План-конспект урока Публицистический стиль речи(7 класс)


Разработка урока.
Учитель русского языка МБОУ СОШ №178:
Рябкова Светлана Геннадьевна
Урок русского языка в 7 классе
Тема: «Публицистический стиль речи»
ЦЕЛИ УРОКА:
1. учебные цели:
 познакомить учащихся с основными характерными признаками публицистического стиля;
 закрепить знания о стилях речи;
 повторить орфографические и пунктуационные навыки;
2. развивающие цели:
 развивать навыки самоанализа, анализа, сопоставления и сравнения;
 сформировать в процессе изучения раздела «Стилистика» умения учебно – языкового типа ( опознавать по изученным признакам стили речи); классификационные ( группировать языковые явления по определённым признакам);аналитико – синтетические (давать анализ и характеристику языковых единиц ( стиль, текст, основная мысль);
 развивать устную и письменную речь учащихся;
3. воспитательные цели:
 воспитывать любовь к родному языку, русской литературе.
4. практические:
. применять полученные в ходе урока знания и умения на практике (подготовка к промежуточной аттестации в конце учебного года за курс 7 класса, подготовка к итоговой аттестации за курс основной средней школы в 9 классе в рамках ГИА), в различных жизненных ситуациях.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Ребята, тема нашего урока «Публицистический стиль».
Мы повторим сведения о стилях речи, вспомним предназначение каждого стиля, определим основные языковые средства публицистического стиля, попробуем проанализировать и сравнить придуманные вами и предложенные мной тексты, написанные в публицистическом стиле.
Итак, в 5-6 классах вы уже познакомились с таким разделом науки о языке, как СТИЛИСТИКА.
Вспомните, что изучает этот раздел?
Что такое СТИЛЬ языка?
Вариант ответа: СТИЛИСТИКА – раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.
Вариант ответа: СТИЛЬ ЯЗЫКА – это его разновидность, которая обслуживает какую- либо сторону общественной жизни ( обыденное общение (разговорный стиль), официально – деловые отношения (официально- деловой стиль), науку
(научный стиль), словесно- художественное творчество (художественный стиль), а также агитационно - массовую деятельность (публицистический стиль).
2. Повторение изученного в 5-6 классе.
Итак, в русском языке существуют разные стили речи.
Какие? Где и когда применяется каждый стиль?
ПРОЕКТОР (слайд №3 – таблица «Стили речи»)
Разговорный стиль Книжные стили
(Общение людей в быту) 1. официально- деловой (общение граждан в
учреждениях
2. научный стиль ( научная деятельность);
3. художественный стиль (словесно-художест- венное творчество);
4. публицистический стиль (агитационно- массовая деятельность).
Каковы особенности каждого стиля речи?
ПРОЕКТОР (слайд № 4,5,6,7) - Проверьте правильность своих суждений.
3. Практическая работа.
ПРОЕКТОР (слайд №8)
Определите стиль текстов, которые предложены на экране.
1 текст. Парадигматическое и синтагматическое значение лексических единиц оказываются соотнесёнными как их взаимосвязанные структурные характеристики. Чем ближе друг к другу такие единицы в парадигме, тем больше сходства в их употреблении. Абсолютные или очень близкие по значению синонимы, например, употребляются совершенно или почти одинаково.
СТИЛЬ -? Вариант ответа: (научный, т.к. в тексте используется терминология, точность фраз, отсутствует эмоциональность и двусмысленность, есть логика изложении мысли)
2 текст. Пахло жасмином в старой гостиной с покосившимися полами. Сгнивший, серо-голубой от времени балкон, с которого за отсутствием ступенек надо было спрыгивать, тонул в крапиве, бузине, бересклете. В жаркие дни, когда вовсю пекло солнце, когда были отворены осевшие стеклянные двери и весёлый отблеск стекла передавался в тусклое овальное зеркало, висевшее на стене против двери, всё вспоминалось нам фортепиано тёти Тони, когда –то стоявшее под этим зеркалом.
СТИЛЬ - ? Вариант ответа: Стиль текста художественный, т.к. создан образ старого дома, в тесте огромное количество прилагательных – эпитетов, есть такие средства выразительности, как олицетворения. Текст эмоционально насыщенный.
Текст.№3. Таким образом, теория относительности отвергает галилеевский закон сложения параллельных скоростей, не вступая при этом в конфликт с геометрической очевидностью. Непосредственное (алгебраическое) сложение возможно только для скорости V и U, измеренной в одной системе.
СТИЛЬ -? Вариант ответа: Этот текст научного стиля, скорей всего по физике или геометрии, т.к. есть точные данные, терминология, специальные обозначения, рассуждение и выводы.
4. Реализация домашнего задания.
Ребята, кроме перечисленных вами стилей речи (разговорного, официально- делового, научного и художественного), вы назвали ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ.
Дома вы должны были, используя словари, справочники, найти толкование и происхождение слов
ПУБЛИКА,ПУБЛИЦИСТ,ПУБЛИЦИСТИКА,ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ.
Послушаем ваши ответы.
Вариант ответа: ПУБЛИКА – народ, люди.
Вариант ответа: ПУБЛИЦИСТ – писатель, создающий произведения на общественно – политические темы.
Вариант ответа: ПУБЛИЦИСТИКА- род произведений, посвящённый актуальным, злободневным проблемам и явлениям текущей жизни.
Вариант ответа: ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – стиль произведений, посвящённых актуальным, волнующим явлениям и проблемам текущей жизни.
Что объединяет все эти слова?
Вариант ответа: Корень.
Как можно назвать такие слова?
Вариант ответа: Однокоренные.
Каково происхождение корня этих слов?
Вариант ответа: ПУБЛИКУС – от латинского слова – общественный.
 Лексический экскурс.
Вы сказали, что публицистика, публицистический стиль посвящены злободневным проблемам и явлениям жизни.
А от чего образовалось прилагательное ЗЛОБОДНЕВНЫЙ?
Вариант ответа: От фразеологизма ЗЛОБА ДНЯ.
А что это значит?
Вариант ответа: «ЗЛОБА ДНЯ» - то, что привлекает внимание всех в данное время.
Каким синонимом можно заменить прилагательное ЗЛОБОДНЕВНЫЙ?
Вариант ответа: Актуальный, важный.
5.Публицистический стиль.
Каково же назначение публицистического стиля?
Вариант ответа: Воздействовать на читателя, слушателя.
 Реализация домашнего задания.
Дома вы попробовали составить тексты в публицистическом стиле.
Давайте послушаем некоторые примеры и попробуем определить, справились ли ребята?
ЧТЕНИЕ 2-3 примеров текстов, составленных учениками дома самостоятельно.
Что же использовали ребята для привлечения нашего внимания к своей речи?
Смогли ли убедить нас, обратить наше внимание на проблемы, затронутые в текстах?
КОММЕНТАРИИ УЧАЩИХСЯ по прослушанным текстам.
Итак, чтобы речь была убедительной, что же необходимо?
Вариант ответа: Задача – сообщить информацию, воздействовать на массы.
Вариант ответа: Тематика должна быть яркой, страстной, злободневной.
Вариант ответа: Использовать языковые приёмы, такие как :
- экспрессивные выражения;
- совмещать книжную и разговорную лексику;
- использовать повторы;
- использовать обратный порядок слов (инверсию);
-использовать риторические вопросы;
- обязательно использовать обращения.
А где можно использовать тексты публицистического стиля?
Вариант ответа: В общественно- политической сфере, в газетах, на телевидении, на митингах.
6.Практическая работа.
Перед вами на экране проектора отрывок из произведения Жана – Жака Руссо, публициста 18 века, чьи книги оказали влияние не только на мировоззрение его читателей, но и на историю Европы.
Прочитайте текст, подумайте, к чему призывает Руссо? Актуален ли его призыв?
ПРОЕКТОР (слайд №11)
Текст Ж.-Ж. Руссо.
Читатель, ты можешь мне не поверить в этом! /…/
Непривычка думать в детстве отнимает эту способность и на всю оставшуюся жизнь
/…/ .Поэтому, если хотите развить ум вашего воспитанника, развивайте силы, которыми он должен управлять. Упражняйте непрерывно его тело; сделайте его крепким и здоровым, чтобы сделать мудрым и рассудительным; пусть он работает, действует, бегает и кричит, пусть он всегда будет в движении; пусть он будет взрослым по крепости, и он скоро будет взрослым по разуму.
Жалкое заблуждение – воображать, что телесные упражнения вредят умственным занятиям!
Как будто эти два дела не должны идти рядом, как будто одно не должно направлять другое.
Вариант ответа: Руссо призывает к гармонии физического и умственного в человеке. Развивая тело, человек не может не развивать разум. .
Мы перечислили характерные признаки публицистического стиля, среди которых вы назвали РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ.
Что значит РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ?
Вариант ответа: Риторические вопросы – это вопросы, обращённые к публике, не требующие ответа или вопросы , на которые отвечает сам говорящий, пишущий.
ПРОЕКТОР (слайд №12).
Перед вами отрывок из статьи русского критика 19 века Д.И.Писарева, где этот речевой приём наглядно представлен.
Прочитайте текст. Согласны ли вы с автором?
Текст Д.И.Писарева.
Как вы думаете, кто богаче: тот ли человек, который сам заработал 1 тысячу рублей, или тот, которому вы подарили 2 тысячи?
Что касается до меня, в обиду всем правилам арифметики скажу смело, что первый гораздо богаче второго./…/ Всякий рассудительный человек, вдумавшись в
настоящую сущность дела, придёт к тому же заключению, что только деятельность, лишённая всякого блеска и эффекта, может повести за собой прочные результаты.
Вариант ответа: Я согласен с точкой зрения Д.И.Писарева, т.к. он прав. Человек, добившийся всего своим трудом, богаче нравственно и материально, чем тот, кому всё даётся чужими заслугами, несамостоятельно.
 Хочу вам напомнить, ребята, что иногда можно определить стиль текста по его заголовку.
Как вы думаете, почему?
Вариант ответа: Заголовок текста часто отражает его основную мысль.
Давайте и мы попробуем определить, какие из предложенных на экране заглавий относятся к статьям, написанным в публицистическом стиле.
ПРОЕКТОР (слайд №13).
1. Начала теории относительности.
2. С больной головы на здоровую.*
3. История железнодорожного транспорта в России.
4. В защиту права.*
5. Рептилии Красной книги СССР.
6. Романтизм в Германии.
7. Правильно ли мы говорим?*
8. Правила проведения экзамена.
9. Тяжёлая поступь истории.*
10. Отчёт о проделанной работе.
Вариант ответа: Верные ответы № 2,4,7,9.
У ученицы в тексте о помощи детскому дому не было заголовка. Как бы вы озаглавили этот текст?
7.Тест.
ПРОЕКТОР (слайд №14)
Какие предложения могли бы быть использованы в тексте публицистического стиля?
Выберите и запишите только номера этих предложений.
1) Это выражается графически соответствующим поворотом только одной из осей пространственно – временной диаграммы.
2) Что может нам ближе и дороже , чем родной язык?
3) Граждане, которым не безразлична судьба отечества!
4) Граждане, уклоняющиеся от выполнения своих обязанностей, привлекаются к денежному штрафу.
Вариант ответа: Правильные ответы № 2,3.
Объясните свой выбор.
Вариант ответа: В этих предложениях есть актуальность, призыв, обращение.
8.Практикум .
У детей на партах отпечатанный текст из «Поучения Владимира Мономаха».
Просмотрите текст.
К какому стилю он относится? Докажите.
Вариант ответа: Текст публицистического стиля, т.к. есть обращение к молодому поколению, автор затрагивает важные для людей вопросы воспитания, труда и лености, мира и дружбы.
Какова тема текста?
Вариант ответа: Это наказ, поучение, наставление молодёжи, как нужно жить праведно.
Какова композиция текста?
Вариант ответа: Есть вступление – обращение к детям. Основная часть- наказ. Вывод – жить нужно с пользой для общества, праведно.
Дифференцированное задание.
Для сильных учеников.
1 вариант - не переписывая текст, попробуйте его восстановить, вставляя на местах пропусков нужные слова.
2 вариант – вставьте пропущенные орфограммы, выделите графически орфограммы, укажите обращения.
Отрывок из «Поучения Владимира Мономаха».
… мои или иной кто, слушая эту грамотку,(не) посмейтесь над нею ,а примите … в сер..це и (не)л..нитесь, но усер..но трудитесь.
Везде, куда вы … и где ост..новитесь, напоите и … просящего. Всего же более убогих (не)забывайте, под..вайте сироте, и вдовицу ра..судите сами, а (не) д..вайте сильным убить человека.
… чтите, как отца, а м..лодых,как братьев. Более же всего чтит е… , простолюдин ли, или знатный, или посол. Если (не)можете почтить его подарком, то уг..стите его пищей и питьём; ибо он , прох..дя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым.
Что умеете хорош..го, того не … , а чего (не)умеете, тому учитесь.
Ле..ность ведь … всему дурному: что кто … , тот забуд..т, а чего (не)умеет, тому (не)научи..ся. Добро же творя, (не)л..нитесь ни на что …
Для слабых учеников .
Ответьте на вопросы теста.
Напишите СИНКВЕЙН по теме сегодняшнего урока.
ТЕСТ.
Выберите правильные ответы. Запишите только номера правильных ответов.
1) В русском языке существуют стили речи:
1. разговорный, научный, официально- деловой, художественный;
2. разговорный, теоретический, официально – деловой;
3. художественный, вульгарный,научный, официально –деловой;
4. официально –деловой, художественный, сказочный, научный.
2). Какое словосочетание может быть использовано в официально – деловом стиле?
1. в соответствии с законом;
2. разбуянившийся шалопай;
3. милый друг;
4. до новых встреч.
3). Публицистический стиль используется:
1. в газетах, в журналах, на телевидении, на радио;
2. в научных статьях, в документах;
3. в устной речи с друзьями, в письмах к родственникам;
4. в журналах, в беседах, в научных докладах.
4). Укажите верное утверждение:
1. в текстах публицистического стиля не используются выражения, восклицания, обращения к читателю;
2. риторические вопросы часто используются при составлении текстов законов, договоров, заявлений;
3. в текстах публицистического стиля можно использовать риторические вопросы;
4. характерной чертой публицистического стиля является научная терминология.
5). Укажите правильное утверждение:
1. научный стиль используется для того, чтобы обмениваться с людьми чувствами, мыслями;
2. разговорный стиль используется при составлении официальных документов;
3. для разговорного стиля характерны термины, даты, цифры;
4. официально – деловой стиль используется при составлении документов, законов.
СИНКВЕЙН ( пятистишие)
1 строка – название, тема (1 существительное)
2 строка – описание темы (2 прилагательных)
3 строка действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме)
4 строка – чувство (фраза из 4 слов, выражающая ваше отношение к теме)
5 строка – повторение сути синоним первой строки (существительное, наречие, словосочетание)
Ключ к тесту:
1) 1
2) 1
3) 1
4) 3
5) 4
5. Подведение итогов урока.
Итак, давайте назовём характерные для публицистического стиля языковые средства?
Скажите, где используется публицистический стиль?
Выставление оценок за урок.
Ученики сдают выполненные задания по тексту «Поучение Владимира Мономаха» и тест + синквейн.
Можно прочитать некоторые варианты синквейна.
10.Домашнее задание( дифференцированное)
Для сильных учеников .
Упр.№ 62 (составить выступление – обращение в публицистическом стиле, уточнить тему, составить план)
Для слабых учеников.
Из газет, журналов вырезать текст в публицистическом стиле, отметить черты, характерные для данного стиля.