Виды работ на уроках чтения.


Урок чтения в коррекционной школе
Виды работ на уроках чтения.
Упражнения для формирования навыка выразительного чтения.
Упражнения для развития техники чтения.Работа над пересказом.
Виды работы над текстом на уроке чтения.
 
Упражнения для формирования навыка выразительного чтения
Артикуляция гласных и согласных звуков, слогов различных видов.Чтение труднопроизносимых слов со сложной слоговой структурой.Чтение скороговорок.«Окончания». Данное упражнение предъявляет повышенные требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.«На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.Выборочное чтение вопросительных или восклицательных предложений.Чтение одного предложения с разной интонацией.Разметка текста (нотированное чтение): паузы, логическое ударение, усиление или ослабление, повышение или понижение голоса.Словарь настроений. На карточках предложены смайлики, изображающие различное настроение (грусть, радость, горе, удивление и т.п.). Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение, прочитать еще раз, пытаясь это настроение передать.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.«Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).Чтение по ролям.Чтение по ролям без слов автора.Инсценирование.Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения.Конкурс чтецов. Ученики готовятся либо самостоятельно, либо под руководством педагога.
Упражнения для развития техники чтения
Чтение вслух.Чтение про себя.Чтение хором.Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).«Динамическое» чтение. На доске или карточке записан столбик из нескольких слов с постепенным увеличением количества букв в словах. Количество слов зависит от возраста детей и техники чтения учащихся.«Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же текст.«Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.«Прыжки». Чтение через слово.«Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.«Прятки». Нахождение в тексте слова с определённым признаком (например, слова, начинающегося на букву К, или состоящего из двух слогов и т.п.).«Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.«Фотоаппарат»:на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;учитель показывает кадр слайда, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.Чтение текста через «решётку» (на текст накладывается карточка с прорезями, закрывающими части слов, слова или некоторые предложения).«Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, которые нужно найти.«Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.«Сканирование». За 20–30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
Работа над пересказом
Пересказ – вид речевой деятельности или её продукт. Речевая деятельность, как и всякая другая, осуществляется по определенным мотивам. Пересказ - это вид развития речи на основе образца, состоящий в передаче учеником содержания прочитанного в устной или письменной форме. Для того чтобы пересказ выполнял свои функции (развитие речи, памяти, мышления), необходимо создавать специальные речевые ситуации на уроке чтения.
Пересказ художественного произведения это творческий акт в сознании учащегося. При пересказе он должен ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей. В процессе пересказа определяется отношение школьника к тем или иным людям, к их поступкам, о которых он рассказывает; развивается память учащихся; расширяется кругозор; развивается способность к сопереживанию. Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на уроке чтения. Пересказ является и предметом, и средством обучения. Устный пересказ текста является одной из основных составляющих работы при подготовке к письменной передаче текста на уроках русского языка (написание изложений и сочинений).
Виды пересказов:
естественный (свободный рассказ не по заданию педагога);пересказ, организуемый учителем на уроке.Условия для успешного пересказа:
понимание школьниками задачи, которую они должны решить в пересказе;учёт степени активности, с которой ученик включён в процесс решения задачи;характер пересказа должен зависеть от типа и особенностей текста (описательный текст пересказывается подробно; объяснительный текст и текст рассуждение – сжато).на характер пересказа влияет степень эмоциональности, образности текста.восприятие и пересказ текста зависят от особенностей жизненного и читательского опыта учащихся.на качество пересказа влияет то, как прочитан образец, какое впечатление текст произвёл на ученика, захотелось ли ему поделиться прочитанными сведениями.Классификации пересказов
Первая классификация пересказов основана на типе восприятия текста:
пересказ прослушанного текста, воспроизведённого учителем, или заранее подготовленного учеником, или в звукозаписи;пересказ после однократного первичного чтения самим учеником;пересказ прочитанного длительное время назад (несколько дней, неделя) проводится на обобщающих уроках (уроках внеклассного чтения).В основе второй классификации лежит полнота передачи содержания исходного текста:
близкий к тексту пересказ (чаще всего используется при воспроизведении описательных текстов);подробный пересказ;выборочный;сжатый (краткий) пересказ.Творческие пересказы:
пересказ с перестройкой текста (по измененному плану);с изменением лица рассказчика;с различными творческими дополнениями (диалог, место действия, финал и т.п.).Подробный пересказ – вид пересказа, при котором прочитанное (или услышанное) необходимо передать как можно полнее, сохранить композицию, логику, синтаксис, лексику. Обучение подробному пересказу следует начинать с небольших по объёму текстов сказок и рассказов уже известных учащимся. Школьники часто испытывают затруднения в том, как начать пересказ, искажают заключительные части. Для облегчения работы над пересказом педагог может предложить несколько видов начала одного и того же текста и несколько видов его концовки. Также используются различные опоры в виде различных планов пересказа: вопросный план, цитатный план, иллюстративный план (рисунки, слайды), схематичный план, символический условно-графический план, план из опорных слов или предложений, план из озаглавленных частей текста и т.п.
Порядок действий при подготовке к подробному пересказу
1.     Прочитать рассказ.
2.     Разделить его на части.
3.     Прочитать первую часть, выделить в ней главное.
4.     Озаглавить эту часть.
5.     Озаглавить другие части рассказа.
6.     Прочитать план и решить, отражает ли он главное и поможет ли он вспомнить содержание текста.
Выборочный пересказ:
выбрать из текста ту часть, которая соответствует данному вопросу, узкой теме (например, пересказать только описание внешности персонажа, только сцену встречи двух персонажей);пересказ отрывка по картинке, по иллюстрации (пересказать только ту часть текста, которая соответствует иллюстрации);пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.Краткий пересказ (сжатый) – вид пересказа, предполагающий конспективную передачу содержания текста, лишённую деталей и подробностей. Данный вид пересказа представляет наибольшие трудности для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Степень сжатия может быть различной – несколько предложений, тезис, одно предложение. Примерами краткого пересказа могут служить аннотации к книгам, отзывы на прочитанные книги, просмотренные фильмы.
Способы сжатия (сокращения) текста:
исключение подробностей, деталей;обобщение конкретных единичных явлений;сочетание исключений деталей и обобщений.В школьной практике обычно используются два способа сокращения текста:
1.     Сокращение текста путём его логической переработки, т.е. в процессе анализа частей рассказа отбирается только существенное, основное в их содержании.
2.     Составление краткого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объёма малого текста. Для этого каждый пункт плана, составленный предварительно, поясняется 2-3 предложениями.
Памятка для обучения краткому пересказу
1.     Прочитать текст и определить его главную мысль.
2.     Еще раз прочитать текст, отмечая про себя, что является существенным, а что второстепенным для выражения главной мысли.
3.     Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющих каждую часть).
4.     Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.
5.     Кратко пересказать текст про себя при закрытой книге.
Приёмы обучения краткому пересказу
1.     Прослушивание и анализ сжатых пересказов.
2.     Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.
3.     Использование картинного плана.
4.     Пересказ по рисункам детей.
5.     Использование слайдов презентаций, диафильмов (в том числе созданных самими учащимися).
Приёмы подготовки к пересказу:
постановка цели урока по подготовке к пересказу (предупреждение учащихся о том, к какому пересказу они будут готовиться);повторное чтение текста, деление его на части, выделение главного в каждой части, озаглавливание частей, составление плана;беседа-анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе (записываются на доске около соответствующих пунктов плана);отработка выразительного чтения;пересказ отдельных фрагментов, предварительный пересказ, анализ его недостатков, их исправление;обращение к аналогичным случаям из жизни детей.
Виды работы над текстом на уроке чтения
Работа с текстом до чтенияВступительная беседа (по содержанию текста, биографии автора, историческим событиям, случаям из жизни и т.п.).Работа с заголовком (прогнозирование).Работа с иллюстрацией.Работа с трудночитаемыми словами (речевая разминка, речевая пятиминутка, речевая зарядка).Работа с непонятными словами и выражениями.Чтение текста учителем, проверка восприятия.Работа с текстом во время чтенияЧтение цепочкой по предложению.Чтение цепочкой по абзацу.Чтение вполголоса.Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.Чтение, ответы на вопросы учителя.Чтение, выделение непонятных слов.Чтение слов, к которым даны сноски.Чтение, расстановка пауз, обозначение средств выразительности (для стихотворения).Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.Сопоставление читаемого с иллюстративным материалом.Работа с текстом после чтенияЧтение, деление на части. Составление плана.Чтение по готовому плану.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком).Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).Беседа с сопровождением выборочного текста.Чтение по ролям.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы (элементы драматизации).Пересказ прочитанного с опорой на план (словесный, иллюстративный, цитатный, схематичный и т.д.).Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек: 
Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.Конкурсное чтение стихотворений.Нахождение и чтение образных слов и описаний.Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.Работа над характеристикой персонажей.Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.Установление путем чтения причинно-следственных связей.Нахождение в тексте выводов.Осмысление замысла и главной мысли произведения.Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.