Конспект урока русского языка 11 кл публицистический стиль
«Культура речи. Публицистический стиль».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: 1. Повторить изученные стили речи; закрепить умение делать комплексный анализ текста; познакомить учащихся с понятием «публицистический стиль», с особенностями этого стиля; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля.
2. Способствовать развитию метапредметных компетенций: регулятивных, коммуникативных, познавательных;
3. Воспитывать любовь к культуре речи, к слову, умение видеть и ценить прекрасное.
Оборудование: мультимедийное оборудование, информационные карты.
Предварительная подготовка: тема «Публицистический стиль» входит в одну большую тему – «Стили речи». Поэтому ученики к данному уроку должны повторить особенности художественного, научного, официально-делового стилей, вспомнить, какие бывают изобразительно-выразительные средства языка.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация темы урока.
III. Повторение изученного.
Фронтальный опрос по теме «Стили речи».
- Что вы понимаете под стилями речи?
- Какие существуют стили речи?
Давайте обратимся к хорошо знакомой нам схеме «Стили речи».
left000Разговорный
научный
Сleft000тили речи
left000
left000Книжный официально-деловой
left000
художественный
- Чем разговорный стиль отличается от книжных стилей речи?
Сегодня мы повторим с вами книжные стили речи, которые изучили в 5 и 6 классе.
Сообщения учащихся по теме «Стили речи» с показом слайдов.
Анализ стихотворения.
Об одном из книжных стилей мне хотелось бы поговорить с вами подробнее. Перед вами текст стихотворения молодой поэтессы Ольги Партала.
Мгновенья, мгновенья, одно к одному –
Тысячелетий река!
Песчинки, песчинки, нам знать ни к чему,
Что вся из них жизнь соткана.
Мы ценим мгновенья? Часы, может быть…
Но будет то время, когда
За то, чтобы миг лишь один возвратить,
Мы все отдадим без труда.
Мгновенья, вас много, вас много пустых,
Но есть и такие, когда
В душе мы хотим навсегда сохранить,
Чтоб их не забыть никогда!
О. Партала.
Задание классу:
А) Найдите в данном тексте слова с проверяемой безударной гласной.
Б) Найдите в данном тексте слова с непроверяемой безударной гласной.
В) Найдите в тексте отрицательной местоимение.
Г) Найдите в тексте причастие.
Д) Произвести грамматические разборы.
Задание по группам
1-ый ряд: Подумайте, о чем это стихотворение? С чем сравниваются мгновения жизни в этих строках?
2-ой ряд: Какие средства художественной выразительности используются в этом тексте?(Карточка №1 «Средства художественной выразительности»)
3-ий ряд: Определите стиль и тип данного текста. (Карточка № 3 «Типы речи»)
3. Вопросы к классу:
- Какие мгновенья жизни вам хотелось бы остановить?
- Как это можно сделать? Кому удается остановить мгновения жизни? (Художнику, скульптору, архитектору, фотографу).
Показ слайдов с репродукциями известных художников.
Но остановить мгновение способны не только создатели произведений искусства, замечательно это получается и у художников слова: писателей и поэтов.
IV. Изучение нового материала.
Учащиеся получают листы с отпечатанным на них текстом В. А. Сухомлинского. (Карточка №2 «Комплексный анализ текста», Карточка № 3 «Типы речи»)
Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать её.
Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и изумленный пошёл по земле, создавая новую красоту.
Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги её.
1) Задание к тексту по вариантам.
Первый вариант. Докажите, что это текст. Озаглавьте его.
Второй вариант. Определите тему, главную мысль текста, выпишите ключевые слова.
Третий вариант. Определите тип речи. Докажите свое мнение.
Четвертый и пятый вариант. Назовите художественные средства, использованные в данном тексте.
Шестой вариант. Определите по толковому словарю лексическое значение выделенных слов.
Вопросы к классу:
- Какую цель преследовал автор данного текста?
- К кому обращен данный текст: к одному человеку или к широкой публике?
- Подберите однокоренные слова к слову «публика» (публичный, опубликовать, публицист, публицистический).
Вывод: именно от слова «публика» (лат. – общественный) произошло название еще одного книжного стиля – публицистического.
Т. о., публицистический стиль используется для обращения к массе людей, народу.
- Где мы могли бы прочитать данный текст?
2) Работа с учебником по закреплению нового материала.
V. Обобщение изученного.
1) Работа по таблице «Публицистический стиль».
Показ слайда с таблицей, разработанной учеником.
Цель высказывания Стилевые черты Языковые средства Сфера употребления
Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей. - Эмоциональность
- Актуальность
- Доходчивость Лексические:
– общественно-политическая лексика;
– совмещение высокой и разговорной лексики;
– антонимы.
Синтаксические:
- побудительные и восклицательные предложения;
- риторические вопросы;
- повторы;
- однородные члены;
- обращения;
- использования литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок. В устной речи: на выступлениях, на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению (интервью, репортажи).
В письменной речи: статьи и заметки в газетах, журналах, очерки.
2) Работа с текстами разных стилей. Найти текст, относящийся к публицистическому стилю. Обосновать свое мнение.
В чем сходство и различие художественного и публицистического стилей?
VI. Итог урока.
- С каким стилем речи мы познакомились на уроке?
- Каковы его отличительные черты?
- Какова основная задача стиля?
- В чем важность и значимость этого стиля для современного человека?
VII. Задание на дом по выбору учащихся.
Подготовить сообщение о публицистическом стиле, пользуясь таблицей.
Анализ текста газетной или журнальной статьи с использованием таблицы.
Творческая работа «В чем я вижу красоту окружающего мира?»