Урок русского языка 4 класс Обобщающий урок по теме Глагол
Русский язык 4 класс
Тема: Обобщающий урок по теме «Глагол»
Цель:
Обучающая: обобщить знания по теме «Глагол».
Развивающая: формировать умения распознавать время глагола, спряжение; развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, мышление.Воспитывающая: воспитывать взаимовыручку, интерес к предмету.
Тип: урок-обобщение знаний.
Методы: словесный, эвристический, практический, частично-поисковый.
Оборудование: тесты, дополнительный материал, памятки, сказочные герои.
Ход урока
Орг. момент. Психологический настрой.
Тема и цели урока
Сегодня мы проведем обобщающий урок по русскому языку по теме «Глагол» и в этом мне помогут мои ученики.
Начнем урок с девиза урока русского языка
На уроке не спеши,
Подумай, а потом пиши.
На уроке русского языка надо быть не только внимательным, но и стараться писать в тетради красиво и чисто.
Минутка чистописания.
Проведем минутку чистописания.
Грязнуля. – Привет! А вот и я Грязнуля. Многие стараются со мною подружиться- и сразу в тетрадях у них появляются исправления, грязь, зачеркивание, и пишут они, как « курица лапой»
А вот и мои друзья! Наши с тобой друзья «3» и «2». Ух, какой я хороший! Кто хочет со мной подружиться? А может ты?
Учитель. Как только мы хотели провести минутку чистописания, как появляешься ты, Грязнуля. У нас и без тебя не всегда в тетрадях чисто и аккуратно, еще и ты предлагаешь свою дружбу. Я надеюсь, что у нас в классе будет меньше твоих друзей.
Письмо элементов букв (арб)
Ребята, старайтесь красиво и чисто писать
И будет у вас лучшая в классе тетрадь.
Учитель. На уроке русского языка не только надо красиво писать, а главное нужно писать грамотно, уметь объяснять написание слов. А для этого нужно развивать память, мышление, интерес к предмету.
Словарная работа.
Память. – Я память. Я - способна сохранять в сознании прошлые впечатления и опыт. Предлагаю вам провести словарную работу.
В течение двух месяцев мы работали над написанием этих слов, давайте еще раз проверим вашу память. Угадайте изученные раннее слова по описанию. (объясняют написание, повторяют).
Звенеть-издавать, производить чем-нибудь звуки высокого, металлического тембра.
Сообщить-уведомить кого-нибудь о чем-нибудь.
Состязаться –синоним соревноваться.
Жужжать-производить однообразный дребезжащий звук, свистящий шум.
Расставлять-размещать, ставить что-нибудь на нужное место.
Серебриться-сверкать серебряным блеском
Новое слово чувствовать-ощущать органами чувств.
Родственные слова: чувство, чувственный.
V. Работа по теме урока
-К какой части речи относятся слова из словарной работы? Почему? Что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают?
Что без глагола предметы?
Глаголы
Лишь названия.
А если он появится-
Все в действие придет
Летит ракета
Люди строят здания
Цветут сады
И хлеб в полях растет.
Глагол-настоящий богатей среди частей речи: имеет лицо, время и вид-никакая другая часть речи не имеет столько форм. Глагол и работник хороший всегда при деле, всегда с кем-то связан. Но как ему согласоваться с существительным, числительным, местоимением, если у них нет ни времени, ни лица, ни вида. Приходится глаголу брать взаймы род и число у этих частей речи, чтобы с ними согласоваться. Эти части речи охотно делятся с глаголами своими формами, ведь он так привлекателен и подвижен в общении. По частоте употребления глагол занимает 2 место после существительного. Раз мы говорим о том, что глаголы имеют вид. Из всех глаголов словарной работы назовите глагол совершенного вида.
Объясните почему.
VI. Физминутка.
Я-мышление. Мышление-это процесс деятельности мозга, сознания. Со мной вы должны рассуждать, логически мыслить, доказывать, вспоминать изученное.
Упражнение из учебника. Списать. Найти глаголы настоящего времени. Определить лицо, число (чтение текста)
Мы очень любим лежать на сене. Иногда в душные ночи даже спим на сеновале. Дует теплый ветерок, пахнет свежей травой, смотришь и мечтаешь.
Моя корова Альбиноска родила теленка. Теленка звали Лопух.
Что вы знаете о временах глагола?
Прошедшее время-то, что прошло. Вчера мы рисовали.
Настоящее время-происходит теперь. Мы рисуем.
Будущее время – еще не произошло. Мы нарисуем.
На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?
У глаголов, какого времени можно еще определить лицо и число?
Как определить лицо и число?
Я-внимание. Внимание- это сосредоточение мыслей или зрения, слуха на чем-нибудь. При выполнении любого задания внимание очень необходимо.
Задание: из групп слов выделить лишнее слово по спряжению.
Жили, мылим, говорили, били.
Закричать, помолчать, поворчать, отобрать.
Слушать, держать, смотреть, слышать.
Интерес. Я –интерес. Интерес-это внимание, возбуждаемое чем-нибудь значительным, привлекательным. Я у вас в гостях и предлагаю отгадать ребусы. Сделать морфологический разбор этого глагола.
Подпишет-глаг., что сделает?, н.ф.-подписать, с. в., б.в. , Iспр., 3л., ед.ч,, сказуемое.
100ю…
VII. Итог. В течение всего урока мы обобщали свои знания о глаголе. Чтобы проверить их, давайте проведем тестирование по морфологическому разбору глагола стою.
Тестирование
К какой части речи относится это слово?
А) прилагательное
Б) глагол
В) существительное
2. На какой вопрос отвечает этот глагол?
А) что делаю?
Б) что сделаю?
В) что делаем?
3. Определить вид глагола
А) совершенный
Б) несовершенный
4. К какому спряжению относится глагол?
А) 1спряжение
Б) 2 спряжение
5. Определите время глагола
А) прошедшее
Б) будущее
В) настоящее
6. Определите лицо глагола
А) 1 лицо
Б) 2 лицо
В) 3 лицо
7. Определите число глагола
А) единственное число
Б) множественное число
8. Каким членом предложения является?
А) подлежащее
Б) дополнение
В) сказуемое
Оценивание будет проводится по результатам тестирования и выполнения классной работы.