Разработка открытого урока по теме Стили и типы речи

Повторение по теме: «Стили и типы речи».

Цели:
1. углубить знания о языке как многоуровневой системе;
2.способствовать повышению лингвостилистической культуры учащихся, сознательному отношению к явлениям русского языка;
3.совершенствовать умения анализировать текст; способствовать развитию, обогащению и совершенствованию речи и мышлению учащихся.



Ход урока.

I. Организационный момент.
1) Сообщение темы и целей урока.

2) Слово учителя.
-Вы, конечно, уже знакомы с такими понятиями, как текст, стили и типы речи. Наша задача сегодня: закрепить эти знания. Но для того, чтобы закрепить, их нужно вспомнить. С чего мы и начнём.

3) Представление эпиграфа: «Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения!» (Н.В. Гоголь)
- Чуть позже мы вернёмся к нему. А вы подумаете над этими слова и
скажите, как вы их понимаете.

II. Повторение сведений о тексте, стилях и типах речи.

1) Беседа с учащимися.
-Что такое текст? (Текст -это связанное по смыслу и грамматически высказывание в устной или письменной форме. )

-Чем он отличается от предложений? ( Основными признаками текста являются связность и цельность.)

-С помощью каких языковых средств связываются предложения в тексте? (Предложения в тексте могут быть связаны разными средствами: местоимениями, однокоренными словами, союзами, повторами одних и тех же слов и др.)

2) Работа с текстом.
-Сейчас я прочту несколько строк, а вы скажите текст ли это.

Роза распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё было всё так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизывавшего её тонкие лепестки розовым светом. В цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить. Она могла только, склонив свою голову, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой (По В.М. Гаршину).
(Текст раздаётся на парты учащимся, так как в дальнейшем идёт работа непосредственно по тексту).

(Это текст, так как все предложения связаны по смыслу и грамматически; в данном тексте для связи предложений используются местоимения (она, вокруг неё, её) и союзы (но, и, когда); цельность тексту придаёт смысловое единство, т.к. каждый текст заключает в себе определённое содержание, то есть имеет свою тему)

- А что такое тема текста и какова тема данного текста? ( Тема текста – это то, о чём идёт речь в тексте. Тема данного текста – роза).

-Предложения в тексте определяются только темой? (Нет не только темой, но и основной мыслью, идеей)

- Дайте определение основной мысли текста, определите основную мысль данного текста. (Основная мысль текста – это то главное, что хочет сказать автор своим произведением, то, ради чего он его пишет. В тексте о розе основная мысль – описание радости, счастья, которые испытывает роза, оттого что она живёт.)

- В каких предложениях эта мысль заключается? (Эта мысль заключается в таких предложениях как: «Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро; Если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить»).



- А теперь скажите, в каком стиле написан этот текст? Обоснуйте свой ответ.

- Давайте вспомним, какие ещё стили речи вы знаете (работа у доски).





Стили речи


Книжный Разговорный


Художественный Научный




Официально-деловой. Публицистический.


-Приведите по одному примеру каждого стиля (2-3 учащихся).

-А какая наука изучает стили и стилистические средства языка? (Стилистика).

- А какие вы знаете типы организации речи? (работа у доски).


Типы речи



Повествование. Описание. Рассуждение.


-Приведите несколько примеров по каждому типу речи (3-4 уч.).

ФИЗМИНУТКА.

III. Практическая часть. Закрепление.
1) Самостоятельная работа в группах (выполнение на время -10 мин).

Первая группа (сильные учащиеся):

Текст 1.
Томление и зной усиливались. Замолкли птицы, мухи осоловели на окнах. К вечеру низкое солнце скрылось в раскалённой мгле. Сумерки настали быстро. Было совсем темно – ни одной звезды.
И вот в мертвенной тишине глухо и важно зашумели ветлы, долетели испуганные крики грачей. Шум становился всё громче, торжественнее. Налетевший ветер засвистел, завыл в трубах и углах дома. Где-то бухнуло окно, зазвенели разбитые стёкла. Весь сад теперь шумел, скрипели створы, качались невидимые вершины (по А.Н. Толстому).

Задания.
1. Текст ли это? Аргументируйте свой ответ.
2.К какому стилю относится данный текст? Докажите.
3. Какова основная мысль текста?
4. С помощью каких языковых средств связываются предложения в данном тексте? Приведите примеры из текста.
5. К какому типу речи относится текст? Аргументируйте свой ответ.

(Данный текст относится к художественному стилю. Его цель – нарисовать живую картину надвигающейся грозы. Текст написан живым, выразительным языком. Использованы характерные для художественного стиля речи языковые средства: как слова с конкретным значением, так и слова в переносном значении (в раскалённой мгле, ветер засвистел и т.д.), глаголы с приставками за- со значением начала действия (замолкли, завыл, засвистел и т.п.), глаголы в прошедшем времени вместо настоящего (зашумели, долетели и т.д.), сложные предложения, описывающие быстро сменяющие события. По типу речи – повествование, так как в тексте присутствует большое количество глаголов и наречий, которые показывают динамику действий, их последовательность, присутствие завязки, развития действия, кульминации.)


Вторая группа (слабые учащиеся):

Текст.
Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берёз висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко – кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе лесника.
В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток (К.Г. Паустовский).

Задания:
1. Текст ли это? Докажите.
2. Определите тип речи. Аргументируйте свой ответ.
3. Какова тема и основная мысль текста?

(У данной группы на партах лежат схемы-помощники: «Особенности различных типов речи», «Стили речи»).

(Это текст, так как все предложения связаны в нём по смыслу и грамматически. Тема текста – описание природы в предрассветное время. Основная мысль, идея текста заключается в предложении: Это лучшее время суток. По типу речи – описание, так как все предложения находятся в отношениях одновременности, всё происходит как бы одномоментно).

2) Индивидуальная работа (2 уч.-ся).

1)Текст 1.
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной

(Вс. Рождественский.)

Текст 2.
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна, –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!

(Е. Трутнёва).

Задания.
1.Определить тип речи каждого текста. Обоснуйте свой ответ.
2. Определить тему и основную мысль текстов.

(Первый текст по типу - описание, так все предложения находятся в отношениях одновременности. Тема этого текста – описание берёзки. Основная мысль – красота берёзки, которая радует человека. Второй текст по типу – рассуждение, так как предложения находятся в причинно-следственных отношениях. Такой тип строится по схеме: тезис (что нужно доказать), доказательства, вывод. Таким образом, в данном тексте тезисом, который надо доказать является – наступило лето. Доказательства: в небе ходят грозы, травы расцвели, обильная роса, гул пчёл, тёплая вода в реке. Вывод: Значит, кончилась весна!)




2) Текст.

Всю ночь мшары дышали запахом мокрого мха, коры, чёрных коряг. К утру дождь прошёл. Серое небо низко провисало над головой. От того, что облака почти касались верхушек берёз, на земле было тихо и тепло. Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце.
Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли Шли мы по кочкам, а между кочками, там, где кисла рыжая вода, торчали острые, как колья, корни берёз (По К.Г. Паустовскому).

Задания.
1. Текст ли это? Докажите.
2. Определите тип и стиль текста. Обоснуйте свой ответ.
3. Дайте лексическое значение выделенному слову.
4. . С помощью каких языковых средств связываются предложения в данном тексте? Приведите примеры из текста.

3) Игра «Восстанови текст».
Игра проводится в группах. Каждой группе раздаётся разрезанный текст. Задача учащихся: восстановить текст и выполнить к нему задания. Кто быстрее это сделает, тот и выигрывает (тексты группам раздаются одинаковые).

Текст.

Дуб черешчатый – наиболее известный представитель рода, широко распространённый в европейской части России и Западной Европы. Долговечное, мощное дерево до 10 м. высотой, сомкнутых насаждениях со стройным стволом, высоко очищенным от сучьев, при одиноких посадка на открытых местах – с коротким стволом и широкой раскидистой кроной.

(Из учебника ботаники для вузов).





Задания.
1.Текст ли это? Докажите.
2. К какому стилю речи относится? Аргументируйте свой ответ.
3. Какова основная мысль данного текста? Обосновать, привести примеры из текста.

( Это текст, т.к. предложения связаны по смыслу и грамматически. Относится к научному стилю речи, потому что в научном описании нет авторской оценки описываемого предмета, язык точен. Употреблены такие термины ботаники: дуб черешчатый, со стволом, высоко очищенным от сучьев; слова употреблены в прямом значении. Первое предложение представляет собой логическое определение. Чтобы создать точное представление о предмете речи (дубе черешчатом), в тексте используются цифры – до 10 м высотой, географические названия. Задача речи (цель высказывания) – сообщить научную информацию (сведения теоретического характера), объяснить причины свойств и явлений, в данном случае – речь идёт о дубе).

4) Работа с эпиграфом.


IV. Подведение итогов.
- У меня на доске две записи. Ваша задача: определить, какая из записей текст. Доказать свой выбор.

Текст 1.
В кустах расцвёл красный цветок. Издали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были раскрыты, а на дне поблёскивала капля воды. Цветок покачивался, словно о чём-то думал.

Текст 2.
Осень пришла и завладела землёй. Она одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Жестокие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагам гул.

V. Домашнее задание (дифференцированно).
Вторая группа (слабые учащиеся):

- По данному началу (по своему выбору) написать продолжение, определив для себя тип речевого высказывания и продумав характерные для него детали речи. Учтите, что возможно включение элементов другого типа, если оно уместно.

1) Букет был небольшой, но очень красивый.
2) Каждое растение защищается по-своему. Например, у бузины неприятный запах, он-то и отпугивает всех. А вот
3) Тигр – одно из самых красивых, мощных и грациозных животных на земле




Первая группа (сильные учащиеся):

Написать лингвистическую сказку.
1) «Знакомство Стилей и Типов речи».
2) «Текст».
3) « Спор Темы текста и Идеи».





















































15