Рабочая программа по литературному чтению для 4 класс (ФГОС НОО)
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Беловская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Рабочая программа
по литературному чтению
для 4 класса
на 2016 – 2017 учебный год
Учитель:
Золенко Галина Петровна,
I квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576, авторской программой Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», Положением Беловской СОШ о рабочей программе учебных предметов, курсов.
В учебном плане Беловской СОШ предмет «Литературное чтение» рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю , 34 учебные недели).
Цели изучения предмета «Литературное чтение»:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
- формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
- повышение уровня коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
- формирование читательская компетентность, помогающей младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.
- пробуждение интереса учащихся к чтению художественных произведений.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Планируемые предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой литературы, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образовании уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;4) использование разных видов чтения изучающее (смысловое, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении и давать и обосновывать нравственную оценку поступков героем;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Обучающиеся должны уметь:
сознательно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами (темп чтения не менее 90 слов в минуту);
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно), устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде кратного, полного ,выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение?
Составлять план прочитанного (полный, краткий, картинный);
Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитаты из текста;
Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основных действующих лиц произведения;
Полноценно слушать: осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителям или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать ,о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, о чём продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы ,учебного задания.
Обучающиеся должны знать:
Названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классиков;
Наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
Не менее 10 пословиц, 2-3 крылатых выражений, понимать их смысл и уметь объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить.
3.Содержание учебного предмета
Раздел 1. ЛЕТОПИСИ. БЫЛИНЫ. ЖИТИЯ. Знакомство с учебником «Литературное чтение». Летописи . И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».И вспомнил Олег коня своего. Ильины три поездочки. «Житие Сергия Радонежского». Внеклассное чтение. Летописи, былины, сказания. Оценка достижений
Формы организации учебных занятий: литературная гостиная. аукцион знаний, урок открытых мыслей, урок –путешествие, урок творчества, ролевая игра, творческий отчет, урок – диалог.
Основные виды учебной деятельности: парная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом.
Раздел 2. ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ. П. П. Ершов «Конек - горбунок». А. Слонимский. «О Пушкине». А.С. Пушкин «Няне». А.С. Пушкин «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». А. Шан - Гирей «Воспоминания о Лермонтове». «Дары Терека». М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка). Творчество Л.Н.Толстого. С. Толстой. «Как я увидел Льва Николаевича». Л. Толстой «Детство». Л.Толстой. Басня «Как мужик убрал камень». А.П. Чехов «Мальчики»
Формы организации учебных занятий: урок взаимообучения, аукцион знаний, урок открытых мыслей, деловая игра, Что? Где? Когда? урок творчества, , творческий отчет, , урок – диалог, литературная гостиная.
Основные виды учебной деятельности: парная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом, написание рефератов и докладов.
Раздел 3. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко». А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот». А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».. Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки». И. А. Бунин «Листопад». Оценка достижений
Формы организации учебных занятий: литературная гостиная, урок –конкурс, , урок творчества, практикум, семинар, творческий отчет, общественный смотр знаний, диспуты, консультации, урок – соревнование, урок – диалог.
Основные виды учебной деятельности: парная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом.
Раздел 4. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». А.С. Аксаков «Аленький цветочек». Оценим свои достижения
Формы организации учебных занятий: урок открытых мыслей, деловая игра, урок творчества, урок –викторина, урок –спектакль, урок – диалог.
Основные виды учебной деятельности: парная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом, слушание анализ выступлений своих товарищей, просмотр учебных фильмов.
Раздел 5.ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».В. Ю. Драгунский «Главные реки». В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Оценка достижений
Формы организации учебных занятий: урок открытых мыслей, деловая игра, урок творчества, , диспуты, , урок – диалог, исполнение сказочного сюжета.
Основные виды учебной деятельности: парная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом, слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Раздел 6. СТРАНА ДЕТСТВА. Б. С. Житков «Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Елка». Оценка достижений
Формы организации учебных занятий: урок открытых мыслей, деловая игра, урок творчества, диспуты, урок – диалог, исполнение сказочного сюжета.
Основные виды учебной деятельности: парная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом, слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Раздел 7. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. В.Я. Брюсов. «Опять сон». В.Я. Брюсов. «Детская».. С.А. Есенин «Бабушкины сказки». М.Н.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка».М. Цветаева «Наши царства».Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь».
Формы организации учебных занятий: литературная гостиная, урок –конкурс, урок творчества, практикум, семинар, творческий отчет, общественный смотр знаний, диспуты, консультации, урок – соревнование, урок – диалог.
Основные виды учебной деятельности: парная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом.
Раздел 8. ПРИРОДА И МЫ. Д.Н. Мамин – Сибиряк « Приёмыш». А.И. Куприн « Барбос и Жулька». М.М.Пришвин « Выскочка». Е.И. Чарушин « Кабан». В.А. Астафьев «Стрижонок Скрип». Оценка достижений.
Формы организации учебных занятий: урок взаимообучения, урок открытых мыслей, деловая игра, урок творчества, творческий отчет, диспуты, урок – соревнование, урок – диалог, урок – суд. Основные виды учебной деятельности: парная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом.
Раздел 9. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. С. А. Клычков «Весна в лесу». Б. Л. Пастернак «Золотая осень».. Д. Б. Кедрин «Бабье лето»5. Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебедушка». Оценка достижений
Формы организации учебных занятий: урок взаимообучения, аукцион знаний, урок открытых мыслей, деловая игра, урок – восхождение, урок творчества, практикум, семинар, творческий отчет, общественный смотр знаний, диспуты, консультации, урок – соревнование, урок – диалог. Основные виды учебной деятельности: парная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, вывод и доказательство формул, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом.
Раздел 10. РОДИНА. И. С. Никитин «Русь». С. С. Дрожжин «Родине». А. В. Жигулин «О, Родина! Конкурс чтецов по теме «Родина»
Формы организации учебных занятий: урок взаимообучения, аукцион знаний, урок открытых мыслей, деловая игра, урок творчества, практикум, творческий отчет, общественный смотр знаний, диспуты, урок – соревнование, урок – диалог. Основные виды учебной деятельности: парная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом.
Раздел 11. СТРАНА ФАНТАЗИЯ. Е.С.Велтистов « Приключения Электроника». Кир Булычев «Путешествие Алисы». Оценка достижений
Формы организации учебных занятий: урок открытых мыслей, деловая игра, урок творчества, диспуты, урок – диалог, исполнение сказочного сюжета.
Основные виды учебной деятельности: парная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом, слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Раздел 12. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г. Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сельма Лагерлеф «Святая ночь». Сельма Лагерлеф «В Назарете». Оценка достижений
Формы организации учебных занятий: урок открытых мыслей, деловая игра, урок творчества, урок –викторина, урок –спектакль, урок – диалог.
Основные виды учебной деятельности: парная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом, слушание анализ выступлений своих товарищей, просмотр учебных фильмов.
Раздел 13. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. Литературная игра-викторина «Как хорошо уметь читать!» Игра «Литературные тайны» по внеклассному чтению
Формы организации учебных занятий: урок-викторина, деловая игра, урок творчества, урок – соревнование, урок – диалог.
Основные виды учебной деятельности: парная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная, самостоятельная работа с учебником, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом.
4. Календарно-тематическое планирование
№ Раздел/тема Кол-во часов Дата проведения Примечание
план факт Раздел №1. ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, СКАЗАНИЯ, ЖИТИЯ (10 ч)
1. Знакомство с учебником «Литературное чтение». Летописи 1 2. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». 1 3. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». 1 4. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» 1 5. «Ильины три поездочки». 1 6. Герой былины - защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри» 1 7
Сергий Радонежский - святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Сергию Радонежскому»» 1
8. «Житие Сергия Радонежского» 1 9. Внеклассное чтение
Летописи, былины, сказания 1 10. Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития» 1 Раздел №2. ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ (17 ч)
11 П. П. Ершов «Конек - горбунок» 1 12 П. П. Ершов «Конек - горбунок» 1 13 П. П. Ершов «Конек - горбунок» 1 14 А. Слонимский. «О Пушкине»
А.С. Пушкин «Няне» 1 15 А.С. Пушкин «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». 1 16 Пушкин А.С. « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 1 17 А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» 1 18 А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» 1
19 А. Шан - Гирей «Воспоминания о Лермонтове». «Дары Терека» 1 20 М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка) 1 21 М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка) 1 22 Жизнь и творчество Л.Н.Толстого1 23 Л. Толстой «Детство» 1 24 Л. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень» 1 25 А.П. Чехов «Мальчики» 1 26 А.П. Чехов «Мальчики» 1 27 Оценка достижений 1 Раздел №3. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (8 ч)
28 Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко» 1 29 А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» 1 30 Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот» 1 31 А. Н. Плещеев «Дети и птичка» 1 32 И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями». 1 33 Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки» 1 34 И. А. Бунин «Листопад» 1 35 Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений 1 Раздел №4. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (10 ч)
36 В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» 1 37 В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» 1 38 В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» 1 39 В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» 1 40 В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» 1 41 П. П. Бажов «Серебряное копытце» 1 42 П. П. Бажов «Серебряное копытце» 1 43 А.С. Аксаков «Аленький цветочек» 1 44 А.С. Аксаков «Аленький цветочек» 1 45 Оценим свои достижения. Контрольная работа за 1 полугодие 1 Раздел №5. ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС (7 ч)
46 Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» 1 47 Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» 1 48 В. Ю. Драгунский «Главные реки» 1 49 В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»
1 50 В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» 1 51 В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» 1 52 Обобщающий урок «Делу время -потехе час» Оценка достижений 1 Раздел №6. СТРАНА ДЕТСТВА (6 ч)
53 Б. С. Житков «Как я ловил человечков» 1 54 Б. С. Житков «Как я ловил человечков» 1 55 К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 1 56 К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 1 57 М. М. Зощенко «Елка» 1 58 Обобщающий урок «Страна детства»
Оценка достижений 1 Раздел №7 ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (10 ч)
59 В.Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская» 1 60 С.А. Есенин «Бабушкины сказки» 1 61 М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства». 1 62 Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь» 1 Раздел №8. ПРИРОДА И МЫ (10 ч)
63 Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш» 1 64 Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш» 1 65 А. И. Куприн «Барбос и Жулька» 1 66 А. И. Куприн «Барбос и Жулька» 1 67-68 М. М. Пришвин «Выскочка» 2 69 Е. И. Чарушин «Кабан» 1 70 В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» 1 71 В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип» 1 72 Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы». Проект «Природа и мы» 1 Раздел №9. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (6 ч)
73 Б.Л.Пастернак «Золотая осень» 1 74 С.А. Клычков «Весна в лесу» 1 75 Д. Б. Кедрин «Бабье лето» 1 76 Н. М. Рубцов «Сентябрь» 1 77 С. А. Есенин «Лебедушка» 1 78 Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы»
Оценка достижений. 1 Раздел №10. РОДИНА (4 ч)
79 И. С. Никитин «Русь» 1 80 С. С. Дрожжин «Родине» 1 81 А. В. Жигулин «О, Родина!» 1 82 Обобщающий урок «Родина»
Оценка достижений 1 Раздел №11. СТРАНА ФАНТАЗИЯ ( 6ч)83-84 Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника» 2 85 Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника» 1 86 Кир Булычев «Путешествие Алисы» 1 87 Кир Булычев «Путешествие Алисы» 1 88 Путешествие по стране Фантазии. Оценка достижений. 1 Раздел№ 12. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (12 ч)
89 Д. Свифт «Путешествие Гулливера» 1 90 Д. Свифт «Путешествие Гулливера» 1 91 Г. Х. Андерсен «Русалочка» 1 92 Г. Х. Андерсен «Русалочка» 1 93 Г. Х. Андерсен «Русалочка» 1 94
95 М. Твен «Приключения Тома Сойера» 2 96 Сельма Лагерлеф «Святая ночь» 1 97 Сельма Лагерлеф «Святая ночь» 1 98 Сельма Лагерлеф «В Назарете» 1 99 Сельма Лагерлеф «В Назарете» 1 100 Обобщающий урок «Зарубежная литература»
Контрольная работа за 2 полугодие 1 Раздел №13. ПОВТОРЕНИЕ (2 ч)
101 Литературная игра-викторина «Как хорошо уметь читать!». 1 102 Игра «Литературные тайны» по внеклассному чтению. 1