Технологическая карта и конспект урока на тему: Публицистический стиль речи (10 класс, 1 курс СПО)
Тема: Публицистический стиль речи
Предметные результаты:
обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, повторить термины; познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями стиля, развивать умения различать их, определять роль внутри текста.
Метапредметные результаты:
коммуникативные: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
регулятивные: формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию; осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
познавательные: развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления; развитие умения логически верно излагать мысли; давать определение понятиям.
Личностные результаты:
развитие системы ценностных отношений к родному языку; совершенствование навыков этичного межличностного общения; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.
Тип урока: урок – практикум
Формы работы: индивидуальная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, контроль учителем.
Технология: технология критического мышления; элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся; технология проблемного обучения.
Средства обучения: раздаточный материал (тексты для мотивационного этапа, текст для анализа), таблица «Публицистический стиль речи», доска.
Ход урока:
Оргмомент
Мотивационный этап в форме проблемной ситуации.
1) Определение типа и стиля речи. Выразительное чтение фрагментов текстов:
- Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и желтые! Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Так и заливаются на все лады
- Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившиеся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне (Из статьи энциклопедического словаря)
- Степь чем далее, тем становилась прекрасней. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря было зеленою девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. ( Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»).
2) Фронтальная беседа с использованием раздаточного материала
- Что общего у этих трех текстов? Чем они отличаются?
- Как вы определили тип речи?
- Определите стиль речи каждого текста. Аргументируйте свой выбор.
3. Актуализация знаний. Целеполагание.
1) Постановка задач урока
2) Актуализация знаний
Начнем со словарно-орфографической работы. Подберите однокоренные слова к слову публицистический (публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика)
- Каким способом образованы эти слова? (суффиксальный)
– Какой общий корень имеют слова? Что означает слово публика? (публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный)
– Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.
4. Введение нового материала.
1) Групповая работа по стилистическому анализу текста с целью выявления черт публицистического стиля речи. Повторение навыков правописания и пунктуации.
Пронаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С. Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля и заполним таблицу. Перепишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя знаки препинания в выделенных предложениях.
Учитесь говорить и писать
Учит..ся говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоя..но. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
В..рнейший способ узнать человека его умственное развитие его м..ральный облик его характер прислушаться к тому как он говорит... А ведь бывает и так что человек не говорит а «плюется словами». Для каждого понятия у него (не)обычные слова а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать что ему все (н..)п..чем что он выше сильнее всех обстоятельств умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок неуверен в себе.
И если вы хотите быть (по)настоящему инте..лигентным, образова..ным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Если вам приходит..ся часто публично выступать - на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.
Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.
Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».
Алгоритм работы с текстом публицистического стиля
(стилистический анализ текста)
Внимательно прочитайте текст.
Определите цель данного текста (общение, сообщение, воздействие)
Выявите проблемы, затрагиваемые автором
Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание)
К какому жанру вы отнесете данный текст?
Работа в группах (внутри группы – оценка каждого зависит от вклада в урок и комментируется при подведении итогов урока )
Исследование текста с целью выявления признаков публицистического стиля (5-7 мин.)
1-ая группа – определить цель, выявить лексические особенности текста
2-ая группа – определить стилевые черты, эмоциональные средства выразительности текста
3-тья группа – определить сферу употребления, синтаксические особенности текста
Обмен информацией после выполнения исследования, выводы, обобщения, заполнение таблицы.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?
- Что полезного вы извлекли для себя с урока?
- Обсудите в группах уровень активности каждого на уроке. Совместно оцените работу каждого. Капитаны подготовятся с отчетом по уроку (комментируется оценка каждого)
6) Домашнее задание: - Что вы думаете об актуальности данного текста? Напишите публичное выступление на любую актуальную тему, используя рекомендации Д.Лихачева, перечисленные в записанном тексте.
Таблица «Публицистический стиль речи и его особенности»
Цель высказывания
Стилевые
черты
Языковые
средства
Сфера
употребления
Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей
Эмоциональность,
Призывность, Актуальность.
Доходчивость
Лексические:
– общественно-политическая лексика;
– совмещение торжественной лексики и раз говорных средств;
– антонимы.
Синтаксические:
– побудительные и восклицательные предложения;
– риторические вопросы;
– повторы;
– параллелизм;
– однородные члены;
– обращения;
– использование литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок
В устной речи:
выступления на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению; в письменной речи: статьи в газетах, журналах
- Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и желтые! Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Так и заливаются на все лады
- Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившиеся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне (Из статьи энциклопедического словаря)
- Степь чем далее, тем становилась прекрасней. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря было зеленою девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. ( Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»).
Технологическая карта урока русского языка на тему «Публицистический стиль речи, его признаки»
Этап. Цель этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Мотивационный этап.
Вызов уже имеющихся знаний по стилям речи, активизация учащихся.
Мотивация для дальнейшей работы.
Фронтальная беседа с группой с использованием раздаточного материала
Входящий контроль:
«тема», «тип речи», «стиль речи», «стилевые черты»
Заслушивание фрагментов текстов разной
стилевой принадлежности, сопоставление текстов.
Пытаются решить задачу.
Строят высказывание.
Принимают учебную задачу
Актуализация знаний. Целеполагание.
Введение нового материала
Сохранение интереса
к теме при работе с новой информацией.
Закрепление
Введение нового материала, постановка задач урока
Фронтальная беседа.
Организация комментированного списывания.
Организация коллективной работы по стилистическому анализу текста. Используется алгоритм работы с другими стилями речи.
Контроль.
Организация работы в группах, помощь в исследовании текста. Организация коллективного выполнения заданий, беседы по проблеме, затронутой в тексте.
Контроль.
Анализируют и принимают учебную цель.
Отвечают на вопросы, строят логические цепочки, активизируют знания по морфемике и словообразованию.
Активизируют знания по орфографии и пунктуации. Самоанализ и самоконтроль.
Исследуют текст по группам.
Делают пометы, записи, обмениваются информацией, делают выводы. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Строят речевые высказывания. Воспринимают ответы других групп. Осуществляют самоконтроль.
Коллективно выполняют задания. Беседуют по проблеме текста.
Заполнение таблицы.
Рефлексия. Домашнее задание
Контроль.
Подведение итогов урока. Взаимооценка в группах.
Контроль.
Устный ответ на вопрос «В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?»
Организация завершающей беседы, комментирование оценок и домашнего задания.
Озвучивают свой ответ, отвечают на вопросы одногруппников.
Рефлексия своей работы
13PAGE 15
13PAGE 14715
15