УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ. Научный стиль речи. Аннотация. Библиографическое описание. Обзор литературы. 7 класс.


Урок развития речи. Научный стиль. Аннотация. Библиографическое описание.
Прочитайте, сравните тексты, определите стиль речи.
Текст 1. Встретились два друга. Делятся впечатлениями о телепередаче.
- Вчера посмотрел передачу « В мире животных». Узнал много интересного о зверьках - горностаях. Они такие проворные и смешные. Бегают быстро, как молния.
Текст 2. Горностай – ценный пушной зверек семейства куньих. Летом мех буровато - рыжий, зимой снежно – белый, кончик хвоста черный в течение всего года. Длина тела самца около25 см, длина хвоста до 10 см самки намного меньше. Распространен в Европе, Азии и Северной Америке. Обитает чаще всего в долинах рек, близ озер, тростниковых зарослей, но встречается и в лесах, перелесках, горных россыпях и на полях.
Понятие о научном стиле
Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках, учебной и справочной литературе, в выступлениях на научные темы.
Наука - это сфера человеческой деятельности, одна из форм общественного сознания. Понятие « наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания (исследование, изучение), так и результат этой деятельности – сумму полученных научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Термин « наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания (физика, химия, лингвистика и т. д.) Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Научный стиль же помогает описать результаты научных исследований.
Повторение понятия о роде и виде.
Соотнесите науки и составляющие её термины, заполните таблицу
видовые характеристики вид (видовые характеристики) ближайший род род
треугольник, перпендикуляр, квадрат фонетика, орфография, лексика; языкознание
молекула, атом диффузия, кислота, щелочь; свойства веществ ядро, митохондрии одноклеточные, клетка, хлорофилл; организмы сканер, нетбук, принтер информатика
Анализ текстов научного стиля (стр.48-49,67-69, 74-75) по следующей схеме:
1. Сфера применения.
2. Задачи речи: сообщать общие существенные признаки предмета; объяснить причины явлений.
3. Стилевые черты. Высказывание может быть:— обобщенно-отвлеченным,— подчеркнуто логичным,— доказательным.
4 Языковые средства:— Слова нейтральные и книжные.— Научные термины.— Глаголы в форме 3 лица настоящего времени
— Распространенные повествовательные предложения.— Сказуемое часто выражено существительным или прилагательным.
Значение терминов
монография научный труд, исследование по какому-л. одному вопросу или теме
диссертация авторская научная работа на соискание научного звания
дискуссия спор обсуждение
концепция система взглядов
исследование научный труд
проблема неоднозначный вопрос, требующий разрешения
мышление способность рассуждать
стереотип формы, в которых действия и мысли людей сводятся к простейшим схемам и реакциям, подобно штампам, оставляющим отпечатки на множестве копий
анализ метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон свойств составных частей чего – либо
синтез метод научного исследования путем обобщения
классификация деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т. д.
медицина совокупность наук о болезнях и их лечении
доклад публичное сообщение
реферат краткое изложение темы на основе нескольких источников
конференция собрание представителей групп организаций
конспект письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации, включающее не только основные положения, но и выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
аннотация краткое изложение содержания книги
тезисы кратко сформулированные основные мысли частей текста в одном предложении
план заголовки к частям текста, расположенные по порядку
цитирование дословная запись чужого текста с указанием на источник
Виды конспектов

Аннотация
Аннотация— краткое содержание книги или другого издания, а также краткая характеристика издания: монографии, книги или статьи. Аннотация даёт ответ на вопрос: «О чём говорится в документе?», она дает читателям возможность сориентироваться в их выборе.
Аннотация содержит основную тему статьи или книги, кроме этого она может перечислять (называть) основные положения описываемого источника.
причастные.
Аннотация может присутствовать в статье. В современных научных журналах аннотацию, как правило, ставят в начале статьи (сразу после заголовка, авторов и списка ключевых слов), несмотря на то, что в ней могут содержаться выводы.
Перед аннотацией подаётся библиографическая информация об авторе
Книги, монографии, учебники. Правила оформления:
Без автора:
Название / Под ред. ИОФ. – Г.(первая буква города издательства): Название издательства, год издания. – кол-во стр.
Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 1998. – 864 с.
Один автор:
ФИО. Название / ИОФ. – Г.(первая буква города издательства): Название издательства, год издания. – кол-во стр.
Болтинова О. Стадии бюджетного процесса в зарубежных странах / О. Болтинова. – М.: Профобразование, 2002. – 96 с.
Два-три автора:
ФИО первого автора. Название / ИОФ первого автора, ИОФ второго автора. – Г.(первая буква города издательства): Название издательства, год издания. – кол-во стр.
Аткинсон А. Лекции по экономической теории государственного сектора / А. Аткинсон, Д. Стинглиц. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 669 с. –
Четыре и более авторов:
Название / [ИОФ первого автора, ИОФ второго автора, ИОФ третьего автора и др. ]; под ред. ИОФ. – Г.(первая буква города издательства): Название издательства, год издания. – кол-во стр.
Економіка України: стратегія і політика довгострокового розвитку / [В.М. Геєць, В.П. Александрова, Т.І. Артьомова та ін.]; за ред. акад. НАН України В.М. Гейця. – К.: Фенікс, 2003. – 1008 с.
Статьи в журналах:
ФИО. Название / ИОФ // Название журнала. – год выпуска. – № журнала. – С. начало–конец.
Егоров Д.Г. Моделирование процессов самоорганизации финансовых систем / Д.Г. Егоров // Финансы и кредит. – 2006. – № 36. – С. 19–25.
Электронные ресурсы:
Закон України “Про Національний Банк України” [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http :// www . rada . gov . ua
План и ключевые слова аннотации (схема для анализа)
1.Тема книги Книга…о…; повесть …о том, как…; книга…ставит проблемы о…
2.Цель, которую ставит автор в книге Эта книга помогает усвоить …, дает рекомендации…
3.Кому адресовано данное произведение Книга… адресована подросткам, родителям. Книга рассчитана на широкий круг читателей
4.Объем книги небольшая, но емкая по содержанию книга 
5.Достоинство оформления …ярко иллюстрирована, или: с яркими иллюстрациями
6.Автор книги знаменитый, любимый, популярный, интересный … книга… рождает интересные мысли, приглашает к размышлению…
7.Совет читателю Прочитай и подумай…, прочитай внимательно…
8.Рекламный Автор применяет остроумныеПример: проанализировать аннотации по схеме
Предлагаемая книга представляет собой опыт универсального массового справочника по культуре речи.В книге говорится о нормах современного русского литературного языка в области произношения и ударения, словоупотребления, фразеологии, управления и согласования слов, показаны наиболее частые случаи вариантности современной нормы, типичные ошибки в устной и письменной речи.Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Города начинались по-разному. Одни вставали на перекрестках караванных путей, другие поднимались в безлюдных пустынях. Есть города-крепости, города-казармы, города, выросшие вокруг речных пристаней или морских портов, монастырей, фабрик или рынков. Новая книга из серии «100 великих» расскажет об истории и судьбе как исчезнувших городов древности, так и о тех, которые пронесли через века свой неповторимый облик.
Образцы слов и выражений в аннотации
В монографии дается характеристика ( чего ?)... Исследование ведется через рассмотрение таких проблем , как ...
В книге исследуется ( что ?)... Показан ( что ?)... Большое место в работе занимает рассмотрение ( чего ?)...
В книге анализируется ( что ?)... Главное внимание обращается ( на что ?)... Используя ( что ?), автор излагает ( что ?)... Отмечается , что ... Подчеркивается , что ... В книге дается ( что ?)... Раскрываются ( что ?)... Описываются ( что ?)... Особое внимание уделяется вопросам ( чего ?)...
Показывается (творческий) характер ( чего ?). Подробно освещаются ( что ?)... Характеризуется ( что ?)... Рассматривается ( что ?)... В статье на основе анализа ( чего ?) показан ( что ?)... Говорится о ... В заключение кратко разбирается ( что ?)
Домашнее задание: выписать библиографические сведения и аннотацию к книге на выбранную учеником тему (2 источника). Проанализировать по схеме.