Выступление на заседании педагогического совета Эффективность урока стимул к успеху учителя и ученика.


ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
2016г.
Панеш Эмма Ахмедовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №5»
Тахтамукайского района РА
«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»
Цель: Осуществить осмысление понятия «эффективность» и «эффективный урок».
Задачи: 1. Определить критерии эффективного урока.
2. Выяснить формы организации эффективного урока.
3. Выявить и сформулировать приёмы, способствующие проведению эффективного урока.
4. Осознать необходимость проведения анализа урока.
5. Развитие умений работать сообща.
3 Слово «эффективность» в переводе с латинского - «эфектос» - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.
4 Эффективность- получение гарантированного результата с оптимальными затратами времени, усилий педагога по отбору содержания учебного материала и др.
5 Критерии эффективного урока.
Обучение через открытие.
Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности . Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность, открытость. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
6. Ключевые слова в рамках темы «Эффективный урок».
7. Конкретность поставленной цели и задачи; заинтересованность учителя и ученика, результативность; качество материала; формирование умения и навыков; разнообразие методов; эмоциональная подача материала; индивидуальная работа; выбор типа урока; прогнозирование результата урока; учебные возможности ученика; мастерство; умение общаться; доступность; активная работа учащихся; результаты; самостоятельность учащихся ; творчество; индивидуальная работа; эмоциональная атмосфера; насыщенность урока, моторная плотность урока; обратная связь; наибольший результат; наименьшие «затраты»; педагогическая находка учителя; личность учителя; взаимодействие учителя и ученика; умение мыслить; сотрудничество учителя и ученика; стиль общения; достижение целей; толчок к поиску; ТСО. 8. Приемы, способствующие проведению эффективного урока.
9. Приемы эффективности урока. Соуправление классом. Способы повышения интереса. Приемы обучения с помощью органов чувств. Приемы конструирования вопросов .Приемы сочинительства. Прием «Найди ошибки» .Подготовка учеников к докладам. Иллюстрирование тетрадей. Технология «Пластилин» .Технология «Коллаж». Технология «Диспут». Технология «Дебаты». Игры-тренинги .Способы повторения. Устный опрос. Письменный контроль. Взаимоопрос по цепочке. Виды домашних заданий .10. Приемы эффективного урока. «Корзина идей». Составление кластера. «Пометки на полях». Составление маркировочной таблицы ЗУХ. Написание синквейна. Написание эссе «Лекция со стопами».
11. Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме .12 Прием» Составление кластера». Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом корзина, поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание корзины. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
13. Прием» Пометки на полях». Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
14. Прием составления маркировочной таблицы ЗУХ. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения текста информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. ЗУХ .15. Прием «Написание синквейна». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть, по – возможности, эмоциональной.
16. Прием «Написание эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
17. Прием «Лекция со стопами». Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время стопа идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
18. Формы организации эффективного урока . Урок- викторина .Урок- поиск. Проектный урок .Урок-экскурсия .Урок – экспедиция. Урок без учителя. Стихотворно-музыкальный урок. Урок пресс- конференция. Урок взаимообучения. Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры). Интегрированные уроки .Урок – фантазия. Урок – сказка .Урок- спектакль. Урок- лекция и другие.
20. Игра «Ассоциация». Подберите ассоциации со словосочетанием «Эффективный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове КОМФОРТ. (например: К – компетентность, О- ответственность и т.д.)
22. Для чего необходим анализ урока?
23. Необходим для повышения методологической грамотности педагога и качества обучения учащихся. «Настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор метода, технологии, типа, формы урока. Методологически грамотный учитель :24. Формирует аналитические способности. Развивает интерес к обучающему процессу. Развивает интерес к обучающему процессу. Определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания .Формирует умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями. Формирует умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями. Учит обобщать и делать научно обоснованные выводы. Учит обобщать и делать научно обоснованные выводы.
Что дает анализ урока педагогу?
25. Учитывать критерии эффективности урока для выстраивания учебно-воспитательного процесса. Использовать разнообразные приемы, формы и пути, позволяющие повысить эффективность урока. Создавать ситуацию успеха и мотивировать учащихся на достижение результата. Включить в повестку дня следующего заседания вопрос по совершенствованию умений проводить самоанализ урока.
26. Все дети могут успешно учиться, если школа УМЕЕТ учить.