Инновационный опыт учителя начальных классов ГБОУ СКОШИ№17 г. Москвы


Представление инновационного опыта учителя начальных классов ГБОУ СКОШИ№17 г. Москвы
Чеховой Татьяны Николаевны
      Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость). Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно и применять эти знания в практической деятельности с использованием ИКТ.          Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию с внедрением ФГОС.    
Формы, методы и  приемы активизации познавательной деятельности, используемые в своей педагогической работе, разнообразны.    Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока и внеклассных мероприятий. Урок – викторина, урок-путешествие, блиц-игра, открытые уроки, проекты, мероприятия, классные часы проводятся с использованием интерактивных технологий. Такого вида уроках и мероприятиях воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Активизация познавательной деятельности, активизация внимания - эти задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок. Успешное решение этих задач невозможно без поиска форм, приемов и методов развития познавательного интереса, так как урок математики, сам по себе является интересным детям, без них может стать скучным и малоэффективным.Главная задача учителя организовать совместный поиск решения возникшей на уроке перед учащимися задачи. Учитель выступает как режиссёр мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы.Чтобы доказать возможности использования инновационных форм и методов обучения работающей по традиционной программе «Школа- России» был проведён ряд уроков по математике на тему «Табличное умножение и деление», с использованием инновационных технологий.Рассмотрим использование интерактивных форм и методов обучения младших школьников на уроке математики в 3 классе при изучении темы « Таблица умножения и соответствующие случаи деления». Например таблица умножения на 8.- Реши примеры и расположи ответы в порядке возрастания, и ты узнаешь название сказочного героя.8 * 1 = 8 а 8 * 0 = 0 м8 * 3 = 24 ь 8 * 1 = 8 а8 * 6 = 48 н 8 * 2 = 16 л8 * 0 = 0 м 8 * 3 = 24 ь8 * 5 = 40 и 8 * 4 = 32 в-3-8 * 4 = 32 в 8 * 5 = 40 и8 * 7 = 56 а 8 * 6 = 48 н8 * 2 = 16 л 8 * 7 = 56 а- С какого случая мы начнём?-Почему?- От какого из множителей будет зависеть возрастающий порядок произведения чисел? (от 2 множителя).- Почему? ( так как 1 множ. одинаковый, а 2- разный).В данном случае ученик знает, из какого знания надо исходить, через какие промежуточные результаты надо пройти при выполнении данного задания. Значит можно говорить о том, что функция в обучении на данном этапе сводится к тому, чтобы запомнить всё это и в должный момент воспроизвести. Следовательно, можно говорить о репродуктивном или объяснительно – иллюстративном методе, когда мы идём от начальных условий к конечному результату.
Новая тема.- Посмотрите на ответы примеров. Какую закономерность вы заметили?(каждый предыдущий результат увеличивается на 8).- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (составлять таблицу умножения на 8).Вывод: - Сегодня на уроке мы будем составлять таблицы умножения восьми, на 8, рассматривать соответствующие случаи деления.- Какая закономерность была? (+8).- Что мы видим? (таблицу умножения).- Попробуйте самостоятельно продолжить составление таблицы умножения на 8.На данном этапе урока ученик попадает в проблемную ситуацию. Получив результаты по первой части программы действий, нужно переходить к выполнению второй части, и так далее до получения планируемых результатов.
8 * 8 = 64 - Запишите новые случаи умножения 8.8 * 9 = 72 - Каким свойством умножения вы8 * 10 = 80 воспользовались?- Составьте таблицу для новых случаев.9 * 8 = 7210 * 8 = 80- Почему мы не поменяли множители в первом случае? (одинаковые).- Составьте соответствующие случаи деления.64 : 8 = 872 : 8 = 9 72 : 9 = 880 : 8 = 10 80 : 10 = 8- Сверьте свои записи с учебником стр. 74.Вывод: - Для чего нам нужно знать таблицу умножения? ( чтобы быстрее считать, когда встречаются одинаковые слагаемые). Какие профессии используют таблицу умножения? ( продавец, учитель, повар, строитель, конструктор и т.д.)Рассмотренные методы строились на том, что ученик знал исходные условия. Это достигалось выполнением домашних заданий, вводным повторением, специальными формами опроса, используемыми в течение урока.Проанализировав деятельность учащихся на серии уроков по теме «Табличное умножение и деление», можно сделать вывод о том, что:• активность учеников зависит от используемых на уроке методов: при введении в урок интерактивных методов и приёмов она возрастает;• ни один ученик на таких уроках не остаётся равнодушным, и изученные темы основательно закрепляются в памяти детей, о чём свидетельствуют правильные ответы учащихся на контрольные вопросы учителя. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания с возможностью обеспечения обратной связи, управлять учебным процессом при организации самостоятельной, групповой и коллективной работы.Для закрепления полученных знаний постоянно использую задания из математического онлайн- тренажера «Мат-Решка», где ребята проходят до конца свой уровень сложности за определенное количество времени, что безусловно благотворно влияет на организацию учебного процесса и мотивацию учащихся; на устном счете использую задание по заданной теме из программы «Кирилла и Мефодия»; Учу.ру, а так же упражнения тестового характера; занимательная математика, викторины и т.д. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, повышается качество знаний и интеллектуальный уровень учащихся. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных с использованием интерактивных методов и средств. На уроках русского языка так же используются интерактивные формы и методы обучения. Например: тема «Изменение имен существительных по падежам» и т.д. на уроках использую программу «Отличник», где подобран перечень упражнений для отработки навыка по определенной теме: даются задания разнопланового характера «Исправь ошибку»; «Вставь подходящее существительное в нужном падеже»; «Измени слова»; «Составь распрастаненные предложения », «Узнай меня», «Незнайка в стране знаний» и т.д. А так же часто используется программа Кликер-5. Задание с использованием данных программ способствуют развитию грамотного построению речи. Человек в общении должен быть грамотным, а тем более в профессии комментатор, корреспондент, ведущий программ, журналист, врач, учитель, депутат. Условие программы заключаются в том, что при допущенной ошибке, выходит окно «Повтори правило», учащийся повторяет правило и применяет его на практике, в результате, пока ошибка не исправлена приступить к новому заданию не возможно. За выполненную работу ребенок получает оценку онлайн. При использовании средств ИКТ и мультимедиа на уроке, стирается грань между учёбой и игрой, изучение самых трудных тем превращается в увлекательное путешествие по стране знании, вступает в обучение важнейший принцип наглядности и самостоятельности принятие правильного решения. На уроках окружающего мира ребята работают на компьютерах в программе Power Point; Word Ofis;. Самостоятельно составляют презентацию по теме окружающего мира с использованием научного материала из разных источников, в том числе и интернета. На уроках изобразительного искусства и технологии составляют мини – проекты с использованием программы «Перво- Лого» и защищают их. Например: учащиеся моего класса на уроке ИЗО составили мини-проект «Я- и спорт» и защищали его на уроке окружающего мира по теме «Здоровый образ жизни»,следствием чего является интегрированный подход в обучении. В каждой профессии нужно соблюдать здоровый образ жизни. А так же был создан совместный проект окружающий мир и английский язык по теме «Сенбернары – собаки спасатели», ребята защищали его перед учащимися начальной школы. Огромная роль в гуманизации образования в отношении детей с ОВЗ принадлежит дополнительному образованию. На кружке «Почитаем - поиграем» (руководитель Чехова Т.Н.) мы с ребятами сочиняли истории на тему: «Все самое лучшее случается осенью». Одна из учениц нашего класса поведала нам свою историю, что именно осенью в ее жизнь вошла бездомная кошка Муська, это история затронуло детские души и стала самым ярким незабываемым впечатлением. Вместе ребята сочинили поучительную историю про девочку Сашу и кошку Муську. На кружке «Удивительное рядом» (руководитель Чехова Т.Н.) ребята сами работали над оформлением своей истории. Она и стала основой нашего мультфильма, который мы назвали «Наш усатый друг!». Для работы над мультфильмом использовались две операционные системы – Мac и Windows.Съемки игрушек мы делали на ibook с помощью встроенной камеры и программы Photo Booth. Так ребятам было проще производить съемку с фиксированной позиции – нужно было нажимать всего одну клавишу на клавиатуре или мышке. Запись звука мы тоже делали на ibook с помощью программы Garage Band . Файлы сохранялись в формате МР3. Затем все файлы были перенесены на компьютеры с операционной системой Windows, которыми оснащен компьютерный класс. Работа над кадрами мультфильма шла в графическом редакторе Gimp.Сначала ребята удаляли с фотографий весь фон, оставляя только сами игрушки. Это была самая сложная часть работы. Чтобы упростить ее, мы снимали игрушки на контрастном фоне белой доски. Одновременно были отсканированы картинки для фона, а также отредактированы аудиозаписи – для этого использовалась программа Audacity.Звуки были сохранены в формате wav, чтобы они были доступны в программе Windows Movie Maker. Весь мультфильм был разбит на сценки и, как только все персонажи очередной сценки были очищены от фона, дети начинали компоновать кадры в Gimp, передвигая персонажей по фоновой картинке и сохраняя каждый кадр в отдельном файле. После того, как все кадры сценки были созданы, работа переносилась в программу Windows Movie Maker  и велась уже коллективно на одном компьютере. Добавляя в проект сцену за сценой, ребята учились подгонять движение под звук, регулируя длительность кадров, вставлять видеопереходы между сценами. Последним этапом работы над мультфильмом стало создание названия и титров. После этого проект был сохранен на компьютере в формате WMV. ВМФ