Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УРЕНГОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
С А М О А Н А Л И З
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИМАК ОЛЬГИ МИХАЙЛОВНЫ
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,-
И нам сочувствие даётся.
Как нам даётся благодать.
(Ф.И.Тютчев)
Дар слова Магия слова. Культура слова. Набор слов. Играть словами. Ловить на слове. Слово и дело. Доброе слово. Живое слово
Я учитель словесник. За 30 лет работы в школе СЛОВО и на уроке, и вне его бывало разным: лозунгом и криком души, болью и радостью, похвалой и наказанием, праздником и буднями. Разным и в отношении ученика, и в отношении учителя. Когда-то мне казалось, что чем больше я расскажу и покажу на уроке, тем лучше будут знать мой предмет дети. Но постепенно я пришла к убеждению, что это иллюзии. Ребёнок – это не информационная машина, бездумно вмещающая и хранящая любую информацию, а личность, для которой эта информация должна быть понятной, доступной и личностно-значимой. Для меня важно не просто научить детей своему предмету, а заинтересовать, увлечь их в безграничный мир слов. Сделать это без СО-творчества, СО-понимания и СО-чувствия составляющих «учитель-ученик» невозможно.
Я должна научить ученика думать и свободно излагать свои мысли, грамотно писать, правильно произносить слова и выразительно читать. Основная задача учителя видится мне в том, чтобы создать такую атмосферу, такие условия в классе, при которых детям захотелось самостоятельно или при помощи учителя узнать, открыть что-то, и они добивались бы этого. Знания и умения добываются учеником только в результате его собственного познавательного труда. А потому надо создать для каждого ситуацию успеха. На мой взгляд, она включает три составляющих:
- это я понял;
- это я могу;
- это я сделаю.
И плюс установка: если я допущу ошибку, я её исправлю, потому что у меня есть помощники: умные «подсказки», справочник, словари, одноклассники и учитель.
Каковы же средства достижения учителем этой цели – создание ситуации успеха?
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него формы учебного содержания;
Специфика содержания предмета «Русский язык» диктует преобладание в организации учебного процесса так называемых комбинированных уроков. И это обусловлено тем, что основное место на уроке занимает формирование умений и навыков, а это путь, требующий неоднократного возвращения к уже изученному материалу. Как известно, навыки успешно приобретаются лишь в том случае, если ученики получают системные, прочные и действенные знания как основу для их выработки и выполняют достаточное количество упражнений в определённой системе. Для усиления практической направленности обучения русскому языку мною используются самые разнообразные виды деятельности учителя и учащихся на уроке и наиболее эффективные методы и приёмы, описанные в методической литературе, почерпнутые из опыта известных учителей-новаторов: Меженко Ю.С.( опорные конспекты), Штильмана С.Л.(блочная система), Громова С.А.(система упражнений по орфографии), Лысенковой С.Н. (обучение с опережением).
Рассматривая процесс обучения как следование за индивидуальностью ученика, я пришла к выводу о необходимости использования различных образовательных технологий.
На уроках повторения и обобщения изученного я использую технологию модульного обучения. Включение уроков-модулей на печатной основе в серию обычных уроков приносит немалую пользу, так как урок-модуль объединяет в себе разные виды работ, большое количество интересных материалов, несколько типов заданий. Несомненным его достоинством является то, что ученик сам может выбирать, на каком уровне ему работать, так как в уроке представлены варианты упражнений. Включение в урок заданий логического и даже исследовательского характера, абсолютная самостоятельность полностью преобразуют учебную деятельность. Модульные уроки ставят ученика в центр учебного процесса, развивают навык самоконтроля, а если ребята работают по парам, развивают коммуникативную культуру учащихся. Я разработала модульные уроки по темам «Имя существительное», «Глагол», «Местоимение», «Деепричастие», «Наклонения глагола», «Синтаксис и пунктуация», «Обособленные члены предложения» и др.
Уроки обобщения предполагают не механическое повторение того, что говорилось на предыдущих уроках, а более высокий уровень знаний. На таком уроке всё должно быть необычным - от названия до последней фразы. Форма проведения таких уроков тоже должна быть нестандартной. Это может быть праздник русского языка, турнир смекалистых, клуб знатоков, смотр знаний и умений, урок-путешествие, урок-практикум и т.д. Мною разработаны и неоднократно апробированы следующие нестандартные уроки: «Путешествие в Фонетику» и «Путешествие в Синтаксис», урок-игра «Это замечательное имя Прилагательное, уроки-корректоры по орфографии, уроки-зачёты, урок-практикум по теме «Причастие», деловая игра по теме «Односоставные предложения», урок-конкурс по теме «Служебные части речи» и др.
На уроках изучения нового материала я использую технологию критического мышления. Критическое мышление – сложный процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысление и переформулирования понятий, информации. Это активный процесс познания. Ученики эффективно работают, когда уроки построены по трёхступенчатой (трёхфазовой) модели, называемой в технологии критического мышления «ВОР» (вызов, осмысление, рефлексия).
На первой стадии – стадии вызова – происходит обобщение имеющихся по данной теме знаний, представление о том, что будет изучаться. Например, на уроке русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное в роли сказуемого»(образовательная программа «Школа 2100») учащимся было предложено вспомнить всё о сказуемом и составить кластер. Затем поменяться тетрадями, рассмотреть кластеры, подвергнуть критике, обсудить «плюсы» и «минусы». Ученики самостоятельно сформулировали понятие, сделали его «близким» для себя.
На стадии осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией, систематизируют сведения, сопоставляют их с собственными знаниями. Здесь в основном я использую такой приём, как чтение текста методом ИНСЕРТ. Учащиеся читают текст, помечая каждое предложение одним из четырёх различных типов пометок. То, что каждое предложение, мысль должны быть как-то помечены, активизирует учащихся для чтения даже сложного для них текста, требует полного осмысления прочитанного, а значит и лучшего понимания и запоминания. После суммирования пометок становится ясно, что усвоено, а с чем ещё нужно продолжить работу. На указанном выше уроке пятиклассникам было предложено во время изучения темы передать содержание научной текста учебника по-другому, например, начать такими словами: В русском языке сказуемое может быть выражено не только глаголом
Третья стадия – стадия рефлексии (размышления) – решает несколько задач: обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу. Ученики просматривают первоначальные записи-предположения и заполняют кластер с учетом новой информации, например такой:
Сказуемое
глагольное именное (составное)
основная часть + вспомогательная
существительное глагол-связка
Различных приёмов и методов, применяемых на каждой стадии, много. Это даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга, несмотря на то, что все уроки проходят через все три стадии.
Применение технологии «Критическое мышление»
( способствует активизации мышления, помогает выделять цели обучения, повышает мотивацию;
(способствует самовыражению учащихся, даёт возможность проявить себя, свои творческие способности;
( способствует появлению навыков анализа информации, даёт возможность принимать решение о том, что важно, а что нет;
(обеспечивает обработку любой информации учащимися, помогает задавать свои вопросы;
(заставляет учеников задумываться.
Итак, критическому мышлению можно и нужно учить, и делать это следует на любом учебном предмете, в том числе и на уроках литературы. В процессе чтения человек обогащается информацией, необходимой для формирования у него критического мышления. Для того, чтобы информация была освоена читателем, она должна затрагивать не только ум, но и душу. Только глубоко пережитое на эмоциональном уровне знание становится достоянием читателя и, следовательно, может быть использовано для решения конкретной нравственной задачи, которую поставит перед ним жизнь. Мне кажется, что непременным условием влечения ребят к литературе является сотворчество учителя и ученика. Учитель должен помочь ученику открыть в себе читателя. Методика работы проста: нужно вместе читать. Читать вместе, воспринимать индивидуально.
В 5 классе прочитали рассказ Б.С.Житкова «Механик Салерно». Спрашиваю, понравился ли рассказ, какой эпизод больше всего запомнился и т.д. Ребята делятся впечатлениями, пересказывают эпизоды, передают свои чувства. Затем задаю вопрос: «А какой поступок капитана потрясает душу читателя?» Ученики говорят о том, что капитан выкинул за борт одного любознательного пассажира. Прошу ребят оценить поступок капитана. Мнения класса разделилось. Большая часть пятиклассников оправдывает капитана судна тем, что он это сделал ради спасения остальных пассажиров, ведь любопытный пассажир мог узнать о пожаре внутри трюма и посеять панику. А «страх – это огонь в соломе». Спрашиваю, а был ли у капитана выбор, неужели обязательно было жертвовать одним ради спасения других? А если бы таким любопытным пассажиром оказался кто-то из ваших близких или вы сами? Ученики задумываются, начинают искать другие возможные варианты разрешения ситуации и постепенно приходят к выводу, что капитан поступил неправильно, бесчеловечно, антигуманно. Да, экстремальная ситуация диктует иногда свои условия, но ведь капитан несёт ответственность за жизнь всех пассажиров, он в ответе за каждый свой поступок, т.к. от его поступков зависит порой жизнь других людей. А капитан разрешает взять на борт «левые» бочки, даже не проверив, что в них. А бочки оказались с бертолетовой солью, которая и стала причиной пожара в трюме. Таким образом, анализируя произведение с позиции ценности человеческой личности, учащиеся демонстрируют личную позицию на основе нравственной рефлексии. Высказывая своё мнение, ученик проходит индивидуальный путь развития собственной личности и формирует способность к критическому мышлению в рамках решения нравственных проблем. После прочтения и обсуждения произведения ребята пишут РАФТы. Что же это такое? РАФТ- это один из приёмов технологии критического мышления.
Р - роль (от имени кого текст)
А - аудитория (кому адресован текст).
Т – тема ( о чём текст).
Ф – форма (письмо, дневник, записка, беседа, внутренний монолог и т.д.)
Данный приём обеспечивает эмоциональное, познавательное и аналитическое восприятие текста, способствует самовыражению учащихся, даёт возможность проявить творческие способности. Задача ученика – создать собственный текст на основе имеющегося, переосмыслить его и освоить. Учащимся нравится этот методический приём, ведь не секрет, что традиционные сочинения ребята пишут неохотно, а этот вид познавательной деятельности даёт им больше возможности для творчества, да и по объёму РАФТ меньше традиционного сочинения (форму выбирает каждый индивидуально). Подобный подход соответствует требованиям современного общества, где на первый план выходит умение получать информацию, преобразовывать и творчески использовать её в практической деятельности. Вот несколько РАФТов, написанных моими учениками.
По рассказу И.С.Тургенева «Муму».
Гринкевич Лилия ( 6в класс)
Роль: Татьяна.
Аудитория: соседка в деревне.
Форма: беседа.
Тема: дворник Герасим.
А знаешь, Дашенька, в молодости любил меня один человек. Давно это, правда, было, когда я в Москве ещё жила, в господском доме работала. Он там дворником был, Герасим-то. Чудной такой, добрый.
Помню, привезли его из деревни, так я поначалу чуть со страху не обмерла. Большой, бородатый, хмурый какой-то да ещё немой. Мычит, слова сказать не может. А потом ничего, попривыкла я к его мычанию. Мужик он оказался славный, работящий, серьёзный. Я тогда прачкой состояла при барыне. Держали меня всегда в чёрном теле, работать приходилось много, а слова доброго ни от кого не услышишь. По молодости-то я красавицей слыла, да от тяжёлой работы красота-то моя быстро с меня соскочила. А тут вдруг такое ко мне внимание. Чудно. Помню, несу как-то раз барынину кофту, вдруг кто-то как схватит меня за локоть, оборачиваюсь, а это он, Герасим. Мычит что-то ласковое, улыбается. Петушка сахарного впихнул мне в руку. И потом всё подарки разные покупал: то ленту атласную, то колечко с камушком. А то возьмёт и пыль передо мной метлой расчистит. И всё улыбается мне так ласково. С тех пор уж больше никто мне ничего не дарил. Он ведь и жениться на мне хотел. Да видно не судьба Барская воля – закон, вот и мыкаю горе со своим пьяницей, да куда ж деваться-то
Гаврилова Виктория ( 6в класс)
Роль – Капитон Климов.
Аудитория – дворецкий.
Форма – беседа.
Тема – о дворнике Герасиме.
Жениться? На Татьяне? Барыня приказала? Да помилуйте, Гаврила Андреевич?! Ведь леший-то этот, кикимора-то степная, ведь он убьёт меня, вы же это знаете. Убьёт непременно, как муху прихлопнет, ведь он зверь какой-то, идол, даже хуже идола осина какая-то . Ведь он глухой, бьёт и не слышит, как бьёт! Словно во сне кулачищами-то махает. Он ведь глуп, как пятка, Герасим-то этот ваш. А я натура нежная, человек образованный, столичный. А что пью, так пью с горя. Здесь один мне судьба: сам Господь Бог, и больше никого, и вы мне не указ. А то ишь придумали, жениться
Кузяев Максим ( 6в класс)
Роль – Гаврила Андреевич, дворецкий.
Аудитория – барыня.
Форма – записка.
Тема – о дворнике Герасиме
Довожу до Вашего сведения, что по Вашему приказанию привезли из деревни немого Герасима. Определили дворником, ибо мужик он крепкий, сильный, двенадцати вершков росту. Поселили на жильё в каморку, что под кухней.
Современный урок русского языка ориентирован на развитие интеллектуальных возможностей каждого ученика, учёт его индивидуальных возможностей и активную роль в процессе обучения. А это требует тщательного обдумывания каждого этапа урока, бережного отношения к учебному времени, отбора эффективных методов и видов работы, наиболее соответствующих индивидуальным и возрастным особенностям учащихся. На уроках по орфографии мною используется адаптивная технология, разработанная А.С.Гранницкой. Деятельность учащихся на таких уроках осуществляется через задания трёх уровней в режиме самостоятельной работы. Контроль над результатом отработки правила осуществляется самими учащимися по «ключам». На таких уроках работают все. Технология воспитывает в учениках работоспособность и способность действовать в самостоятельном режиме. сходя из этого. щихся. чебному времени, отбора эффективных методов и видов работы, наиболее соответствующих индивидуальным и во
Сегодня прочно вошёл в нашу жизнь компьютер, и не использовать его возможности в обучении нельзя. Работая в формате программы Power Point, я составила к урокам разнообразные презентации, которые дают возможность более иллюстративного, наглядного представления материала. Это презентации к урокам по следующим темам: «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина, «Ночь перед Рождеством Н.В.Гоголя», «Бородино» М.Ю.Лермонтова, Лирика Н.А.Некрасова, Баллады В.А.Жуковского, Лирика С.Есенина, «Шедевры русской живописи» и др. Живописный зрительный ряд помогает сделать урок интересным, так как «литература и искусство, взаимодействуя между собой, усиливают воздействие на человека». Сегодня много говорят об интеграции учебных предметов. Совершенно очевидно, что объединение разнообразных видов мыслительной деятельности учащихся должно происходить на культурологической основе, поскольку культура сама по себе интегральна, ибо объединяет все слагаемые эпохи. Неслучайны и темы рефератов, с которыми выступают мои ученики на школьных научно-практических конференциях: «Пушкин в вокальной лирике», «Левитан и Рубцов», «Блок и Врубель», «Чехов и Левитан» и др. Установка на постижение своеобразия творчества конкретного автора неизбежно предполагает рассмотрение его в историко-литературном контексте: на фоне культурной традиции, в сравнении с предшественниками или современниками. Учить литературе – это значит «учить мыслить вслух», так определил И.Андроников. Мыслить вслух грамотно, чётко, красиво, чтобы русский язык производил впечатление как предмет национальной гордости.
Стать мастером нелегко. И я, разумеется, не мыслю себя ни Песталоцци, ни Коменским, ни Сухомлинским. Знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом, учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знания позволяют вести за собой своих учеников. У меня нет классного руководства, общение с ребятами происходит только на уроке, значит, нужно урок сделать интересным. Считаю, для того, чтобы урок получился:
( нужно сделать его привлекательным для ребят, найти формы и методы, с помощью которых можно объяснить просто и доступно сложный материал. В каждом уроке должны быть свои изюминки, не бывает неинтересных тем, бывает недостаточная подготовка учителя по данной теме.
( очень важно создать психологический комфорт, чтобы ребята и я получили от урока удовольствие. Для этого важно создать атмосферу сотрудничества, правила игры, основанные на взаимном уважении.
(нужно держать в голове все его элементы, но на основе этих знаний обязательно импровизировать.
( учитель должен уметь поддерживать дисциплину, основанную на уважении учителя к ученикам и учеников к учителю.
Овладеть профессией учителя без напряжения творческих сил, без любви к предмету – невозможно.
«Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их, но ежели ты сам не любишь её, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведёт воспитательного анализа». (Л.Н.Толстой)
13PAGE 15
13PAGE 14115