Внеклассное мероприятие ко Дню Святого Николая
Трудовое обучение 5 класс Урок №18
Тема урока: Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения. Древесина – природный материал. Пиломатериалы и древесные материалы.
Практическая работа: Графической изображение изделий из древесины.Цели урока:
1)изучить профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область применения;
2)воспитывать уважение к труду;
3)развивать жизненный кругозор учащихся.
Оборудование:
Образцы различных пиломатериалов, фанеры, ДСП, ДВП.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
Беседа с учащимися:
1)Где применяется древесина? (Древесина применяется для изготовления мебели, окон, дверей, полов, потолков и т.д.)
2)Как определить возраст дерева? (Возраст дерева определяют по кольцам ствола на спиле ствола дерева)
3)Что называется текстурой древесины?(Это внутренний рисунок ствола дерева, наиболее красивую текстуру имеют такие породы как дуб, ясень и различные виды красного дерева).
III. Изучение нового материала.
Учитель:
Пиломатериалы получают при продольном распиливании ствола дерева. Распиливание древесины производится лесопильными рамами.
Лесопильная рама—это машина для продольной распиловки брёвен пилами, укреплёнными в так называемой пильной рамке, совершающей возвратно-поступательное движение.
Какие пиломатериалы получают при распиливании ствола? (Доски, горбыль, бруски).
Учитель (демонстрируя):
-брус—длинный кусок дерева, обычно прямоугольного или кругового сечения (толщина и ширина не менее 100 мм);
-бруски (толщина и ширина менее 100 мм);
-доски –плоские с обеих сторон куски дерева небольшой толщины, выпиленные из бревна (толщина до 100 мм, не менее толщины должна быть ширина);
-пластины—плоские полосы какого-либо твёрдого или упругого материала с гладкой поверхностью (бревно распилено пополам);
-четвертина—четвёртая часть бревна, распиленного вдоль накрест (по двум взаимно перпендикулярным диаметрам, то есть бревно распилено на 4 части);
-горбыль—крайняя доска, выпуклая с одной стороны, получающаяся при продольной распилке бревен (выпиленная боковая часть древесины).
Учитель показывает учащимся основные элементы пиломатериала: пласт; ребро; торец.
Учитель:
Давайте рассмотрим древесные материалы, к которым относятся: фанера, шпон, древесно-стружечные плиты, древесноволокнистые плиты.
1)Фанеру получают путём наклеивания перпендикулярно друг к другу листов шпона.
Получают шпон на лущильном станке.
Лущильный станок служит для получения тонкой поперечной стружки (шпона) из коротких брёвен. Режущий инструмент в станке — нож, срезающий по всей длине вращающегося чурбака (такого вида заготовки) слой древесины в виде непрерывной ленты.
Полученные листы шпона режут на квадраты, намазывают клеем и склеивают под прессом
Изготавливается фанера толщиной от 2 до 20 мм.
- Каковы основные свойства фанеры? (не рассыпается; хорошо гнётся; не растрескивается; хорошо обрабатывается; прочнее древесины).
- Где применяется фанера? (при изготовлении мебели; в строительстве).
Учитель:
А также в машиностроении и авиастроении. Шпон используется для изготовления гнутой мебели, спортивного инвентаря.
2)Древесно-стружечные плиты (ДСП) тоже предполагают определённую технологию их получения. Для изготовления ДСП используются в основном измельчённые отходы древесины, которые склеиваются путём прессования. Толщина ДСП составляет 10-26 мм.
- Каковы основные свойства ДСП? (почти не коробятся; хорошо обрабатываются).
- Где применяются ДСП? (при изготовлении мебели; в строительстве).
Учитель:
Нежелательно применение ДСП в жилых помещениях, так как по утверждению специалистов, эти плиты выделяют вредные вещества.
3)Древесноволокнистые плиты (ДВП) прессуются из пропаренной и измельчённой древесной массы.
- Каковы основные свойства ДВП? (ровная гладкая поверхность; приятный цвет; хорошо гнётся).
- Где применяются ДВП? (при облицовке стен и потолков; в производстве мебели, дверей).
Учитель:
Главным недостатком всех древесных материалов является то, что они боятся влаги, и под её воздействием фанера расслаивается, плиты разбухают.
III.Практическая работа.
Выполнение заданий:
1.Найти в образцах пиломатериалов основные элементы.
2.Измерить толщину фанеры и количество слоёв.
3.изобразить графически изделия из древесины.
IV.Выводы.
V.Итоги.
Оценка результатов практической работы.
Трудовое обучение 5 класс Урок №19
Тема урока: Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения. Этапы планирования работы по изготовлению изделий из древесины. Подготовка заготовок к работе. Сведение о припуске на обработку.
Практическая работа: Разметка заготовок: по шаблону и копирование, склеивание изделий из древесины.
Цель: Рассказать учащимся об этапах создания изделия из древесины; ознакомить учащихся с тем, что такое «брак»; рассказать учащимся, что называют технологическим переходом, для каких целей служат технологические карты; ознакомить учащихся с понятием «деталь» сборочной единицы.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: линейка; карандаш; режущие инструменты.
План урока.
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.
Мотивация учебной деятельности.
Для того чтобы изготовить какое-либо изделие необходимо выполнить ряд действий, то есть пройти ряд этапов.
Надо заранее продумать, из каких материалов будет состоять изделие, какие инструменты нужны для этого, на каком оборудовании и рабочем месте, возможно, изготовить изделие.
Тема и цели урока .Итак, тема сегодняшнего урока «Этапы создания изделий из древесины», обратите внимание на доску, где она записана.
Сегодня мы с вами изучим этапы создания изделий из древесины и научимся составлять технологическую карту.
Этап актуализации знаний.
Вопрос: Кто знает, что такое «брак»?
Ответ: Брак – ненужная продукция, выполненная вследствие неправильного изготовления изделия. Поэтому, не спешите приступать сразу к изготовлению изделия.
Вопрос: Кто может сказать, что называют «заготовкой»?
Ответ: Заготовкой – называют определенных размеров материал, из которого делается деталь.
Изучение нового материала.
Чтобы приступить к изготовлению изделия вначале изображают изделие в виде технического рисунка, эскиза или чертежа. Подбирают качественную заготовку из древесины необходимой породы. Размечают заготовку, проверяя размеры несколько раз. Затем строгают, пилят, зачищают и отделывают ее, превращая в готовое изделие.
Вопрос: Что называют «сборкой»?
Ответ: Сборкой называют соединение деталей в изделие.
Если изделие состоит из нескольких деталей, то их после изготовления надо подогнать друг другу и соединить между собой. Изготовленное изделие необходимо проверить на прочность, испытать. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найти причины их возникновения и устранить.
Последовательность действий по обработке заготовок и сборке их в изделие описывается в специальных инструкционных и технологических картах. Изделия могут состоять из одной или из нескольких деталей. Каждая деталь изготавливается из одного куска материала.
Вопрос: Кто может сказать, что называют «сборочной единицей»?
Ответ: Сборочной единицей называют соединение деталей в изделие.
Изделие может состоять из одной или нескольких сборочных единиц. Обработку деталей осуществляют рабочими инструментами вручную или на станках. Каждая деталь изготавливается по своему технологическому процессу, который является частью всего производственного процесса по превращению заготовки в деталь или изделие.
Технологический процесс изготовления деталей состоит из ряда технологических переходов (операций).
Вопрос: Что называют «технологическим переходом»?
Ответ: Технологическим переходом называют законченную часть технологического процесса, выполняемую на одном рабочем месте.
Например, переходами будут являться: выпиливание заготовки на столярном верстаке, окраска заготовки в лакокрасочном помещении.
Процесс изготовления записывается в виде технологической карты, в которой указывается последовательность переходов, графическое изображение изменяющейся заготовки и применяемые инструменты и приспособления.
Теперь рассмотрим технологию изготовления кухонной разделочной доски. Возьмем наиболее простое изделие для освоения техники составления технологической карты.
Вопрос: Ребята, кто знает, с чего начинается творческая работа по изготовлению любого изделия?
Ответ: Творческая работа по изготовлению любого изделия начинается с выбора заготовки.
Вопрос: Из каких материалов можно изготовить разделочную доску?
Ответ: Материалом для заготовки разделочной доски может быть фанера или доска толщиной 10…12 мм, так как разделочная доска должна быть легкой и экологически чистой. На данной заготовке размещается контур изделия по шаблону.
Вопрос: Кто знает, что является следующим этапом при изготовлении разделочной доски?
Ответ: Следующим этапом является выпиливание контура изделия.
Затем следует наколоть шилом центр отверстия. Высверлить его.
Вопрос: Что следует сделать при окончательной обработке при изготовлении кухонной разделочной доски?
Ответ: Окончательным этапом данной работы является зачистка изделия, округление острой кромки и углов.
Ребята, посмотрите технологическую карту изготовления кухонной разделочной доски, изображенной в таблице 1.
VI. Практическая работа. Разметка заготовок: по шаблону и копирование, склеивание изделий из древесины.
1. Внимательно изучите чертеж детали, которую вы хотите изготовить.
2. Пользуясь таблицей 1, разработайте технологическую карту на изготовление вашей детали.
3. Сравните составленную технологическую карту с технологической картой, разработанной для этой детали вашими одноклассниками.
VII. Итог урока.
Ребята сегодня мы с вами познакомились с этапами создания изделий из древесины и научились составлять технологическую карту.
Оценивание работы учащихся на уроке
VIII. Домашнее задание.
Ребята сегодня мы с вами познакомились с этапами создания изделий из древесины и научились составлять технологическую карту.
Таблица 1
Технологическая карта
Изготовление кухонной разделочной доски
№ п.п. Последователь-
ность выполне-
ния переходов Графическое изображение Инструменты и приспособления
1 Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10…12 и разметить контур изделия по шаблону Шаблон, карандаш
2 Выпилить контур изделия Ножовка столярный верстак
3 Наколоть шилом центр отверстия, высверлить отверстие. Шило, сверло, коловорот или дрель
4 Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы Верстак, шлифовальная колодка, тиски.
ИЗО 8 класс УРОК № 9
ТЕМА: ОБЪЕКТ И ПРОСТРАНСТВО. ОТ ПЛОСКОСТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ К ОБЪЕМНОМУ МАКЕТУ. СОРАЗМЕРНОСТЬ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ.
Практическая работа: баланс объема и поля на макете.
Цель: Формировать представление об исторических аспектах развития художественного языка конструктивных искусств; учить воспринимать плоскостную композицию как схематическое изображение объёмов в пространстве при взгляде на них сверху; развивать пространственное воображение; развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности.
Оборудование: картон, бумага, клей ПВА, ножницы, демонстрационный материал.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Подготовка учащихся к изучению нового материала
У меня в руках куб, а на доске я изобразил квадрат и утверждаю, что я изображал фигуру, которая находится у меня в руке.
Почему я делаю такое утверждение?
- Предмет может выглядеть по-разному, в зависимости от того, откуда мы на него смотрим. Одна из сторон куба является квадратом.
- Правильно! Вещь объёмна, трёхмерна, а её изображение плоско, двухмерно.
Ещё на заре своего развития зодчество породило особый вид графического изображения, которое помогало спроектировать и построить здания и целые города! То есть от плоского изображения человек переходил к объёмному, этому мы и будем учиться на нашем уроке!
II. Изучение нового материала
-- Изображения различных предметов - рисунки - появились как средство общения между людьми еще до создания письменности.
Все проекции шара - круги, диаметр которых равен диаметру шара.
Учитель: Прошу ответить на несколько вопросов:
- В чем заключается анализ геометрической формы предметов? Каково его значение?
- Что общего и в чем отличие между проекциями цилиндра и конуса?
- Какую форму имеют проекции куба и прямоугольного параллелепипеда?
- у каких геометрических тел все проекции одинаковы?
Геометрические фигуры - важные элементы при создании вещей и зданий.
ПI. Творческая практическая деятельность.
~ Сегодня на уроке мы с вами будем выполнять объёмно-пространственную композицию по теме «Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве». Для первых макетов мы будем использовать плотную бумагу и картонную плоскость для основания. Посмотрите на примеры композиций и придумайте свои варианты объемно-пространственной композиции.
IV. Итоги урока. Рефлексия
Выставка работ, обмен мнениями.
Учитель: Расставьте свои работы так, чтобы их можно было рассмотреть со всех сторон. Выполните эскизы чертежей своих композиций. Чертёж поможет вам выявить недочёты в вашей работе, если таковые имеются. Поделитесь опытом со своими товарищами
Ресурсный материал к уроку 9
1. С тех пор как научились возводить сначала простейшие, а потом более сложные сооружения, мастера стали использовать при строительстве рисунки, а затем и чертежи. При строительстве жилищ, крепостей и других сооружений появились первые чертежи, которые назывались «планами». Эти чертежи обычно выполнялись в натуральную величину непосредственно на земле, на месте будущего сооружения. В дальнейшем такие планы-чертежи стали выполнять на пергаменте, дереве и холсте в уменьшенном виде. На чертежах старались показать как форму, так и размеры предметов. В Древней Руси было очень много искусных мастеров по литью металлов, изготовлению оружия, строительству зданий. Так, например, в летописях XIII-XIV вв. найдены рисунки, по которым можно узнать способ изготовления предметов. Часто на одном изображении совмещались план (вид сверху) и фасад (вид спереди) какого-либо сооружения, например, моста. Неудобство такого совмещения заставило разъединить оба вида и при менять при изображении предметов два, три и более видов. С развитием кораблестроения потребовались более точные, вычерченные в строгом масштабе чертежи. В корабельных чертежах 1686-1751 п. уже применялись три изображения, с помощью которых на плоскости чертежа показывали основные размеры судна: длину, ширину и высоту. В 1798 г. французский инженер Гаспар Монж опубликовал свой труд «Начертательная геометрия», который лег в основу проекционного черчения. Присмотритесь к окружающим нас предметам. Многие из них имеют форму геометрических тел или их сочетаний.
Фронтальная и профильная проекция цилиндра - прямоугольники, а конуса - равнобедренные треугольники. Проекциями куба являются три равных квадрата.
Фронтальная и профильная проекции пирамиды - равнобедренные треугольники. Квадратное основание пирамиды проецируется на горизонтальную плоскость.
2. Архитектура (лат. architectura, от греч. architeckton - зодчий, строитель) - зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Являясь одним из видов искусства, архитектура - это одновременно одна из форм материальной культуры, так как она постоянно связана с человеком и его запросами, а также с использованием достижений науки и техники. (Общежитие Кембриджа. Штат Массачусетс, США.) Соседние постройки, части здания, комнаты мы воспринимаем относительно соседних элементов и размеров самого человека, поэтому в композиционной задаче необходимо прежде всего решить задачу соразмерности. Важно, чтобы здание было не слишком велико и не подавляло территорию или не было слишком мало и не терялось в пространстве. Ещё одно важнейшее определение в архитектуре - пропорциональность, Это - соотношение архитектурных форм по высоте, ширине и длине. Эти соотношения отрезков, площадей и объемов выражаются целыми (l : 2, 2 : 3 и т. д.) И иррациональными числами. Пример отношений целых чисел - «египетский треугольник» - 3 : 4 : 5, примененный в пирамидах Древнего Египта; пример иррациональных отношений - «золотое сечение» - деление отрезка на две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части как большая часть к меньшей. Приближенный ряд чисел «золотого сечения» (3 : 5, 5 : 8, 8 : 13, 13 : 21 и т. д.) назван рядом Фибоначчи в честь итальянского математика XII в. Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм. От того, насколько гармонично сделаны здание или вещь, насколько соразмерны и пропорциональны их формы, зависит не только их функциональность, но и художественная ценность, красота.
Черчение 9 класс Урок №18
Тема: Общее понятие о соединении деталей. Изображение и обозначение резьбы на чертежах соединений.
Цели урока:
Познакомить учащихся с различными типами соединений деталей; с подробным рассмотрением резьбового соединения; научить изображать и обозначать метрическую резьбу; расширить политехнический кругозор; развивать познавательный интерес, умение работать со справочными таблицами; воспитывать графическую культуру.
Демонстрационный материал и оборудование:
Презентация сопровождения, раздаточный графический материал для ознакомления с новой темой.
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Сообщение темы, целей урока.
III. Изучение нового материала.
Все предметы вокруг нас – школьные принадлежности, мебель, предметы быта, машины и механизмы – имеют составные части, соединенные между собой. У одних изделий части соединены неподвижно, а у других – подвижно. Какие-то можно разобрать, не разломав, а у других нельзя. Такое разнообразие возможно благодаря различным видам соединений. Соединения, многократно встречающиеся в механизмах машин, называют типовым. В черчении часто приходится встречаться с изображениями типовых соединений деталей.
- Какие соединения вы знаете?
Различают разъемные и неразъемные соединения.
К разъемным соединениям относят такие, которые можно разобрать, не разрушая деталей, их составляющих. Неразъемные соединения нельзя разобрать без разрушения деталей. (Работа по таблице, рассмотреть примеры соединений.)
Объяснение элементов и видов резьбы.
В машиностроении и строительстве широкое применение имеют резьбы. Они предназначены для преобразования движения и для соединения отдельных деталей в сборочные единицы.
Богата история образования прообраза современной винтовой линии.
Есть широкие возможности получения резьбы.
Нас интересуют вопросы, связанные с элементами резьбы и ее видами. Рассмотрим их. (Показ деталей, имеющих резьбу.)
- Скажите, какие элементы можно выделить в резьбе?
(Показ элементов резьбы на моделях деталей.)
Элементы резьбы
d- наружный диаметр резьбы;
d1 - внутренний диаметр резьбы;
р - шаг резьбы, расстояние между двумя соответствующими точками соседних витков;
l - длина резьбы.
Виды резьбы (в зависимости от поверхности).
Наружная на поверхности цилиндрического стержня («болт») или внутренняя на поверхности цилиндрического отверстия («гайка»)
(Показ деталей с разными видами резьбы.)
Различают несколько типов резьбы: метрическую, трубную, трапецеидальную, упорную и другие. Наиболее распространена метрическая резьба, имеющая треугольный профиль с углом 60° при вершине. Именно на ней мы остановимся подробнее.
3. Объяснение изображения и обозначения резьбы, практическая работа по раздаточному материалу.
Резьба на чертеже изображается условно. Это значит, что ее не рисуют такой,
как мы ее видим, а вычерчивают упрощенно по правилам, установленным государственными стандартами.
По наружному диаметру резьбу изображают сплошными толстыми линиями как на виде спереди, так и на виде слева, а по внутреннему — сплошной тонкой линией. При этом на виде слева по внутреннему диаметру резьбы проводят тонкой линией дугу, приблизительно равную 3/4 окружности. Эта дуга может быть разомкнута в любом месте, но не на центровых линиях. Внутренний диаметр d1, резьбы при вычерчивании условно принимают равным 0,85 от наружного d.
Резьба, показанная как невидимая, изображается штриховыми линиями и по наружному и по внутреннему диаметру.
Резьбу в отверстии на разрезе показывают сплошными тонкими линиями по наружному и сплошными толстыми — по внутреннему диаметру. Штриховку на разрезе всегда доводят до сплошной толстой линии. Границу видимой резьбы проводят до линии наружного ее диаметра и изображают сплошной толстой линией.
- Тип резьбы и основные размеры - наружный диаметр d и шаг p указывают на чертежах надписью.
Надпись М50х1,5 обозначает:
М - резьба метрическая,
50 - наружный диаметр в мм (d = 50),
1,5 - шаг в мм (р = 1,5 мм),
мелкий шаг в обозначении приводят, а крупный нет.
Резьбу подразделяют на правую и левую.
LH - обозначения левой резьбы , например M24x2LH.
4. Объяснение принципа работы со справочным материалом.
Основные данные о стандартизированных деталях приведены в стандартах и справочниках. Как ими пользоваться? (Показ чертежа болта и таблицы.)
Пусть, например, требуется выполнить чертеж болта с шестигранной головкой нормальной точности по ГОСТ 7798-74. Чертеж болта по этой записи можно найти в справочных материалах.
IV. Заключение.
Закрепление изученного материала.
Оценка результатов работы учащихся; разбор допущенных ошибок и анализ причин.
Домашнее задание: повторить изученный материал.
Итог урока.