Урок русского языка в 5классе по теме:Стили речи. Технологическая карта.
Технологическая карта урока
Урок: русский язык
Тема урока: Стили речи
Дата проведения урока: …..
Класс 5.
ОУ: ГБОУ СОШ №475.
Учитель-предметник: Кравцова Т.М.
УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. Часть 1-ая / М.Т. Баранов и др., Москва, «Просвещение», 2012 г.
Цель деятельности учителя Начать знакомство с понятием «стили речи»; формировать умение различать стили речи
Тип урока Урок объяснения нового материала
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном^ художественном) и их характеристике; уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Методы и формы обучения Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы HYPERLINK "http://uroki.net/" http://uroki.net/ HYPERLINK "http://akademius.narod.ru/" \t "_blank" akademius.narod.ru/ HYPERLINK "http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html" \t "_blank" vibor-rus.html
HYPERLINK "http://www.zavuch.ru/" http://www.zavuch.ru/ HYPERLINK "http://festival.1september.ru/" http://festival.1september.ru/
HYPERLINK "http://intergu.ru/" http://intergu.ru/ som.fsio.ru
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Основные понятия Стили речи, разговорный стиль, художественный стиль, публицистический стиль
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урокаОбучающие и развивающие
компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность
учащихсяФормы организации
взаимо-
действияФормируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный
контроль1 . Актуа-
лизацияи пробное
учебноедействиеВоспроизведе-
ние ранее изу-
ченного, уста-
новление преем-
ственных связей
прежних и новых знаний
и применение
их в новых си-
туациях.
Игра-соревно-
ваниеСловарно-орфографическая работа.
Грамота — grammata — чтение и письмо (греч.).
- В каком значении употреблено слово грамота!
Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился
я русской грамоте (А. С. Пушкин).
После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту.
Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это
китайская грамота (А. П. Чехов).
Царский манифест... оказался филькиной грамотой (А. Степа-
нов) Вспоминают пословицы о языке,
речи, слове. Одну
записывают в тетрадь. Групповая Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познаватель-
ные действия в материали-
зованной и умственной
форме; осуществляют для
решения учебных задач
операции анализа, синтеза,-
сравнения, классификации,
устанавливают причинно-
следственные связи Устные
ответы2. Выявление места и причины затруднения Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа — Откуда, по-вашему, взяты тексты? (Из книг.) — Как вы это определили? (Авторы используют книжную лексику, образные выражения.)
Сообщение учителя. Стилистика - это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности. Стиль языка - это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально- деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество Обдумывают ответы на вопросы Групповая Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Просмотр мультимедийной презентации «Стили речи» Стили русского литературного языка Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Слушают учителя, рассматривают учебные пособия Фронтальная Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач Устные ответы
Сферы общения Стиль
Общение людей в быту Разговорный
Общение граждан в учреждении Официально- деловой
Агитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.) Публицистический
Научная деятельность (научные статьи, работы) Научный
Словесно-художественное творчество (стиль художественной литературы) Художественный
Книжными стилями считаются: научный, официально-деловой, публицистический, художественный 3. Целепо-лагание и построение проекта выхода из затруднения Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Наблюдение (с. 10-11 учебника). -О чем идет речь во всех текстах? Как говорится о ветре, одинаково или по-разному? Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Индивидуальная, групповая Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей Вопросы для уточнения информации
Беседа по мате-
риалам учебника, обсуждение
результатов на-
блюдения- В зависимости от того, с кем говоришь, с какой целью, в какой
обстановке, определяется стиль речи говорящего Выделяют глав-
ное, устанавли-
вают причинно-
следственные свя-
зи между отдель-
ными языковыми
явлениями4. Творче-
ская прак-
тическаядеятель-
ностьпо реали-
зации по-
строенно-
го проекта Выполнение
упражненийв учебнике.
Обсуждение
выводов, их
подтверждение— К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас
выполненные упражнения?
— О какой стороне языка мы еще не говорили?
Объясняет важность орфографически грамотного письма
(упр. 8).
- Чтобы обеспечить у себя формирование прочных навыков
грамотного письма, необходима постоянная работа, которая
включает три последовательных шага: 1) научитесь слышать
звуки, определять их количество в слогах и словах, различать
звуки, осуществлять звуковые схемы; 2) вырабатывайте орфо-
графическую зоркость, узнавайте орфограммы; 3) научитесь
контролировать свою работу (самоконтролю) Формулируют
собственные мыс-
ли, высказывают
и обосновывают
свою точку зре-
ния. В сотрудни-
честве с учителем
и одноклассника-
ми делают вывод,
что существуют
как устные, так
и письменные
формы речи Фрон-
тальнаяРегулятивные: контроли-
руют учебные действия,
замечают допущенные
ошибки; осознают правило
контроля и успешно ис-
пользуют его в решении
учебной задачи.
Коммуникативные: осу-
ществляют совместную
деятельность в парах и ра-
бочих группах, умеют зада-
вать вопросы для уточнения последовательности работы Устные
ответы5. Первич-
ное закреп-
лениес коммен-
тирова-
ниемЭвристическая
беседа, подбор
своих примеров,
иллюстриру-
ющих природу
изучаемого язы-
кового явления,
составлениесвязных расска-
зов об изучен-
ных нормах Распознавание стилей речи.
"Учитель зачитывает тексты, ученики, называя признаки, оп-
ределяют стиль.
Работа может быть проведена с использованием карточек.
1 . Вышел я на поляну. . . и ахнул от удивления. На краю поляны
два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить,
но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разго-
ворный.)
2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам
с севера вместе с первым снегом и заморозками. (Из словаря -
научный.)
3. Возле речки, у обрыва, Может, ветер шаловливый
Плачет ива, плачет ива. За косичку дернул иву?
Может, ей кого-то жалко? Может, ива хочет пить?
Может, ей на солнце жарко? Может, нам пойти спросить?
И. Токмакова (Художественный.) Выполняют упражнения, отвечают на вопросы Индиви-
дуальная,
групповаяЛичностные: осваивают
новые виды деятельности,
участвуют в творческом со-
зидательном процессе.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной
форме; осуществляют
для решения учебных задач
операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации,
устанавливают причинно-
следственные связи, делают
обобщения, выводы Устные
ответы6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения
Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса
Выполнение упражнений
Индивидуальная Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Письменная работа
7. Включение в систему знаний и повторение
Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание Составление диалогов в парах по материалу упр. 19. Задание.
Используя предложенные выражения приветствия, составьте диалог с другом; с директором школы. Средствами какого стиля речи вы воспользовались в первом случае? Во втором? (Разговорным и официально-деловым стилем.)
Составляют и произносят диалоги, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы
Фронтальная Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки
Оценивание работы учащихся на уроке
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Заключительная беседа по вопросам —Что нового узнали на уроке?
Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным?Почему?
Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как выих преодолевали?
Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
—Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился -карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустнымлицом.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений Индивидуальная Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания Листы
обратнойсвязи