Урок чтения по сказке А.С.Пушкина Сказка о царе Салтане…
МАОУ лицей №4 (ТМОЛ)
г.Таганрога Ростовской области
Урок литературного чтения
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
4 класс
Автор – составитель
Фаварисова Ольга Валерьевна
Учитель начальных классов
Образование высшее
Категория высшая
Педагогические цели:
1.Организовать работу по изучению кратких сведений о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство с содержанием «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
2.Создать условия для обогащения словарного запаса учащихся.
3.Создать условия для выражения творческого потенциала учащихся.
4. Дать возможность учащимся оценить свою работу на уроке.
Используемая технология: технология развития критического мышления.
Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный.
Оснащение урока:
- портрет поэта;
- герои из разных сказок А.С.Пушкина;
- диск с записью сказки;
- сами предметы и иллюстрации непонятных слов (словарная работа);
- компьютерная презентация;
- бумага для изготовления оригами.
№
п/пЭтапы урока Содержание
1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Пожелаем сегодня на уроке друг другу успехов и хорошего настроения
2. Стадия вызова. Подготовительная работа к изучению нового материала. Слайд 2.
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит.
Кто автор этих строк? Что вам известно об этом писателе? Слайд 3.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна.
Слайд 4. «Подруга дней моих суровых» - называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.
В тихие зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как в детстве рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено – и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.
Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки! – говорил он. – Каждая есть поэма». Под его легким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.
Какие сказки А.С.Пушкина вы можете назвать? Слайд 5.
- Сказка о золотом петушке.
- Сказка о попе и работнике его Балде.
- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.
- Сказка о рыбаке и рыбке.
- Сказка о царе Салтане…
3. Стадия осмысления Сегодня мы начнём работу над «Сказкой о царе Салтане..». Слайд 6.
Откроем учебник и прочитаем полное название этой сказки.
Что необычного в названии сказки? (герои не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется отношение к ним автора)
Обратите внимание на имена героев. Какие они - сказочные или реальные? Какими вы представляете героев с такими именами?
Просмотр отрывка из мультфильма (2.08)
Где зачин? О чём говорит его отсутствие? (О том, что действия происходят где-то рядом, события реальные, и , возможно, «сказка» в названии специально для того, чтобы у нас не было сомнений, сказка ли это).
- Какие слова непонятны? Как бы вы охарактеризовали этих девушек? (1 – любит готовить и вкусно поесть, 2 – любит шить и модно одеваться, 3 – любит детей и мечтает о семье)
Не показался ли вам царь Салтан немного необычным?.. Почему он подслушивает? Почему женится тут же? Он легкомысленный и беспечный? (Возможно, его царское окружение только льстит царю, придворные лишь восхваляют его, не говоря правды, боясь царя раздосадовать, и зная это, он подслушивает в надежде, что таким образом ему удастся услышать правду и именно это подтолкнуло царя к скоропостижной женитьбе, что, конечно же, очень необычно)
Чтение текста и работа по вопросам
- 3 абзац. С.96 (Ученик – вслух). Как ведут себя сестрицы? Почему? Можно ли говорить об их искренних чувствах к своей сестрице? Что из выразительных средств здесь можно использовать? (тихое чтение, чтобы показать злой замысел сестриц)
- 4 абзац. (Ученик – вслух). Похоже, в царстве Салтана никакого порядка. Почему он сам поехал на войну? Почему он поверил, что жена родила ему неведомую зверюшку?
- 5 – 6 абзац. (Читают про себя). Почему такой приказ не смутил бояр? (видно, привыкли к странностям царя. Наверное, он не был однозначно хорошим или плохим – то доверчивый и добрый, то злой и несправедливый)- 7 – 8 абзац. (Читают по себя). Чудеса и волшебство – основные признаки сказок. А здесь какие?
Выборочное чтение третьей части.
-Кто и по чьей воле отправился в путешествие? Как случилось, что царь прочитал о рождении ребёнка не то письмо? Докажите.
-Вспомните, как народные сказки рассказывают о путешествии героя?
-Прочитайте (самостоятельно), как царица с сыном плыли в бочке по морю. Как эти строчки надо читать?
-Перечитайте начало части и докажите, что у Пушкина в этих строках есть и пейзаж, и разговор, и чувства, и действия. (Учащиеся находят подтверждение реальности или сказочности этих событий)
-Какое волшебство происходит в бочке? Докажите.
-Как же спасаются герои сказки?
-Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно? (Доброе, с улыбкой)
-Настроение этой сказки задаётся в самом начале. Какое оно? Можно ли считать трагическим, несмотря на события в жизни царицы и сына?
-Можете ли вы сказать о каких-то героях сказки, что они воплощают олицетворение типичного зла, добра? Почему?
-Кого спас князь Гвидон на острове? Как за спасение отблагодарила Царевна Лебедь?
Слайд 7. Знакомство с художником Михаилом Александровичем Врубелем.
На экране слайд “Великий русский художник Михаил Александрович Врубель”
Великий русский художник М.А.Врубель(1856-1910) специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь”.
Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых? Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения. Это одна из любимых картин художника.
Прекрасная девушка-птица плывет по безбрежному морю навстречу надвигающейся ночи. Лицо у неё нежное, задумчивое с большими темно-синими глазами. Оно полно грусти и печали. Она удаляется, уходит от нас.
Лучи солнца скользят по драгоценным каменьям, которые на руке и на головном уборе-кокошнике. Такой красивый головной убор носили раньше сказочно богатые женщины. По легкой прозрачной одежде Царевны, дымчатого цвета, так же пробегают лучи солнца, делая ее нежно- розовой, и напоминая оперенье птицы. А вдали мы видим свинцовое небо, сливающееся с морем. Говорят, что художник написал эту картину с лика своей жены.
Творческое задание
Мы с вами не художники, но попробуем сделать фигурку лебедя (оригами).
4. Стадия рефлексии - В каждом произведении есть свои положительные и отрицательные герои. Можно уже предположить, кто какие?
- Какой эпизод взволновал больше всего, заставил переживать?
- Как относится к своим героям автор? (Отношение доброе)
Заполните листы самооценки:
Мне понравилось…..
Мне запомнилось больше всего….
Мне не понравилось….
Почему у меня всё получилось…
Почему мне было трудно выполнить задание….
5. Домашнее задание Самостоятельное выразительное чтение нескольких частей. Иллюстрации к понравившейся части текста. Выбор героя и прослеживание его развития на протяжении всей сказки.