-Составь из слогов слова - глаголы
ня - лись – раж – уп (упражнялись)
креп – ли – за – ля (закрепляли)
ря – то – пов – ли (повторяли)
са – ли – пи (писали)
ли – га – спря (спрягали)
4 группа – желтый конверт
-Составь из предложений текст, запиши его, определи число глаголов, вставь пропущенные буквы.
Они ждали прилета скв…рцов.
Птицы зан…ли свои новые дома.
Ребята повесили на д…ревья скв…речники.
Скв…рцы по…вились неожиданно.
7. Рефлексия. Оценивание
-Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку:
1. Доволен ли тем, как прошел урок?
2. Было ли тебе интересно?
3. Что-то новое узнал?
4. Ты был активен на уроке?
5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
6. Какую отметку поставишь себе за урок?
1 группа. 
Задание №1
Работа над деформированным текстом. - Составьте из слов каждой строчки предложения. Найдите главные члены предложения. Морозы, трескучие, на, стояли , улице. Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам. Прилетели, к, вороны, кормушке, и, воробьи. - Почему птицам зимой нужно помогать?
Задание №2
Выпишите глаголы.
Писать, письмо, курица, сильный, едешь, сказать, езда, учительница, учить, ненавидеть, петь, песня.
Задание №3
Просклонять словосочетание: Сильный мороз
2 группа. 
Задание №1
- Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы. З.мой рус.кий лес сказочный и ч.десный. Сне. укр.шает пуш.стые ветки д.рев.ев. См.листые ш.шки в.сят на елях. - Выдели главные члены предложения. 
Задание №2
Выпишите глаголы.
Писать, письмо, курица, сильный, едешь, сказать, езда, учительница, учить, ненавидеть, петь, песня.
Задание №3
Просклонять словосочетание: сладкая ягода 
-Замени фразеологизм одним глаголом. «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы».
Зарубить на носу – 
Бить баклуши –
Мозолить глаза –
Ходить на голове - 
Измените предложения так, чтобы глагол стоял во множественном числе.
Образец: Утром он не завтракал. – Утром они не завтракали.
Я сидел на диване и смотрел телевизор. В комнате стоял стол и стулья. Друг купил компьютер. Ученик отвечал правильно.
-Составь из слогов слова - глаголы
ня - лись – раж – уп 
креп – ли – за – ля 
ря – то – пов – ли 
са – ли – пи 
ли – га – спря 
Составь из предложений текст, запиши его, определи число глаголов, вставь пропущенные буквы.
Они ждали прилета скв…рцов.
Птицы зан…ли свои новые дома.
Ребята повесили на д…ревья скв…речники.
Скв…рцы по…вились неожиданно.
Вставь пропущенные слова
____________ жаркое утро. В порту на берегу Каспийского моря величественно __________ громады пароходов. Повсюду __________ пассажиры, ______ носильщики, многоголосно _________ продавцы бутербродов и фруктов, ___________ разносчики мороженого.
Слова помощники: замерли, толпятся, наступило, кричат, суетятся, снуют
Вставь пропущенные слова
____________ жаркое утро. В порту на берегу Каспийского моря величественно __________ громады пароходов. Повсюду __________ пассажиры, ______ носильщики, многоголосно _________ продавцы бутербродов и фруктов, ___________ разносчики мороженого.
Слова помощники: замерли, толпятся, наступило, кричат, суетятся, снуют
Заполнить карточку и поставить себе отметку:
1. Доволен ли тем, как прошел урок?
2. Было ли тебе интересно?
3. Что-то новое узнал?
4. Ты был активен на уроке?
5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
6. Какую отметку поставишь себе за урок?
Заполнить карточку и поставить себе отметку:
1. Доволен ли тем, как прошел урок?
2. Было ли тебе интересно?
3. Что-то новое узнал?
4. Ты был активен на уроке?
5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
6. Какую отметку поставишь себе за урок?
Заполнить карточку и поставить себе отметку:
1. Доволен ли тем, как прошел урок?
2. Было ли тебе интересно?
3. Что-то новое узнал?
4. Ты был активен на уроке?
5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
6. Какую отметку поставишь себе за урок?
Заполнить карточку и поставить себе отметку:
1. Доволен ли тем, как прошел урок?
2. Было ли тебе интересно?
3. Что-то новое узнал?
4. Ты был активен на уроке?
5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
6. Какую отметку поставишь себе за урок?
Заполнить карточку и поставить себе отметку:
1. Доволен ли тем, как прошел урок?
2. Было ли тебе интересно?
3. Что-то новое узнал?
4. Ты был активен на уроке?
5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
6. Какую отметку поставишь себе за урок?
Заполнить карточку и поставить себе отметку:
1. Доволен ли тем, как прошел урок?
2. Было ли тебе интересно?
3. Что-то новое узнал?
4. Ты был активен на уроке?
5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
6. Какую отметку поставишь себе за урок?
Заполнить карточку и поставить себе отметку:
1. Доволен ли тем, как прошел урок?
2. Было ли тебе интересно?
3. Что-то новое узнал?
4. Ты был активен на уроке?
5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
6. Какую отметку поставишь себе за урок?
Заполнить карточку и поставить себе отметку:
1. Доволен ли тем, как прошел урок?
2. Было ли тебе интересно?
3. Что-то новое узнал?
4. Ты был активен на уроке?
5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
6. Какую отметку поставишь себе за урок?
(Наступило жаркое утро. В порту на берегу Каспийского моря величественно замерли громады пароходов. Повсюду толпятся пассажиры, снуют носильщики, многоголосно кричат продавцы бутербродов и фруктов, суетятся разносчики мороженого.)

-Замени фразеологизм одним глаголом. «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы».
Зарубить на носу – (запомнить)
Бить баклуши –(бездельничать)
Мозолить глаза –(надоедать)
Ходить на голове - (баловаться)
-Измените предложения так, чтобы глагол стоял во множественном числе.
Образец: Утром он не завтракал. – Утром они не завтракали.
Я сидел на диване и смотрел телевизор. В комнате стоял стол и стулья. Друг купил компьютер. Ученик отвечал правильно.
-Составь из слогов слова - глаголы
ня - лись – раж – уп (упражнялись)
креп – ли – за – ля (закрепляли)
ря – то – пов – ли (повторяли)
са – ли – пи (писали)
ли – га – спря (спрягали)
-Составь из предложений текст, запиши его, определи число глаголов, вставь пропущенные буквы.
Они ждали прилета скв…рцов.
Птицы зан…ли свои новые дома.
Ребята повесили на д…ревья скв…речники.
Скв…рцы по…вились неожиданно.
Жаркое утро. Порт на берегу Каспийского моря. Толпы пассажиров, пестрота одежд, носильщики с тележками, продавцы бутербродов и фруктов, разносчики мороженого.