Статья Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения


Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения
Подготовила
учитель начальных классов
Белякова Ирина Игоревна
г. Москва
сентябрь 2015

Пословица — сжатое народное изречение, заключающее в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни. Создается обычно непосредственным народным творчеством, но иногда заимствуется из литературных произведений. По определению В.Даля, "пословица - коротенькая притча, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности." Пословицы являются самостоятельными предложениями по форме, суждениями по содержанию и развернутыми метафорами по семантике. В краткой иносказательной форме они подводят итог высказыванию, образно и эмоционально обобщают цель высказывания, формулируют оценочный или поучительный вывод из сказанного, как бы ставя этим точку над "i".
Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.
Из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь элементы, в которых сгущается содержание первоначального текста; это — не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»).Определение Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (напр. «лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одёжи две рогожи, да куль праздничный»). Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение.
Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.
«Голод не тётка, пирогом не накормит»
«Слово не воробей»
«Яйца курицу не учат»
«Назвался гру́здем — полезай в короб»
«Ложка дёгтя в бочке мёда»
«Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт»
Пословицы и поговорки обязательно используются в работе всеми учителями начальных классов. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности.
Пословицы и поговорки позволяют оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку.

Подбор пословиц разной тематики для работы на уроках литературного чтения в 1 классе:
О Родине
Родная земля- матушка, чужая сторона- мачеха.
Всякому мила своя сторона.
Жить - родине служить.
Родина-мать, умей за неё постоять.
С родной земли - умри, не сходи.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Человек без родины, что соловей без песни.
О дружбе
Друг за дружку держаться – ничего бояться.
Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Старый друг лучше новых двух.
Сам погибай, а товарища выручай.
О семье
Согласную семью и горе не берёт.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
При солнышке тепло – при матери добро.
Материнская ласка конца не знает.
На свете всё сыщешь, кроме отца с матерью.
О добре
Мир не без добрых людей.
Доброе век не забудется.
На чужое горе не радуйся.
Как аукнется, так и откликнется.
О смелости и трусости
У страха глаза велики.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Трус собственной тени боится.
Бежит, словно под ним земля горит.
О правде и лжи
Правда дороже золота.
Правда что шило – в мешке не утаишь.
Честный правды не боится.
Раз солгал, навеки лгуном стал.
На воре шапка горит.

Об учении
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Без муки нет и науки.
По верхам хватать, свой ум потерять.
Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
От знаний уйдёшь – в хвосте пойдёшь.
Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения во 2 классе.
1.Составь из данных слов пословицу, объясни её смысл и определи тему.
Учиться, пригодиться, смолоду, навек.
2.Из данных пословиц выбери ту, которая относится к теме «Родина».
Где терпенье, там и уменье.
Всякому мила своя сторона.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
3.Прочитай пословицы, объясни их смысл и определи тему.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Один за всех, все за одного.
4.Подумай, какие из следующих пословиц подходят к высказыванию:
«Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель,
но одна у человека родная мать – одна у него родина».
Жить – родине служить.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Всякому мила своя сторона.
5.Выбери из пословиц ту, которая больше других подходит к стихотворению:
Если хочешь пить
Если хочешь пить, то колодец копай.
Если холодно станет, то печь истопи.
Если голоден, то испеки каравай.
Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.
И потянутся путники по одному
И к воде, и к теплу, и к тебе самому.
В.Берестов.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
6.Соедини начало и продолжение пословиц, объясни их смысл.
Без труда не вытащишь… дело огнём горит.
В умелых руках… так и не будет скуки.
Не сиди сложа руки… и рыбку из пруда.
7.Вспомни и назови три пословицы к теме «Учение».
Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения в 3 классе.
1.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Где ум, там и толк» , и объясни её смысл.
Любишь брать, люби и отдавать.
Как поживёшь, так и прослывёшь.
Чужим умом жить – добра не нажить.
2.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Век живи – век учись», и объясни её смысл.
Хорошие дети – отцу и матери утешенье.
Рука победит одного, знания поборют тысячи.
3.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Каждому слову своё место», и объясни её смысл.
Твоими бы устами да мёд пить.
Много видит, да мало смыслит.
Вода и камень долбит.
4.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Без дела жить – только небо коптить», и объясни её смысл.
Не тот батюшка, кто родит, а тот, кто уму-разуму научит.
Поехал за море телёнком, вернулся бычком.
Муравей не велик, а горы копает.
5.Выбери пословицу, относящуюся к теме «За правое дело стой смело», и объясни её смысл.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Ешь, пей, да дело разумей.
Лучше поздно, чем никогда.
6.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Нет худа без добра», и объясни её смысл.
Кто сам плут, тот другим не верит.
Перестань о том тужить, чему нельзя пособить.
Иное зло и терпеньем одолеть можно.
7.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Смелость города берёт», и объясни её смысл.
Прыткий на ноги, да на смекалку слаб.
Худой солдат, который не надеется быть генералом.
Всякий трус о храбрости беседует.
8.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Доброе дело на век», и объясни её смысл.
Доброе дело само себя хвалит.
Бежит, словно земля под ногами горит.
В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
9.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Жадность покою Лютый враг»,и объясни её смысл.
Гнева не пугайся, а ласку не пугай.
Берут завидки на чужие пожитки.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
10.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Не всё то золото, что блестит», и объясни её смысл.
Одна ласточка весны не делает.
Личиком белёнок, да душой черненок.
11.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Век долог, всем полон», и объясни её смысл.
Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
Легко начать, да не легко кончить.
Пословица недаром молвится.
12.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Молодость не грех, а старость не смех», и объясни её смысл.
Чужим умом жить – добра не нажить.
На словах одно, а на деле другое.
И старость не страшна, коли молодые помогут.
13.Выбери пословицу, относящуюся к теме «На что клад, коли в семье лад», и объясни её смысл.
Земля тарелка: что положишь, то и возьмёшь.
После дела гуляй смело.
Согласную семью и горе не берёт.
14.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Все за одного - один за всех», и объясни её смысл.
По прутику всю метлу переломать можно.
Кулаком победишь одного, а умом тысячи.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
15.Выбери пословицу, относящуюся к теме «За родной край и жизнь отдай», и объясни её смысл.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Доброе дело – правду говорить смело.
16.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Что посеешь, то и пожнёшь», и
объясни её смысл.
Старый ворон не каркает даром.
Пчела мала и та работает.
На добрый привет и добрый ответ.

Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения в 4 классе.
1.Нарисуй рисунок, отображая смысл одной из пословиц.
Словами горю не поможешь.
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
Где счастье, там и радость.
Человек не для себя родится.
Всякому мила своя сторона.
2.Составь мини-рассказ по пословице
Береги землю родимую, как мать любимую.
Не плюй колодец, пригодится воды напиться.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Дракою прав не будешь.
Хорошо в гостях, а дома лучше.
Не смейся над старым, и сам будешь стар.
Мир не без добрых людей.
Враньё не введёт в добро.
Наскоро делать – переделывать.
3.Данные пословицы раздели на две группы: назидательные и ироничные.
Век живи ,век учись.
Не грози щуке морем.
От доброго слова язык не отсохнет.
Труд человека кормит, а лень портит.
Пословицы и поговорки издавна любимы их создателем — народом. Русские люди всегда с уважением относились к метким, мудрым и образным изречениям. Недаром в народе говорится: «Пословица век не сломится», «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится». В пословицах и поговорках народ правдиво отразил свой огромный жизненный опыт, неустанный труд, ненависть к угнетателям, борьбу за лучшую жизнь, свою историю и свой патриотизм. В образных и мудрых изречениях он запечатлевает свои обычаи и нравы, чаяния и надежды, едко и остроумно высмеивает своих врагов, клеймит такие отрицательные черты, как наглость, лживость, вероломство, двуличие, приспособленчество, стяжательство, жадность, продажность.
Во всем блеске и совершенстве в пословицах и поговорках видны сметка, живость и бойкость народного ума, его исключительная способность метко схватывать в предмете или явлении самые характерные особенности. В краткой и чеканной форме народные изречения предельно ясно и доходчиво передают сложную и большую мысль, становясь тем «крылатым словом», которое придает остроту и меткость нашему языку. А. М. Горький очень верно подметил, что «пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги». По словам знаменитого собирателя русских народных пословиц В. И. Даля, они заключают в себе «свод народной опытной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Список использованной литературы
1. Журнал «Начальная школа» №5 2007г.
2. О.Д. Ушакова «Пословицы, поговорки и крылатые выражения»Санкт-Петербург 2004г
3. Популярное пособие для родителей и педагогов «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» Ярославль «Академия К» 1998
4. Н.В. Уваров. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. М.: Инфра-Инженерия. - 2009.