Программа факультативного курса «Грамматика. Текст. Стили речи.»

Программа факультативного курса «Грамматика. Текст. Стили речи.»

Пояснительная записка
Программа факультативного курса по русскому языку рассчитана на учащихся, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом.
Цель факультативного курса – научить девятиклассников активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать. Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением.
Другая важная составляющая программы – упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.
Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.
Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.
Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности.
Данный факультативный курс (34 ч.) призван помочь учащимся успешно подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи. Курс состоит из трех частей, каждая из которых соответствует той или иной части экзаменационной работы.

Содержание курса направлено на формирование знаний и умений, необходимых для выполнения заданий, проверяющих следующие виды компетенций:
-лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
-языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
-коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Актуальность курса «Грамматика. Текст. Стили речи» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и сжатое изложение, и тестовые задания, и творческую работу.

Цель: подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме.

Основные задачи:

продолжить формирование навыка написания сжатого изложения;

закрепить знания учащихся по фонетике, лексике, орфографии, синтаксису и пунктуации;

продолжить формирование навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;

продолжить работу по развитию связной речи;

продолжить формирование навыка работы по комплексному анализу текста.

Формы проведения занятий:

мини-лекции;

семинары-практикумы;

практикумы;

составление таблиц;

комплексный анализ текста.

Итоговая работа:

зачетная работа по модели ГИА

Планируемый результат обучения.

В результате изучения факультативного курса обучаемый должен знать:

основные орфографические и пунктуационные правила;

типы словосочетаний, грам. основы простых и сложных предложений;

основные признаки текста;

основные признаки сжатия текста;

основные приемы написания сочинений разных типов.

В результате изучения факультативного курса обучаемый должен уметь:

осознанно воспринимать текст;

определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения героя;

правильно и лаконично излагать содержание текста;

определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;

членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;

выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;

владеть различными приемами сжатия текста;

письменно передавать содержание текста в сжатом виде, используя при этом различные средства речевой выразительности;

самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;

проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;

выполнять орфографические, пунктуационные и грамматические нормы;

свободно владеть знаниями по грамматике русского языка при решении тестовых заданий.

Форма подведения итогов- зачетная работа по модели ГИА


Содержание программы


Основные требования к изложению.

Определяем тему и главную мысль текста. Опорные слова. Микротемы.

Определяем композицию текста. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная.

Определяем стиль текста. Средства выразительности речи.

Определяем тип речи. Создание текста-рассуждения, текста-повествования, текста-описания.

Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок.

Создание сжатого изложения. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения.

Комплексная работа с текстом. Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.

Проверочная работа.

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

В результате обучения на основе данной программы учащиеся должны овладеть умениями:

адекватно воспринимать авторский замысел прослушанного текста;

правильно и лаконично излагать содержание текста;

определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;

членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;

выявлять, какая информация текста является главной, а какая - второстепенной, и распознавать ее на слух;

овладеть основными приемами сжатия текста.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста.

Приемы цитирования в сочинении.

Практикум. Создание сочинения на лингвистическую тему.

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

В результате обучения на основе данной программы учащиеся должны овладеть умениями:

адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

интерпретировать информацию прочитанного текста;

использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;

различать стили речи;

определять лексическое значение слова и фразеологический оборот;

последовательно излагать собственные мысли;

оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Программа рассчитана на 34 учебных занятия.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Тематическое планирование.

п/п

Тема
Кол-во
часов
Дата
проведения

1
Основные требования к изложению. Понятие о тексте.
1


2
Тема текста. Основная мысль текста. Опорные слова.
Микротемы.
1


3
Определяем композицию текста. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная.
1


4
Учимся анализировать стиль текста. Средства выразительности речи.
2


5
Создание и анализ текста-рассуждения.
1


6
Создание и анализ текста-повествования.
1


7
Создание и анализ текста-описания.
1


8
Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок.
2


9
Создание сжатого изложения. Приемы исключения, обобщения, замены, удаления.
1


10
Комплексная работа с текстом. Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.
1


11
Проверочная работа. Изложение по модели ГИА.
2


12
Орфография. Тест по модели ГИА. Дифференцированная работа над ошибками.
2


13
Синтаксис. Тест по модели ГИА. Дифференцированная работа над ошибками.
2


14
Пунктуация. Тест по модели ГИА. Дифференцированная работа над ошибками.
2


15
Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
1



16
Создание сочинений на лингвистическую тему. Знаки конца предложения.
1


17
Какие знаки препинания придают эмоциональность речи.
1


18
Выделительная и разделительная функция знаков препинания.
1


19
Приемы цитирования в сочинении.
1


20
Практикум. Создание сочинения на лингвистическую тему.
1


21
Редактирование сочинения.
1


22
Создание сочинений-рассуждений по данному тексту.
2


23
Редактирование сочинений.
1


24
Итоговая зачетная работа по модели ГИА
2







Список литературы.

ГИА 2012г. Русский язык. Москва «Интеллект- Центр» 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. С.В. Драбкина. Д.И. Субботин.
Сочинение- рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах: учебно-методическое пособие. Т.И. Павлова, Н.А. Раннева. – Издание 2-е. – Ростов- на- Дону. 2011год.
ГИА -2011. Экзамен в новой форме. Русский язык. 9-ый класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. Л.С. Степанова.- М.: АСТ: Астрель 2013 Федеральный институт педагогических измерений.























Дидактический банк.

Прочитайте текст.

Все собаки в народе разделяются на умных и глупых: умные собаки злые, любят одного только хозяина. А других людей к себе не подпускают. Глупая собака любит всех людей, всем доверяет и предпочитает хозяина другим только потому, что она ему отдана, как Татьяна своему генералу.
Подбор таких собак, по-моему, происходит не случайно, а потому что я таких предпочитаю, как Цезарь предпочитал возле себя только воинов. И у меня есть основание, почему я предпочитаю собаку, любящую не одного меня, а всего человека: я сам точно так себя веду в отношении моих близких глупо и требую тоже от них, чтобы моя персона не заслоняла собой всего человека и они бы тоже не застилали свет солнца.
Мало того, только в таких отношениях я понимаю свободу. А эгоистов с их злыми собаками считают убийцами духа.
Вот почему я бессознательно подбираю себе собак благороднейших, способных возвышаться над собачьими инстинктами. Наша дружба с такими собаками вообще является как следствие общего великого душевного переживания, радости не дома, а в полях и в лесах.
И потому всех собак я разделяю не на умных и глупых. А на домашних злых и чисто охотничьих, с раскрытой душой ко всему человеку.
(По М. Пришвину)

Составьте 2-3 вопроса, на которые вы хотели бы получить ответ в тексте.
Какая информация в тексте вас заинтересовала больше всего? Почему?
Какие слова и обороты в тексте вам показались яркими, запоминающимися, любопытными?
Объясните лексическое значение следующих слов и словосочетаний из текста: предпочитать, персона, инстинкт,(душевное) переживание. Какой способ толкования слов вы выбрали? Свое объяснение постройте по образцу: радость - это

2. Прочитайте текст и озаглавьте его.

Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством компьютера и натюрмортами?.. Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, всё мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он и человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.
Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. Но прелесть жизни – в её непредсказуемости. Может быть придется строить города в пустыне, лечить там людей – как же тогда без знаний о животном мире пустыни! К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим.
И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований о напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.
(И. Милославский)

Напишите вопросы к каждому абзацу.
Составьте план текста. Какой получился план: простой или сложный? Соответствует ли количество пунктов плана количеству абзацев?
Перескажите текст с опорой на составленный план. Используйте опорные слова и предложения, помня о теме текста и его главной мысли. Старайтесь сохранить стилистические и характерные черты текста, а также помните о ведущем типе речи.

3. Прочитайте фрагмент из рассказа Н.А. Теффи «Сокровища земли». Согласны ли вы с автором?

Люди очень гордятся, что в их обиходе существует ложь. Её черное могущество прославляют поэты и драматурги...
Но, в сущности, ложь, как бы ни была она велика, или тонка, или умна, – она никогда не выйдет из рамок самых обыденных человеческих поступков, потому что, как и все таковые, она происходит от причины и ведет к цели. Что же тут необычного?
Гораздо интереснее та удивительная психологическая загадка, которая зовется враньем.
Вранье отличается от лжи... тем, что, не неся в себе ни причины, ни цели, в большинстве случаев приносит изобретателю своему только- то огорчение и позор – словом, чистый убыток...
Настоящее, типичное враньё ведется так бестолково, что сколько ни изучай его, никогда не будешь знать основательно, как и кем именно оно производится...

Определите стиль и тип текста. Подтвердите свой ответ примерами из текста.
Сформулируйте основную мысль текста. Озаглавьте текст.
Найдите ключевые слова. Подумайте, сопоставляются или противопоставляются синонимы в тексте?
Охарактеризуйте средства связи в тексте.
По выбору:
продолжите мысль писательницы;
составьте текст в форме рассуждения на тему «Вранье отличается от лжи», приведите аргументы.


4. Раскройте смысл приведенного ниже высказывания.

Самое великое наше сокровище – наш русский язык (И. Ильин).

Во-первых,___________________________________________
Во-вторых,____________________________________________
В-третьих,____________________________________________
Следовательно,________________________________________
5. Вам предложены темы сочинений. Сформулируйте основной тезис сочинения – свое отношение к названной проблеме.

Какими должны быть детские радио- телепередачи?
Каким должен быть хороший учебник?
Почему мои сверстники стали меньше читать?
Что значит быть свободным?
Что важнее: самовоспитание или воспитание?
Кого можно назвать культурным человеком?
6. Продолжите текст, приводя собственные аргументы (не менее 3 – 4).

Человек должен уметь управлять эмоциями, хотя это очень трудно.
Способы разрядки эмоции зависят от общей культуры человека и от умения владеть своими эмоциями.
Корректных способов разрядки эмоций немало. Вот основные из них:
физическая нагрузка;
музыка, пение;



7. Постройте рассуждение объяснение или рассуждение доказательство, взяв за основу один из следующих тезисов:
– Душа обязана трудиться.
– Содружество растет силою сердца.
Интеллигентность не только в занятиях, а в способностях к пониманию другого.

8. Прочитайте высказывания. Укажите источники, из которых вы будете брать аргументы (примеры из художественной литературы, жизненных впечатлений, наблюдений, факты биографии известных людей и т.д.). Какие из высказываний уместно процитировать в вашем сочинении на тему...?
«Верность друга нужна и в счастье. В беде же она совершенно необходима».
(Сенека)
«Нет другого более красивого и более полезного времяпрепровождения, чем книга».
(Мирон Кости)
«Красота лица в красоте характера».
(Пословица)
«Пожалуй, не существует более важной черты характера, чем решимость».
(Т.Рузвельт)
« Всякая мысль , выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно».
(Л.Толстой)
«Кто утратил стыд, того нужно считать погибшим.»
(Плавт)
«Мудрость это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем...»
(Р.Акофф)
9. Прочитайте текст.

ВЫГОДНО ЛИ ИЗДАВАТЬ ЛИТЕРАТУРНУЮ КЛАССИКУ?

Издание классики это хороший бизнес. Не правда ли, утверждение спорное особенно после того, как долгие годы убеждали, что классику никто не читает, никто не покупает, что она устарела и не отвечает духовным потребностям эпохи. Казалось, все давно классику похоронили кроме учителей литературы и библиотекарей...
Утверждение социологов о том, что новое поколение выбирает жвачку, мало соответствует действительности. Конечно, некоторая часть людей вообще не читает. Те же, кто берет в руки книгу, рано или поздно приходят к классике. И, как правило, эти люди молодые. Об этом прекрасно осведомлены издатели, книготорговцы и библиотекари. Интерес к классике постоянный преклоняются ли перед ней или презирают как вышедший из моды хлам, - но продолжают читать. Тем Шекспир и отличается от Джоан Роллинг, а Пушкин - от Марининой, что их всегда купят и через сто, двести лет...
Являетесь ли вы массовым читателем? Какие факторы в первую очередь определяют ваши читательские пристрастия? Представьте себя издателем: сочините рекламный текст на книгу, чтобы заинтересовать как можно больше читателей понравившейся вам книге.


10. Прочитайте варианты вступления сочинений учащихся на лингвистическую тему «Зачем нужна пунктуация?»
***
«На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Они выполняют важную роль в письменной речи».
***
«На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения».


***
«Русская пунктуация сложная система. Глубокое овладение ею помогает точно и четко передавать, воспринимать смысл написанного. Не даром так трудны для восприятия даже для образованного человека древние тексты, написанные без знаков препинания».
***
«К.Паустовский в повести «Золотая роза»так определил роль знаков препинания: «Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Какой из них вам показался наиболее интересным, неординарным? Почему? Можно ли по вступлению определить, на сколько глубоко будет раскрыта тема сочинения?
Попробуйте и вы свои силы: напишите вступление к сочинению на эту же тему. Вы можете начать свое вступление разными способами:
риторическим восклицанием;
цитатным материалом (чьим- то высказыванием, поговоркой и т.д.);
не большим отступлением, которое может подвести к проблеме текста;
предложением, утверждающем актуальность обсуждаемого вопроса;
советом, который содержится в формулировке задания: «Вы можете начать свое сочинение, обратившись к словам...»
11. Напишите сочинение- рассуждение на лингвистическую тему (по выбору).
- Как отличить союз от союзного слова?
- Современная пунктуация сложная, исторически сложившаяся система. Почему?
- Чтобы свободно владеть пунктуацией, необходимо не только знать правила расстановки знаков препинания, но, главное, постичь ее существо, ее принципы, усвоить ее системность.
- Что значит выражение «владеть словом» ? Докажите это на примере самостоятельно подобранного вами текста.
- Грамматика это порог всякого знания.
(А.М.Пешковский)
- Почему А.Толстой утверждал, что «язык это путь цивилизации и культуры»?
- Тайноведение слова. Как я это понимаю?
- Что сближает и что различает значение слов странник, паломник, турист, путешественник в русском языке?
- Объясните суть морфологического (фонетического, традиционного) принципа русской орфографии.



15