Открытый урок по русскому языку по теме Глагол


Открытый урок по русскому языку во 2 классе УМК «Планета Знаний»
Тема урока: «Глагол»
Цели деятельности учителя: наблюдать над функционированием в текстах глаголов в формах разных времен, разных наклонений;( без терминалогии), употреблять в ед. и мн. числах.
Планируемые результаты: личностные: демонстрируют личностные качества в процессе общения: используют « вежливые» слова в общении;
Регулятивные – научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
Познавательные – научатся ориентироваться в учебнике;
Коммуникативные – научатся слышать, точно реагировать на реплики;Предметные – научатся использовать глаголы в ед. и мн. числах; получат возможность научиться использовать глаголы в предложении.
Оборудование: проектор, ноутбук, учебник Л.Я Желтовская, наглядные пособия .
Ход урока..Актуализация знаний.
Ролик из мультфильма песня сыщика
Ребята сегодня на уроке нам нужно будет стать настоящим сыщиками и отправиться на помощь в волшебную страну, на поиски загадочных человечков.
Чтобы ничего не упустить мы будем отмечать все в наших тетрадях. Запись числа, классная работа.
Сообщение темы и целей урока.
На доске
Итак первое задание поможет нам определить тему, направление нашего путешествия.
«Лишнее слово»
- Найдите в каждой строчке лишнее слово. Запишите.
Снег,зима,идет.дождьПрыгают, игра,мяч,куклаЗагадки,дети,люди,нарисует.
Проверяем ,зачитываем.Остальные слова стереть(идет,прыгают,нарисует)
Что они обозначают?
На какие вопросы они отвечают?
Как можно их назвать?(глаголами)
А что вы можете рассказать о глаголе?(проблемный вопрос)
Так о чем же будем говорить сегодня на уроке? Какая тема нашего урока? Открываем тему.
Сегодня наши задачи на уроке:
Познакомиться…
Выяснить.. Научиться…
Мы должны выяснить, для чего нужны глаголы в речи?
( чтобы называть действие предмета).
Работа по теме урока.
Слайд 1
Итак , мы попали с вами в страну глаголию , в которой пропали гномики глаголики .Чтобы отыскать 1 глаголика мы должны выполнить первое задание.
Словарная работа
Слайд № 2
Выполняем задание.Слова записываем в столбик. Взаимопроверка.
Дописать к каждому существительному
слова, отвечающие на вопрос «что делает?». Работа ( Одновременно открыты тетради записывают в тетрадь)
Назовите, кто что делает.
Сравните слова, которые вы записали.
Чем похожи эти слова?
На какие вопросы отвечают слова? Что обозначают?
Как называют эти слова? ( глаголы)
Ребята попробуйте самостоятельно вывести правило : что такое глагол.
Ребята, знаете ,что означает слово Глагол – от древне – русского глаголить, говорить…..
Откройте учебник стр. 100 . Прочитаем правило и сопоставим свой ответ с учебником. Поздравляю, мы нашли 1 глаголика.
Открываем 1 глаголика
Прочитайте Упр 1. Как отличить глагол от других частей речи?.... Сделайте вывод .Сейчас мы проверим, как вы научились отличать части речи. Выполнение упр.№1 на доске с последующей проверкой класса.
Вот мы с вами отыскали еще одного2 Глаголика. Открываем.
ФизминуткаА теперь немножко поиграем и отдохнем, выполним задание на внимание: «Услышав глагол, хлопайте в ладоши».
Чтение учителем отрывка из книги Т. Рик «Здравствуй Дядюшка Глагол:
«… Глаголик при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал,
самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил,
вымпел, зажёг, обжёг, флажок, дружок».
Поднимите руку, кто ни разу не ошибся. Вы умнички, самые внимательные!
Глаголики очень не любили ленивых, и сами трудились целый день:
бегал, летал, скакал, мастерил, варил… Там что-то выкопает, там достроит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть.
«Такой уж у нас характер
деятельный. Мы все время что-нибудь ДЕЛАем».
Вот и вам, ребята Глаголики приготовили задание, которое нужно выполнить дружно, общаясь в группе. И тогда вы не только отыщите 3 глаголика,но и узнаете какую роль играют глаголы в нашей речи.
Слайд 3
Посмотрите на текст. Нравиться вам такой рассказ? Вам все понятно? Что нужно сделать?
Роль глаголов в речи. ( Сейчас мы поработаем в группе . 1 ряд 1 команда, 2ряд – вторая команда,3 ряд – третья команда –Я вам на каждый ряд на вторую парту положу листок с заданием. Ваша задача прочитать предложение и вставить глаголы . И как только все сделаете, поднимите руки. .Договоритесь, кто будет отвечать ( сначала читают, потом ставят вопрос и называют глаголы)
Котик.
1. Ласков Васька и хитер: спинку_____________, хвостиком_______________, глазки_________________. 2.Днем на солнышке _______________да все сказки________________. 3.Ночью ________________, мышек______________.
Слова для справок: выгибает, закрывает, виляет, слушает ,греется, ловит, не спит.
Проверка работы. Вывод. - Могут ли существительные обходиться без глаголов? Какая работа у глагола? (речь оживает, глагол обозначает действие, движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое)
Слайд 4
. Глагол - самая живая часть речи.
(русский писатель А. Югов).Читает ученик.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
Глаголики решили еще раз проверить наши знания сыщиков. Отыщите и выпишите глаголы из этого стихотворения.
Назовите глаголы в этом стихотворении. Что говориться о роли глагола в речи ? Обобщение.
Слайд № 5
Чтобы мы не ушли без подарка глаголики решили подарить нам кластер знаний о глаголе. Какие же знания о глаголе мы унесем из волшебной страны?
Слайд 6
Д/з с.100 правило , а дальше можно выбрать вариант
А) с.100 № 2
Б) сочинить сказку о глаголе
4. Рефлексия деятельности.
Оцените свою работу сыщика. Возьмите человечка и поставьте его на лесенку достижений.
Организованное окончание урока.
Встаньте. Вы сегодня молодцы, мне понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо за урок! До свидания!