Презентация выступления на заседании Школы педагогического мастерства «Формирование познавательной активности студентов на уроках истории и через внеурочную деятельность по предмету»


«Формирование познавательной активности студентов на уроках истории и через внеурочную деятельность по предмету» «Идеальное образование – это свободное самообразование, роль учителя – это ненавязчиво помогать»В. В. ГузеевОтчет по самообразованию преподавателя истории КГБ ПОУ ХДСТМедной Натальи Викторовны2016 г. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬкачество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты. Проблема:   неудовлетворённость  степенью познавательной активности учащихся на уроках историиАктуальность темы:   Перед современным преподавателями истории стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов невозможно без приобщения к познавательной творческой деятельности, без приобретения учащимися опыта ведения диалога и дискуссии.   Повышение познавательной активности учащихся является фактором успешности изучения истории.Актуальность темы Общие этапы развития познавательного интереса: от любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к познавательной активности и вниманию, от них к пробудившейся направленности личности на глубокое изучение учебных предметов.Важным условием развития положительных, устойчивых и действенных познавательных интересов является включение обучающихся в активную познавательную, творческую деятельность путем подбора посильных, интересных, разнообразных по содержанию и форме заданий,  непосредственное их участие в приобретении и углублении своих знаний, умений, сочетание коллективной работы и индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Формирование познавательной активности создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности на занятиях;создание “ситуации успеха” для каждого обучающегося;включение студента в активную деятельность, коллективные формы работы;использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;использование проблемных ситуаций;практико-ориентированная направленность изучаемого материала.Условия проявления познавательной активности: Гуманитарные предметы формируют и развивают и ключевые и профессиональные компетенции обучающихся. Для этого используются современные педагогические технологии – практико-направленное и проблемное обучение, развивающее обучение, метод проектов, технология портфолио, ИКТ и т. д.«Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам». Брюс Ли Тема: «Русь в XIII-XV веках». «…Государь прочитал и спокоен и строг, Повернулся к ахметовым людям, Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог, И сказал: «Дань платить мы не будем!...»О ком написала в своём произведении «Наша древняя столица» Н.П.Кончаловская? Кто из правителей России прославил себя этим поступком?Назовите дату этого события и его значение для истории нашей страны. Тема: «Великая Отечественная война Советского Союза».Какую потерю «оплакивает» Гитлер?Назовите даты этого события и расскажите о нём.Какую роль сыграло это событие в Великой Отечественной и второй мировой войнах? поддерживают и стимулируют учебную мотивацию;поощряют активность и самостоятельность учащихся;развивают навыки рефлексивной и оценочной деятельности;формируют умение учиться;содействуют индивидуализации образования учащихся;создают условия для успешной социализации.Эти технологии: I Изучение методической литературыII Использование форм и методов активизации познавательной деятельности на уроках историиНестандартные уроки – урок-суд, экскурсия, видео урок, ролевые и деловые игры; семинары и диспутыПрактические работы – работа с учебником, дополнительной литературой, составление таблиц и схем; индивидуальные и групповые исследовательские и проектные работы любого типа; задания на поиск и упорядочение информации в справочной литературе, сети Интернет, путём опросов, работы с литературными первоисточниками; составление кроссвордов, сканвордов и ребусовЭтапы работы над темой самообразования Урок-суд ГАПОННЛЬВОВЙАЛОКИНННХСКМЙИКЛИИРЯТЕРЕНСЕНПЫЛОАМАНОВЫОИТРЛОРЙМЮКАНУАЕКСЕИЛОВИПС Кроссворд «Революции России в лицах» Для того, чтобы расшифровать этот кроссворд Вам необходимо ответить на вопросы, найти и вычеркнуть эти ответы на игровом поле и из оставшихся невычекнутых букв составить пароль. Учтите, что слова могут быть расположены по изломанным линиям и даже против часовой стрелки.Священник, вождь рабочих в начале первой русской революции.Первый председатель Временного правительства.Вождь Октябрьской революции.Председатель Временного правительства в октябре 1917 г.Имя последнего русского царя.Автор аграрной реформы в России.Наследник российского престола в период революций.Фамилия последней династии русских монархов.Полуграмотный мужик из Сибири, имеющий огромное влияние на царскую семью.Министр иностранных дел во Временном правительстве.  Участники Тройственного пактаВеликобритания, Франция, СШАСССРГлавные цели внешнеполитического курсаПередел мира и мировое господство. Борьба с коммунизмом.Сохранение существующего мирового порядка. Противодействие коммунизму.Укрепление международных позиций СССР.Особенности политикиОтказ Германии от условий Версальского договора. Расширение территории в Европе. Развязывание локальных войн Италией и ЯпониейВеликобритания и Франция проводит политику умиротворения агрессора, США – изоляционистская политика.Двойственность курса: стремление предотвратить войну и попытки активизировать коммунистическое движение через Коминтерн. Решение вопроса о возможном союзнике.Сфера внешнеполитических интересовРаздел мира из сферы влиянияМир с установившимися после Первой мировой войны границами.Территория бывшей Российской империи, зона проливов. Внешнеполитические интересы и политика государств накануне второй мировой войны Ориентируясь на цифры, подпишите республики СССРПодписать на карте страны СНГОпределите, какие республики бывшего СССР не вошли в СНГ, объясните причины этого. Самостоятельные работы – составление и защита рефератов; информационные учебные проекты с публичным представлением результатов; учебно-исследовательская работа; проблемные задания; сочинения-эссеИтоговый контроль по предмету - защита учебных презентаций, проектовIII Использование форм и методов активизации познавательной деятельности во внеурочной деятельностиУчастие в краевых викторинах и конкурсах по историиУчастие во Всероссийских викторинах и конкурсах Министерство образования и науки Хабаровского краяКраевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Хабаровский дорожно-строительный техникум»Реферат по истории Тема: «ГУЛАГ и его роль в жизни СССР»Выполнил: Северин Владислав, группа 148 ТЭМО Внеурочная деятельность С чего начинается Родина Мой девиз: «Кто, если не я?!»Верхотуров Руслан Александрович, КГБ ПОУ «Хабаровский дорожно-строительный техникум»;отделение «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», II курсРуководитель: Медная Наталья Викторовна, преподаватель истории, куратор группы Учитель не тот, кто учит,А тот, у кого учатся Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М., 2001 г.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2001 г.Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории. // Преподавание истории в школе. №8, 1999 г.Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2003 г.Кульничев С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. Вторая часть. В., 2001 г.Лазукова Н.Н. Альтернативные ситуации на уроках истории. // Преподавание истории в школе. №1,1993 г.nsportal.ru›Школа›История›…-na-urokakh-istoriihttp://ext.spb.ru/http://multiurok.ru/bannikovavv/blog/aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii-s-pomoshch-iu-ikt.htmlhttp://interaktiveboard.ru/http://www.tpt-tula.narod.ru/Данилина Н.В. «Учебно-исследовательская деятельность студентов – необходимый этап в их профессиональном становлении». Методист, № 3, 2012 г.Егорова Л.Н. Анализ методов активизации познавательной деятельности в процессе контроля знаний учащихся». Методист, № 2, 2012 г.Источники и методическая литература