Алгоэвристическая программа по теме Семейство Злаковые
Алгоэвристическая программа по теме «Семейство Злаковые»
Сегодня перед тобой стоит задача которую придется решать самостоятельно… Необходимо просто поверить в свои силы и у тебя все получится!!!!!!!!!!!!!!!!
А. Распределите растения по семействам
Семейство Розоцветные.
Семейство Мотыльковые.
Семейство Крестоцветные.
Семейство Паслёновые.
Семейство Сложноцветные.
Представители:
1 - роза, 5 - горох, 9 - репа, 13 - перец,
2 - подсолнечник, 6 - томат, 10 - картофель, 14 - капуста,
3 - фасоль, 7 - малина, 11 - соя, 15 - вишня,
4 - редька, 8 - астра, 12 - одуванчик, 16 – белена.
Дорогой друг! Ты продолжаешь изучать царство Растений, в котором насчитывается приблизительно 350 тыс. видов. Вспомни, пожалуйста, как называют ученых, которые распределяют растения по отдельным группам, категориям. ____________________
Правильно, значит, ты сегодня будешь выступать в роли ученого-систематика.
Запиши схему в тетрадь, изучи данную систематику!
Отдел Покрытосеменные
Класс ОднодольныеКласс Двудольные
Семейство
Луковые
Семейство
Лилейные
Семейство
Розоцветные
Семейство
Крестоцветные
Семейство
Злаковые
Семейство
Пасленовые
Семейство
Бобовые
Семейство
Сложноцветные
Прочитай отрывки из художественных произведений, и назови растения, упоминающие в них.
1. Балда говорит: “Буду служит тебе славно,Усердно и очень исправно,В год за три щелка тебе по лбу.Есть же мне давай вареную полбу”
(А.С. Пушкин “Сказка о попе и его работнике Балде).
2. В долгом времени аль скороПриключилось им горе:Кто-то в поле стал ходитьИ пшеницу шевелить.
(П.П. Ершов “Конек-Горбунок”)
Подумай, к какому семейству относятся эти растения?_________________________________________
А). Распространение растений семейства Злаковые.
Среди растений, встречающихся на земле, злаки занимают особое место. Они встречаются везде, где земля не покрыта льдом. Если растения других семейств обычно приурочены к каким-то определенным климатическим зонам, то злаковые распространены по поверхности суши более-менее равномерно. А есть еще и огромные пространства, занятые степями, саваннами и лугами. Во всех этих растительных сообществах злаки выполняют главную роль. Представители семейства Злаковые входят в состав большинства агроценозов, созданные человеком. Мы сейчас даже не можем представить себе свою жизнь без злаков, так как именно они являются основными пищевыми растениями для большинства населения Земли. И они же – одни из главных кормовых растений в животноводстве.
К семейству относится около 650 родов, 10 тыс. видов.
Внимательно прочитав о распространении растений семейства Злаковые, запиши в тетради схему!
Распространение растений семейства Злаковые
Б). Жизненные формы и продолжительность жизни растений данного семейства
(слайд 6).
Среди растений этого семейства встречаются виды – космополиты (на всех материках). Обычно злаковые - травянистые однолетние (пшеница, рожь, овес, кукуруза) или многолетние (пырей, сахарный тростник, ковыль) растения. Но встречаются и древовидные формы – бамбук.
В). Самостоятельная работа: используя материал учебника под выпиши особенности строения вегетативных органов.
Г). Растения семейства Злаковые
Пшеница, рожь, сахарный тростник, пырей, бамбук и др.
Д). Характеристика Семейства Злаковые.
Цветки у злаков мелкие, обоеполые или редко однополые, например, у кукурузы (мужские цветки – в метелках, женские цветки – в початках, расположенных на одном растении).
Формула цветка ↑О2+2Т3П1
Цветок злаковых состоит из двух цветковых чешуй — наружной и внутренней, которые заменяют околоцветник, трех тычинок с крупными пыльниками на длинных нитях и одного пестика с двумя рыльцами. Одна из цветковых чешуй иногда вытянута в виде ости.
2.Цветки у злаковых собраны в соцветия — колоски, из которых состоят сложные соцветия — сложный колос (рожь, пшеница, ячмень), метелка (просо, овес, кукуруза), початок (кукуруза), султан (тимофеевка.)
3. Опыление злаков происходит при помощи ветром, некоторые (пшеница, костер) — самоопыляющиеся.
4. Плод — зерновка. Семя имеет большой эндосперм.
5. Размножаются злаковые не только семенами, у них существует и вегетативное размножение побегами и корневищами.Сделай краткий конспект! Чтобы не упустить этот материал – это важно!!!
1).Рос сперва на воле в поле,Летом цвел и колосился,А когда обмолотили,Он в зерно вдруг превратился.Из зерна – в муку и в тесто.В магазине занял место. 2). Был крупинкой золотой –Стал зеленою стрелой.Солнце летнее светило –И стрелу позолотило.
3). С неба солнце золотоеЗолотые льет лучи.В поле дружною стеноюЗолотые Усачи.
4). Стебель рос без волос,А серёжками оброс.Потом сняли серьги эти,Наварили каши детям. 5). В огороде вырастала,Русы косы заплетала.И в зеленые косынкиПрячет зёрна – золотинки.
.
Е). Значение злаковых растений
Роль злаков для человека очень важна. В ходе того, что ты уже узнал о семействе Злаковые, запиши в виде кластера, какое значение эти растения имеют в природе и жизни человека.
Описание пшеницы (нужное выбрать и записать в тетрадь)
1.Жизненная форма (трава, кустарник, дерево)
2.Характер стебля (прямостоячий, вьющийся, ползучий)
3.Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое)
4.Листья (сложные или простые; влагалищные; характер жилкования: перистое, дуговое, параллельное)
5.Формула цветка (Ч5 Л5 Т∞ П1, ↑О2+2Т3П1)
6.Тип соцветия (сложный колос, зонтик, кисть, метелка, султан, щиток)
7.Тип плода (костянка, яблоко, семянка, зерновка)
б). Выпишите номера растений, относящихся к семейству Злаковые
Ярутка полевая.
Сахарный тростник.
Кукуруза.
Вишня обыкновенная.
Ковыль.
Боярышник кроваво-красный.
Овсяница.
Бамбук.
Паслен черный.
Пырей ползучий.
Вывод: несмотря на разнообразие растений данного семейства однотипность строения цветка и плода очевидна. Именно по сходности строения цветков, типа плода все многообразие растений и было объединено в общее семейство.
Отметь свое настроение при выполнении алгоэвристической программы
123