Технологическая карта на тему Выпиливание лобзиком (5кл.)


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Жиздра Жиздринского района Калужской области

763333596060
Урок технологии
Выпиливание лобзиком. 5 класс
Учитель технологии:
Бутенко Николай Алексеевич
Жиздра 2014
Технологическая карта урока
Предмет: технология
Класс:5 Учебник (УМК): А. Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. «Технология. Индустриальные технологии»
Тема урока: Выпиливание лобзиком.
Тип урока: комбинированный (завершающий с оценкой готового изделия).
Методическое оснащение урока:
 Материально-техническая база: 1. кабинет технологии;
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
столярная мастерская;
верстаки;
инструменты, приспособления: карандаш, копировальная бумага, лобзики, выпиловочный столик;
материалы: бумага, фанера, лак, кисти,
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
предметные результаты – умение нанесения рисунка, умение работы с лобзиком, приспособлениями для выпиливания, художественной обработки материала, умение художественно-прикладной обработки фанеры
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действийУчебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций. 1 уровень — понимание, обоснованное применение операций.
Регулятивные определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 1 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.
ПознавательныеВыбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (пиление ножовкой); выучить правила безопасности при работе с ручным инструментом; освоить правила оказания первой медицинской помощи при различных рваных ранах; научиться накладывать повязки. 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. 1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.
Личностные Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; развить интерес к способам получения знаний; проектировать деятельность в направлении здоровья сбережения. 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.
Этапы урока. Задачи этапа Методы, приемы обучения Формы учебного взаимодействияДеятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД и предметные действия
1.Организационный момент.
Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.
ФронтальнаяПриветствует учеников.
Проверяет готовность к уроку, выдаёт индивидуальные задания к уроку (Приложение №1).
Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулиро-вать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
Коммуникативные: владение приемами и навыками общения с взрослыми.
2. Актуализация знаний. Целеполагание и постановка задач.
Систематизировать имеющиеся у учащихся знания: строение древесины, направление волокон, приёмы нанесения рисунка, инструмент для разметки Беседа по уточнению знаний из личного жизненного опыта.
Фронтальная и групповая. Предлагает ответить на вопросы:
Что такое пилении древесины.
Демонстрирует образцы пил и предлагает ответить на следующий вопрос:
Чем различаются пилки?
Подводит учащихся к цели занятия: научиться выпиливать детали из фанеры ручным лобзиком
1.Научится копировать рисунок?
2. Научиться подбирать пилки?
3. Овладеть основными безопасными приёмами работы с лобзиком? Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод о выпиливании деталей из фанеры . Рассматривают образцы, обсуждают, выявляют достоинства и недостатки выпиливания с мелким и крупным зубом, а также при совмещенном распиле, функциональности, эстетичности.
Личностные:
осознание своих возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе.
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
3.Поисково-исследовательский этап. Выбор материала и инструмента для выполнения поставленной задачи Анализ и обсуждение варианта инструмента и материала. Сравнение материала и пилок.
Групповая, индивидуальная. Объясняет приёмы выпиливания при помощи выпиловочного столика. Предлагает ответить на вопрос: Как располагается пилка по отношению к детали? Можно ли в конце распиловки обламывать материал? Что пилится в первую очередь внутренний или наружний контур?
Контролирует деятельность, консультирует учащихся в выборе инструмента и корректирует действия. Выбирают лобзик ,пилки и материал. Сравнивают анализируют и объясняют свой выбор.
Формулируют критерии подбора используемого инструмента. Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инст-румент, и оборудование.
4. Физкультминутка Индивидуально Включает видеоролик (Приложение №3), и побуждает детей к выполнению упражнений. Выполняют упражнения 5.Практический этап. Умение анализировать полученную информацию и применять на практике.
умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками. Практическая работа. Индивидуально, в парах. Организует индивидуальную работу, и работу в парах, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников.
Подводит учащихся к выявлению причин и способов устранения возможного брака.
Демонстрирует возможные искажения формы, пропила.
Привлекает к обсуждению причин и способов устранения брака.
Раздает тестовые задания (Приложение №2) Выбирают вариант салфетницы. Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения операции.
Выполняют и анализируют тестовые задания Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.
6.Рефлексивно-оценочный
Этап.
Умение построить алгоритм действия (технологическая цепочка),
умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками. ФронтальнаяКомментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Сравнивает качество работы.
Предлагает ответить на вопросы:
Что такое выпиливание лобзиком?
Какие меры безопасности следует соблюдать при выпиливании лобзиком?
Подводит учащихся к выводу о декоративной отделке изделия:
Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя.
Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции; необходимости декорирования изделия. Проговаривают последовательность своих действий при выполнении соединения деталей, отмечая возникшие трудности при этом и их причины.
.
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа:
организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока
организовать проведение самооценки учениками работы на уроке
по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности
рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока
объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке
выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся
Подводит итог урока.
Совместно с обучающимися оценивает работу каждого ученика.
Оценивают работу на уроке.
Личностные: социально-психологического (качество отношений с окружающими людьми);
Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками и навыками общения со взрослыми.
Приложение №1
127635128270
Варианты контуров салфетницПриложение №2
Тестовые задания
29375102832101. Пазухи (впадины) между зубцами ножовки служат дляА удобства разведения зубцов Б заострения зубцов ножовки В удаления опилок
2. Как называется устройство 2, с помощью которого закреплена подкладная доска 1?
24136357620А ручные тиски Б зажим В струбцина
5404485520703. На каком изображении правильно показано крепление пилочки в лобзике?
332803512700
4. Что изображено на рисунке?
А организация рабочего места Б выполнение работы лобзиком В процесс установления пилочки Г процесс крепления заготовки