Урок внеклассного чтения по сказке А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане…

Урок внеклассного чтения в 5 классе
по произведению А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане...»

Цель урока: - учить ребят работать со словом, видеть роль и значение каждого слова в пушкинском тексте;
- закрепить навык выразительного чтения;
- продолжить работу с понятиями «ритм» и «рифма», ввести понятия «прозаической» и «стихотворной» речи, подчеркнуть различия между ними; активизировать знания ребят о том, что такое «сюжет» произведения, подчеркнуть различие между авторской (литературной) и народной сказкой;
- дать первые сведения об изобразительных средствах языка: эпитете, сравнении, метафоре.

Беседа по творчеству поэта.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами урок внеклассного чтения по произведению
А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».
На предыдущем уроке мы читали с вами статью о творчестве поэта. Давайте вспомним, что мы знаем об Александре Сергеевиче Пушкине.
Что вы знаете о родителях А.С. Пушкина? (Мальчик родился в дворянской семье. Его родители, Надежда Осиповна Ганнибал и Сергей Львович Пушкин, были людьми не только хорошо образованными, но и поклонниками литературы, поэзии. Часто у них собирались литераторы, а родной дядя Пушкина, Василий Львович, был автором довольно известной в то время комической поэмы «Опасный сосед». Своим детям родители дали хорошее образование.)
В каком учебном заведении учился А.С. Пушкин? (Первоначальное образование он получил, как и большинство дворянских детей, дома. У него были хорошие учителя. Он много читал. В 1811 году он поступил в Царскосельский Лицей, в котором учились дети из знатных дворянских семей России).
Кто привил ему любовь к русской речи, к русскому языку, к русской истории? (Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, которая часто рассказывала внукам историю их предков и была первой наставницей Пушкина в русском языке).
От кого будущий поэт впервые услышал русские народные сказки? (От своей няни Арины Родионовны Яковлевой. В письме друзьям он рассказывал об услышанном от няни и добавлял: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма»).
Беседа по содержанию сказки.
Вернёмся к «Сказке о царе Салтане...». Это сокращённое название сказки. Кто мне скажет, как полностью называется это произведение? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
Да, раньше принято было давать сказкам подробные, длинные названия, в которых перечислялись главные действующие лица. О каких главных действующих лицах пойдёт речь в этом произведении? (О царе Салтане, о царевиче Гвидоне, о царевне Лебедь).
*Обратите внимание, что слово «Лебедь» здесь женского рода и склоняется по образцу существительных 3 склонения. А в современном русском языке? (Существительное мужского рода, 2 склонения).
Не удивительно, ведь сказка была написана в 1831 году, то есть 178 лет назад. За это время русский язык претерпел некоторые изменения, поэтому в тексте встретятся слова, которые вышли уже из активного употребления, так называемые устаревшие слова. По ходу чтения мы будем с вами выписывать их в тетрадь.
Сюжет этой сказки Пушкин услышал от няни. Но он не просто записал русскую народную сказку, а переделал её, добавив другие фольклорные образы и свои, личные, авторские, детали, поэтому эта сказка авторская, литературная, а не народная. Что такое литературная сказка? (Литературная сказка – авторское художественное произведение, в основе которого лежит вымышленная история, объединяющая элементы действительности и фантазии).
Кстати, давайте вспомним, что такое сюжет. (Сюжет – это развитие событий в художественном произведении).
Я прочитаю вам сюжет этой сказки в том виде, в каком его впервые услышал от няни Пушкин. А вы внимательно слушайте и ответьте на вопрос: Какие новые события и новые герои появились в сказке Пушкина.
(Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, cредняя – что государство одним куском сукна оденет, младшая – что с первого года родит царю 33 сына. Царь женился на младшей и уехал на войну. После 9 месяцев царица родила 33 мальчика, 34 уродился чудом: ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, а в заволоке месяц. Послали известить о том царя. А мачеха царя подменила письмо, написав, что родилась неведомая зверушка. Царь опечалился, но приказал ничего не предпринимать до его возвращения. Мачеха царя опять подменила царский указ и приказала приготовить две бочки. В одну посадить 33 царевича, а в другую – мать с чудесным сыном. Всех бросили в море.
Мать с сыном долго плавали по морю. Наконец, море выкинуло их на берег.
Матушка, благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи и мы вышли на свет божий, - говорит сын.
Господь тебя благословит, сынок.
Обручи рассыпались, они вышли на свет божий. Сын построил на острове город и стал в нём править.
Едут мимо корабельщики. Юноша как узнал, что едут они к турецкому султану государю Султану Султановичу, оборотился в муху и полетел вслед за кораблём. Мачеха хочет его поймать, а он не даётся. Корабельщики рассказывают султану о новом государстве и об отроке чудесном, а мачеха говорит: «Тоже мне чудо, чудо вот что: у моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт».
Царевич прилетел домой и с благословения матери перенёс перед дворец чудесный дуб.
Новый корабль. То же опять. Тот же разговор у Султана. Царь опять хочет ехать, а мачеха его не пускает. «Что это за чудо, - говорит она, - вот, что чудо: за морем стоит гора, а на горе два борова, боровы грызутся, а меж ними золото и серебро сыплются».
Царевич прилетел домой и с благословения матери перенёс перед дворец и это чудо.
Третий корабль. То же самое. Мачеха опять не пускает царя ехать. «Что за чудо, - говорит она, - вот, что чудо: из моря выходят 33 отрока точь-в-точь равные и голосом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час».
Тужит мать об остальных своих сыновьях. Царевич с её благословения берётся их отыскать. «Нацеди ты, матушка, своего молока, замеси 30 лепёшечек», - говорит он. Так они и сделали. Идёт он к морю. На берегу оставляет одну лепёшку.
Море всколыхнулось, и вышли из него 33 юноши, а с ними старик. Один из них и съел лепёшку. «Эх, - говорит он братьям, - раньше мы не знали материнского молока, а теперь узнали». Но старик погнал всех в море. На следующий день вышли они из моря, каждый съел по лепёшке и они признали своего потерянного брата. А на третий день вышли они уже без старика, и царевич привёл всех братьев к матери.
Четвёртый корабль. Опять корабельщики перечисляют чудеса, которые есть на острове. Мачехе уж и возразить нечего. Царь Султан едет на остров, узнаёт свою жену и детей и возвращается с ними домой, а мачеха от злости и досады умирает).
Так какие новые события и новые герои появились в сказке Пушкина? (Повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха; появилась царевна Лебедь и белка, которая поёт песенки... )
А какие исчезли? (изменено имя царя: не Султан, а Салтан; нет чудесного отрока, вернее он выглядит как обычный ребёнок; и 33 богатыря не являются его братьями; нет знаменитого кота учёного, он появится в прологе к поэме «Руслан и Людмила»; нет боровов, которые дрались, а между ними сыпалось золото, вместо них белка).
Вывод: на основе народного сюжета А.С. Пушкин создал литературную сказку.

Сейчас мы будем читать с вами текст. Есть ещё одно отличие няниной сказки и сказки Пушкина – пушкинская сказка написана стихами. Давайте вспомним, чем стихотворная речь отличается от прозаической. (Стихотворная речь имеет ритм и рифму). Давайте найдём рифмы в первых 6 строчках сказки (окном-вечерком, царица-девица, мир-пир).
В текстах, которые лежат у вас на партах некоторые строки пропущены, попробуем помочь поэту восстановить их, посмотрим, что у нас получится, попробуем быть сопоэтами.
А сейчас выразительно читаем текст, по ходу чтения выписывая устаревшие слова и определения к данным существительным. (В тетради и на доске начерчена таблица, которая заполняется по ходу чтения
Устаревшие слова
(слова, вышедшие из активного употребления)
Образное определение, которое выделяет в предмете какую-то характерную черту
(эпитет)

По ходу чтения выписываем устаревшие слова и формы слов и объясняем их лексическое значение, в случае затруднения пользуемся «Толковым словарём»; устаревшие слова: светлица, сени, сватья, аршин, сума, бояре, величать, венчать княжьей шапкой, колымага, престол, царские палаты, венец, баять, дьяк приказный, латы; устаревшие формы слов: блещут вместо блестят; град вместо город; злато вместо золото; брег вместо берег).
Красна девица
честной пир
добрый конь
синее небо
синее море
широкое поле
тугой лук
златоглавый город
белая лебедь
честной народ
сладка речь
широкий двор


Комментированное чтение отрывков сказки.

Как вы понимаете фразы:
а) Сына бог им дал в аршин (преувеличение, то есть очень крупного; понятие гипербола пока не вводим);
И растёт ребёнок там не по дням, а по часам (обычно так говорят, когда ребёнок растёт быстро, используя приём преувеличения, но у Пушкина нет преувеличения, у него, как и положено в сказке ребёнок вырос за один день);

б) И царица над ребёнком, как орлица над орлёнком (кружится вокруг него, не оставляет его ни на минуту; тут важна ещё одна мысль: каждая мать любит своё дитя; любовь одной сравнивается с любовью другой);
Словно горькая вдовица, плачет, бьётся в ней царица (горе царицы, которую при живом муже вероломно разлучили с ним сопоставимо с горем женщины, потерявшей любимого мужа; опять сравнение);
Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? (интересное сравнение, ведь ненастные дни не всегда тихие: бушует ветер, льёт дождь; но, может быть, автор имел ввиду, что на улице пустынно, не слышно человеческой речи; улицы тихи и пустынны);
А сама-то величава, выступает, будто пава; сладку речь-то говорит, будто реченька журчит (идёт медленно, величественно, словно павлин, гордо несёт свою голову; а речь негромкая, приятная для слуха, убаюкивающая, словно ручеёк журчит; сравнение);

в) Что означает слово чудесить? (творить что-то чудное, необычное, непонятное людям);
Привальный остров (остров, где можно сделать привал, остановиться; слово, по-видимому, придуманное Пушкиным);
С присвисточкой поёт (то есть присвистывая, по-видимому, придуманное Пушкиным);
Вполпьяна (то есть полупьяного; чтобы не нарушить ритмических рисунок стихотворения, поэт придумал однокоренное слово; слух не режет, понятно о чём речь);

г) Вот открыл царевич очи, отрясая грёзы ночи... (грёзы ночи сны, которые мы как бы стряхиваем с ресниц, когда просыпаемся);
А ткачиха с Бабарихой да с кривою поварихой около царя сидят. Злыми жабами глядят.(Кривой, окривевший разговорное слово, то есть тот, у кого видит только один глаз, а другого либо нет, либо он опух, заплыл и не видит. Взгляд их напоминает взгляд злых жаб. Это тоже сравнение, но скрытое, не развёрнутое.)
...Тридцать три богатыря; в чешуе, как жар горя...(почему богатыри в чешуе? Потому что живут в море? Полулюди-полурыбы? Может быть, а может быть, речь о другом: кольчуга витязей плелась из мелких металлических пластинок, они прикреплялись одна к одной наподобие чешуи у рыбы; скрытое сравнение скрытое, потому что надо ещё догадаться, что с чем сравнивается;
кольчуга блестит на солнце, как огонь (жар) горит это уже просто сравнение);

д) Восстанавливаем пропущенные слова (ребятам не обязательно угадать, как было у поэта, пусть записывают свои варианты того или иного слова, но обязательно надо свериться с Пушкиным и подумать, что этим словом хотел сказать поэт, почему употребил именно его; задание должно привлечь внимание к пушкинскому слову;

например, у Пушкина:
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли -
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
Варианты ребят:
«Ты, волна моя, волна!
Ты свободна (широка, бескрайня) и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни мочишь
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли -
Не губи ты нашу душу:
Выкати, вынеси ты нас на сушу!»
Но, прослушав пушкинский вариант, ребята решают, что вариант мочишь вообще не годится, а другие варианты имеют право на существование, но у Пушкина они более образные, более интересные, характерные.


Сделаем вывод: поэтическая речь всегда образная одно слово может содержать целую картину, которую ты мгновенно представляешь, читая стихотворение. У художника есть краски и кисти, у музыканта - ноты и музыкальные инструменты, поэт использует особые слова изобразительные средства языка. Это сравнения, в том числе и скрытые, преувеличения, определения, которые содержат в себе характеристику предмета (эпитеты).
4. Запишем термины, с которыми мы с вами познакомились:
Эпитет - образное определение, которое выделяет в предмете какую-то характерную черту, например: берег крутой, город златоглавый, жаба злая и т. д. Есть эпитеты, которые часто используются в русском фольклоре, например: красна девица, добрый молодец, широкий двор, чистое поле, честной пир и т. д. Такие эпитеты называются постоянными. Как видим, Пушкин активно использовал постоянные эпитеты в своей сказке.

Сравнение образные выражения, построенные на сопоставлении предметов или явлений. Например, хитрый, как лиса. Вспомним пушкинские сравнения, с которыми мы встретились в сказке (см. выше).
Бывают скрытые сравнения, которые надо развернуть, чтобы понять что с чем сравнивается. Такие сравнения называются метафорами. Яркий пример метафоры: чешуя кольчуги богатырей.

Автор также активно и уместно использует словотворчество. Его волна гульлива, а царя положили спать вполпьяна. Белка поёт с присвисточкой, остров в море привальный, а царь в гневе может начать чудесить.

Так что же мы узнали на этом уроке?
(1. Узнали, чем литературная сказка отличается от народной. Узнали, что А.С. Пушкин переосмыслил народный сюжет и написал свою литературную сказку.
2. Узнали, в чём отличие стихотворной речи от прозаической. А оно не только обусловлено наличием ритма и рифмы, которых нет в прозе, но и большей образностью, наличием изобразительных средств языка.
3. Мы узнали, что такое эпитет, сравнение, метафора, преувеличение, и увидели их роль в тексте.
* связь с русским языком: введение понятия «устаревшее слово», «устаревшая форма слова»).

Домашнее задание: стр. 95-102 учебника (читать начало «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»)