Коррекционно-образовательная деятельность по формированию УУД у обучающихся начальной школы ГБОУ АО Вычегодская СКОШИ


Н.Н.Волкова,
учитель начальных классов
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
Е.Н.Марченко,
учитель-дефектолог слухового кабинета
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
г. Котлас, п. Вычегодский
КОРРЕКЦИОНН0-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГБОУ АО «ВЫЧЕГОДСКАЯ СКОШИ» В КОНТЕКСТЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Данные исследования речи в ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ» показывают, что уровень сформированности коммуникативной стороны речи обучающихся начальных классов низкий. У школьников с нарушением слуха в начальных классах мало представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Свои мысли они выражают непоследовательно, в высказываниях нет логичности. Бедность словаря приводит к тому, что дети не могут подобрать слова для выражения своих мыслей. Часто в речи используются неуместные слова и выражения, повторяются отдельные слова или целые предложения. Характерно неумение найти нужное слово, которое они заменяют местоимением «такой». Не сформирован грамматический строй речи. Синтаксические конструкции бедны и однообразны. В основном употребляются простые, нераспространенные предложения, а часто и просто словосочетания. Связь между предложениями осуществляется с помощью повторения слов.
Следовательно, необходимо организовать такую работу на уроках, которая помогла бы избавиться от недостатков детской речи.
На основе анализа состояния проблемы речи детей с нарушением слуха в педагогической практике школы-интерната проводится коррекционно-образовательная деятельность по формированию коммуникативных УУД.
В образовательной деятельности осуществляется:
формирование школьника как субъекта учебной деятельности, развитие у него навыков коммуникативной деятельности;
целенаправленная работа, обеспечивающая успешность школьного обучения в рамках урочной и внеурочной деятельности;
расширение представлений и знаний об окружающем мире;
использование различных видов учебной, практической и творческой деятельности, дидактических игр, коррекционных упражнений, направленных на формирование коммуникативных УУД;
формирование эмоционального и социального здоровья обучающихся, их самостоятельности и активности.
В коррекционно-развивающий деятельности ведется:
выбор оптимальных для развития ребенка коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения;
организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи;
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике учебного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
коррекция и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.
В условиях модернизации и стандартизации в учебном процессе появилась необходимость в создании условий для системного подхода к формированию коммуникативных универсальных учебных действий, к которым мы относим:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
(Отгадайте загадку. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Прочитайте в книге, что мы узнаем на уроке? Составьте план работы. Задай вопрос однокласснику, чем он будет заниматься на уроке?);
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. (Вспомни и расскажи, что ты знаешь по этой теме. Рассмотри картинки, что пропущено? Кто может дополнить рассказ одноклассника?);
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. (Прочитайте текст, выполните задания. Выскажите свои предположения и сравните их с советами в учебнике. На основе полученных сведений составьте памятку. Обсудите её в классе.);
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий. (Будем договариваться о работе в паре. Я буду читать и отвечать на вопросы, ты будешь слушать и оценивать. Тебе понравилось, как я читал? Ты читал правильно, без ошибок и т.д.);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. (Создайте с друзьями свою маленькую азбуку. Выберите тему. Договоритесь, кто, что будет делать. Составьте устный (письменный) отчет о своей работе).
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, где коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Коммуникативное общение является одним из основных условий развития ребёнка, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность.
Ребёнок с недостатками слуха овладевает речью постепенно, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности, с взрослыми и сверстниками. Но не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития. Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта обучающихся с нарушением слуха. Речевые нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребенка, усложняют процесс усвоения учебного материала, затрудняют социальную адаптацию.
Основа педагогического воздействия состоит в направленном формировании коммуникативных универсальных учебных действий (с опорой на осознание и на образец, создаваемый педагогом). Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности.
Универсальный характер коммуникативных учебных действий проявляется в том, что он носит надпредметный, метапредметный характер; обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивает преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежит в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от её специального предметного содержания.
В образовательном процессе школы-интерната используется УМК «Школа России», где введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи, которые способствуют формированию коммуникативных УУД. В работе с учебниками особую роль играет учитель, который даёт образцы речевых конструкций, необходимых для общения детей на уроке. Применяя образцы речи в системе, педагог создает ситуацию успеха в коммуникативной деятельности, на уроках дети учатся задавать вопросы и понимать вопросы собеседника, отвечать на поставленные вопросы. Передают впечатления в рассказе о повседневной жизни. Обмениваются мнениями, спорят, доказывают свое мнение.
Хорошо использовать такие задания, как «подготовь рассказ», «опиши устно», «объясни» и т.д. Эти задания имеют чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то, объяснение тоже теряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия. Используются практические задания, когда детям, объединенным в пары или группы необходимо выработать общее мнение или создать общее описание. В этой форме работы учащихся привлекает то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать.
Уроки, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать уважение к мнению своего собеседника, умение грамотно и четко выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, принимать позицию собеседника. На основе воссоздания картины событий и поступков персонажей дети учатся понимать контекстную речь. Учатся строить свои высказывания с учетом особенностей слушателя.
При выполнении практической деятельности обучающиеся учатся выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; участвуют в диалоге, составляют несложные монологические высказывания. Одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент «Проведи опыт». Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами.
Задания творческого характера требуют от ребенка развернутых ответов, предполагают сотрудничество с одноклассниками, взрослыми.
Работа в группе и практическая деятельность на уроках позволяет добиваться максимально четкого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий, как по ходу выполнения, так и после. Выполнение заданий позволяет систематически практиковать работу в парах и микрогруппах, стимулируя выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.
Все учебные задания, используемые учителем на уроке в начальной школе, имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных действий, которые можно проводить в игровой форме. Важную роль в этом играют уроки литературного чтения, обучения грамоте, развития речи. С целью обогащения словарного запаса можно планировать нестандартное начало урока:
-назови слова, близкие (противоположные) по значению;
-найди третье (четвертое) лишнее слово (выделяют сходство, различие, что обосновывают связными высказываниями);
- назови слово, поменяв порядок букв;
- объясните значение, заменив одну букву (бочка-точка);
- в каких значениях употребляются одинаково звучащие слова (ключ, коса);
- измени ударение (стрелки, замки). Изменилось ли значение?
- отгадай (составь) загадку, дай развернутое объяснение;
- разгадывание кроссвордов и т.д.
Содержание всех игр и упражнений должны быть подчинены одной теме, что позволяет обогащать словарный запас детей, группировать слова по темам. На каждом уроке обязательное введение новых слов, т.к. детям, прежде всего, не хватает речевого арсенала для выражения своих мыслей, чувств. Их на урок может принести Мудрая Сова, Муравей Вопросик и другие сказочные герои. Они есть на страницах учебников.
Коррекционно-образовательная работа по новым стандартам даёт положительные результаты. При изучении практически всех тем по УМК «Школа России» у школьников начальных классов успешно формируются коммуникативные универсальные учебные действия, что подтверждает диагностика устной речи за последние три года. Обучающиеся с нарушением слуха интегрируются в группу слышащих сверстников без особых проблем, потому что научены строить взаимодействие и общение.
Список литературы
1.Андреева Л.В. Сурдопедагогика – М.: Академия, 2005.
2.Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003.
3.Закон Российской Федерации «Об образовании».
4.Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М.: Просвещение, 1977.
5.Е.Г.Речицкая. Сурдопедагогика. – М.: Владос, 2004.
6.Сборник рабочих программ «Школа России». М.: Просвещение, 2011.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.