Конспект урока по русскому языку на тему: Научный стиль речи
Тема урока: Научный стиль речи
Цели урока:
Познавательно-практическая: узнать характерные особенности научного стиля речи, жанры, разновидности подстилей; научится анализировать тексты научного стиля;
Развивающая: развивать логическое мышление учащихся и умение быстро извлекать информацию из текстов научного стиля.
Оборудование:
Мультимедийный проектор
Приложение
Дидактический материал
Учебники:
Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 350с.
Хлебинская Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Ф. Хлебинская. — М.: ОЛМА — Учебник: ОЛМА Медиа Групп, 2010. — 304 с.
Ход урока
Создание мотивации.
Слово учителя: Ребята, каждый из вас станет специалистом, овладеет профессией, и должен будет читать специальную литературу, вести профессиональные беседы и споры. Скоро вы поймете, что должны хорошо владеть языком своей специальности, чтобы быть успешными в избранной профессии.
Беседа по вопросам:
Как вы думаете, какой стиль речи должен стать важным, решающим? (Научный.)
Давайте сформулируем тему урока (записывается на доске: «Научный стиль речи»).Задание:
Запишите 10-15 специальных слов, употребляемых в профессии ваших родителей, сгруппируйте эти слова по темам.
Объяснение нового материала.
Слово Учителя: Сегодня мы изучаем научный стиль речи, поэтому для работы нам необходимы теоретические знания. Открываем учебник Хлебинской Г.Ф. на с. 44 и читаем 6-ой параграф: «Научный стиль речи»
Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике.
Перед вами на парте тексты. Определите, какие из них относятся к научному стилю речи.
Воин света принимает решения. Душа его вольна, как облака на небе, но сам он скован своей мечтой. На своем пути, избранном по доброй воле, случается ему пробуждаться в час, который ему неприятен, приходится говорить с людьми, которые ни на йоту не обогатят его знание. Порой он вынужден и идти на жертвы (художественный).
Хай, братан! Прикинь, я вчера такую чиксу видел, чуть шею не сломал. Подкатил я, значит, к ней, а она меня отшила, коза! И что этим бабам нужно? Я ведь нормальный пацик, даже в качалку хожу. Может, надо было к ней без майки подкатить? Глядишь, оценила бы (разговорный).
И вот столь значительный для всей страны день – день голосования подходит к концу. В это воскресенье нас всех объединило одно – выбор! Выбор, от которого зависит будущее страны, и здесь важен каждый голос (публицистический).
Другой основой единства словаря персонажа является семантическое поле «Оценка». Оценочная лексика, входя в состав различных лексико-семантических и тематических групп, пронизывает практически всю индивидуальную лексическую систему. Без учета особенностей функционирования средств экспликации субъективной оценки не может интерпретироваться ни один из личностных концептов (научный).
По каким критериям вы определяли научный стиль?
Задание
Ознакомьтесь с «Энциклопедическим словарем юного зрителя». Найдите в нем названия профессий, связанных с телевидением. Расскажите о характере деятельности работников телевидения (словари лежат на столах).
Беседа
А как вы считаете, возможно, ли употребление научного стиля речи в телевизионной практике?
(Для опровержения или подтверждения высказываний учащихся включаем любую научную передачу. Для нашего урока мы выбрали программу «Большой скачок» с канала «Наука 2.0» выпуск о покемономании. http://naukatv.ru/).Как проявляется научный стиль в данной телепередаче?
Возможно ли выделить, новые, ранее не существующие термины?
(после просмотра данного выпуска возможно, например: покемастер)
Вспомните, в каких еще телепередачах присутствует научный стиль речи? («Гении и злодеи уходящей эпохи», «Непутевые заметки», «Хочу знать» с Михаилом Ширвиндтом, «Слово пастыря», «Вся Россия», «Исторические хроники» с Николаем Сванидзе, «Мой серебряный шар», «Атланты. В поисках истины», «От Адама до атома» и т.д. Возможны и передачи с кабельных каналов). Этап подведения итогов урока.
Слово Учителя:
Сегодня мы хорошо поработали и смогли выполнить ряд заданий, опираясь на наши знания. Рассмотрели научный стиль и его подстили. Давайте ответим на вопрос: зачем нам нужен научный стиль речи?
Домашнее задание
Подберите текст из научно-популярной или научно-фантастической литературы, где бы встречались слова-термины, придуманные или используемые писателями-фантастами для наименования фантастических животных и растений, новых, пока что не существующих наук, профессий, транспортных средств, одежды, продуктов питания, игр. Укажите, как эти слова образованы. Найдите характерные особенности научного стиля речи, которые позволяют отнести этот текст именно к указанному стилю.