Коррекционная работа на уроках письма и развития речи


Коррекционная работа в специальной коррекционной школе занимает важное место в процессе развития умственно отсталого ребенка. Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.
Общее нарушение интеллектуальной деятельности, нередко осложненное недоразвитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Между тем у школьников с нарушением интеллекта отмечается органическое поражение коры головного мозга, что приводит к возникновению разнообразных речевых расстройств. В связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области речеслухового анализатора такие дети долго не различают звуки речи, не разграничивают слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимают речь окружающих.
Развитие моторики, в том числе и речевой, у детей с нарушением интеллекта, протекает замедленно. Как слуховой, так и кинестетический контроль за речевыми движениями оказывается неточным. Нарушение речи детей данной категории носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕРабота на фонетическом уровне включает два основных направления:1. Развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным);2. Развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.Для проведения коррекционной работы на фонематическом уровне можно использовать следующие упражнения.
1). Образование звуковЗакрепить узнавание печатных букв, используя стихи А.Шибаева.2).  Простые формы звукового анализаУзнавание гласного звука (на слух)В ряду других гласных. Если определенный гласный назван, учащиеся должны поднять карточки со знаком  [+], если нет – карточки со знаком [-]а) после хорового повтора серии звуков;б) без повторного проговаривания:Уа, ауэ, оэ, аэо, иоу, уоа и так далее.В начале слова. Услышав и повторив слово, ученики поднимают карточки [+] или [-], определяя наличие в начальной позиции одного определенного гласного звука. Установка на данный звук закрепляется демонстрацией соответствующей буквы, чтобы исключить забывание детьми исходной инструкции. Постепенно все гласные должны побывать в поле слухового внимания учащихся.
Примерный список слов для устных упражнений:а) начальный гласный в ударной позиции:окунь, узел, иглы, адрес, ожил, имя, ужин, охнул, отпуск, улей, утки, окна, эхо, август, умный, иней, изредка, утренник, остров, игры, устный, ослик, атлас, орден, угол, издали, аист, этот;б) начальный гласный в безударной позиции:аптека, изюм, идут, ушли, альбом, актер, этаж, узоры, увяли, экзамен, учеба,арбуз, акула, уборка, учитель, алмазы, экран, экскурсия, услышу, апельсин, эстрада, иногда, инструмент, упал, асфальт, изолятор, аппетит, ударник, эмблема, ужасный, изложение.В середине слова. Определить наличие гласного звука:О                  А                        Ы                      Укуст, сок   сын, наш         дым, нес         лес, зубшкаф, сон мал, мышь      сел, был          лук, пил2.   Вычленение  гласного  звука   (на   слух)Из ряда гласных (в начальной позиции). Поднять букву, соответствующую первому гласному звуку:уиа,   аио,   эоы,   оиу,   иоа,   ауэ   и   т.д.   Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком:ул - ус - ук                  ом - он - орар - аш - ан                 ах - ал - асил - ит - ис                 эх - эк - эт        Из слова (в начальной позиции, под ударением). Поднять соответствующую букву:искра, армия, обувь, астры, узкий, улица, остров, игры, очередь, аист, этакий, ужинать, огненный, изгородь, утренник, иволга, очень, изредка, область, адрес, умный, издали, удочка, атомный, эхо, окунь, этот.Из слова  (гласный в середине слова, под ударением):пух, нож, вот, там, кит, сам, сом, мышь, гусь, рос, жук, дочь, сад, лил, пол, мыл, пил, рыл, рис, шум.Согласные звуки       1. Узнавание согласного звука (на слух)Начального звука в слове: поднять знак [+] или [-]м — парус, молоко, морковь, капуста, молоток, балкон, мука, заноза, соловей, монета, букет, журавли, мороз, книга, майка, муравей, мужество;ф - груша, фуражка, плоды, колосья, фасоль, флакон, природа, фонтан, картон,форточки, фабрика, корабли, футбол, кабина, фонари, фартук;Последнего согласного в слове:т - кот, совет, сахар, пример, привет, самокат, акробат, пламя, салют, винегрет, компот, рассвет, крокодил, бегемот, сверчок, компас, торт;к - дом, стук, звон, звук, петушок, солдат, спутник, страна, восток, овёс, паук, воротник, портфель, фартук, помидор, парад, порошок.Согласного в середине слова:п - слива, липа, крупа, топор, четверг, лопата, компот, хомяк, часы, черепаха, рапорт, кисель, салат, капля, трава, репа, цветы, крупный, спал;м — рябина, комната, синица, смотри, омлет, среда, костер, костюмы, громко, труба, лапа, лампа, трава, трамвай, клубы, клумбы, вымпел;Отобрать картинки, в названиях которых содержится определенный согласный звук: а) в начале слова; б) в любой позицииВыборочный диктант слов.а) Устный - поднять букву, если в слове содержится определенный звук (буквы раздаются детям заранее).б) Письменный - запись слов, содержащих определенный звук (можно использовать доступные для учеников по написанию слова из данных выше). 2.   Вычленение  согласного  звука  на  слух  в начальной позицииа) Из серии слогов:       то-та-ту       оп-ап на-ну-но     ас-ос- са-со-су      ум-ам-ем   и т.д.б) Из слова (в начальной позиции).            Беседа по тексту стихотворения:- Вот сколько на «к» я сумею сказать:кастрюля, кофейник, коробка, кровать,корова, квартира, картина, ковёр,                 кладовка, калитка, комод, коридор...                     -Ой, хватит! И звук тоже может устать!  А вот что на «т» ты сумеешь назвать? 
- Топор, табуретка, тарелка и ложка...- Ты, кажется, что-то напутал немножко.         -Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.
Послушай, на «с» назову я посуду:        
 стакан, сковородка, солонка и... кошка.          
 - А кошка откуда?                                                - Залезла в окошко!         
Спроси лучше кошку - откуда пришла                   
и вся ли посуда на кухне цела...(Л.Куклин.)      Учащиеся продолжают подбор слов на заданный звук.в) Игра «Любопытный». Ведущий задает вопросы, учащиеся в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один звук, например:Кто?         Что сделал?           Кому?             Что?Папа           принёс                 Пете           пастилу.                         
3.   Вычленение  последнего  согласного в словеНазвать последний согласный:куст, пел, сон, спор, суп, сыт, вес, стул, квас, парк, хвост, писк, грамм, торт, волк, гром, слон.Добавить недостающую букву (одну из данных: х, т, к). С каждым полученным словом устно составить предложение:ко-, пу-, ра-, лу-, ро-, ма-, ки-, мо-, жу-, ме-, со-.Дописать недостающую букву. Диктуются слова без последнего согласного. При диктовке педагог обозначает отсутствующий согласный звук легким стуком карандаша. Запись одними буквами (т, ш, л, к...):самолё-, каранда-, самосва-, воротни-, чайни-, саха-, шала-, футбо-, замо-, вете-, чуло-, пена-, солда-...Игра «Цепочка слов». Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например:мост - телефон - носки - иголка - автобус...Д-Т1. Выделение парных согласных звуков из слов по предметной картинке ( в начальной позиции), например [дрова]2. Сравнение д и т по артикуляции ( сходство и различие).3. Сопоставление этих звуков с их графическим изображением. Дифференциация т - д в слогах (устно и письменно).4. Рассматривание парных картинок. Анализ слов-паронимов по смыслу и по звучанию. Составление предложений с ними (устно).дачка - тачка              душ - тушь                   дом — том                 удочка — уточка             дочка - точка              кадушка - катушка5. Вписать пропущенные буквы т, д. С полученными словами составить предложения. Образец:6. Закончить предложения, выбрав подходящее слово:У Алёнушки на сердце....      На крыльце подгнила ....                    (доска, тоска)Ветер... последние листья.Придвинь гостю … .                         (стул, сдул)Брат ...экзамен.          Я... хорошим учеником.                    (сдал, стал)7. Найти ошибку в стихотворении:Поэт, придумав строчку, в конце поставил дочку.8. Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию т,д):
Ведро, ветры, туча, подул, стук, нарядный, страны, ударил, туман, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава.9. Запись слов выборочная:
только со звуком т: добежал, труба, ветка, одуванчик, вытри.10. Добавить недостающий слог та или да:а) устно - с перекидыванием мяча; б) письменно:лопа -, приро -, ребя -, воро -, горо -, мач -, боро -, гуся - , темно - , меч - , посу-, глухо-, свобо-, просту-, звез -, забо -, холо -, бесе -, кар -.11. Записать глаголы с приставкой до-. Устно составить с ними предложения.Образец: тянул - дотянул.     Тащил, топил, топал, держал, дежурил, делал. Подчеркнуть буквы г, д цветными карандашами.Т'-Д'(мягкие варианты)1. Выделить мягкие фонемы из слов в начальной позиции.2. Прочитать слоги типа:те - де;    те - де - те;   ади - эти... 3. Записать их под диктовку.4. Сопоставить слова-паронимы по смыслу и звучанию:день - тень          следит – слетит дело - тело           ходите - хотите5. Выделить мягкие фонемы из слов - поднять соответствующие буквы:затихли, задел, тени, стёкла, дивный, стихи, сеять, делить, девять, мать, лебеди, молодец, тетерев, надевать, дежурить, множитель, вдеть.6. Записать слова под диктовку в две колонки ( по наличию т'-д')ветер, девочки, стирка, водичка, декабрь, дерево, тёмный, стенка, деньки, гости, летит, неделя, октябрь, картина, середина, пластинка, лошади, разбудил.7. Изменить слова по образцу:а) устно - с перекидыванием мяча; б) письменно.Образец: войти — войдите. Погляди - ..., иди - ..., найди - ..., отойди - ..., приходи - ..., уведи - ..., проследи - .... наряди - .... зайди — ..., перейди .... погоди ...8. Четко произнести чистоговорку: Дятел  на суку сидит,  дятел дерево долбит.  День долбит, два долбит - носом в небо угодит.9. Списать, вставляя пропущенные буквы д или т:    а) -е-и гос-или у -ё-и в -еревне. -я-я угос-ил -е-ей мё-ом. Ребя-ишки пус-или ло-очку по во-е. Скоро при-ё- ле-о. -е-и пой-у- в лес за яго-ами. -у- -убы. Бу-у- и желу-и.б) -е-и си-я- под с-арым -убом. В пол-ень -ам гус-ая -ень. И-ё- с -опором -я-я Ви-я. Он бу-е- руби-ь сухие сучки, «-е-и, о-ой-и-е от -ерева. Сук упа-ё-.10. Слуховой диктант:а) Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. Птицы дружными стаями летят в тёплые страны. В лесу стоит тишина. День стал короток.б) Долго стоит в средней полосе тоскливая осень. Дожди, ветры, холода. Даль задёрнута сизой дымкой тумана. Падают с деревьев последние листочки. Стаи птиц готовы к дальним перелётам. Всё живое ждёт, когда же придёт матушка-зима.11. Тексты для графического диктанта.       Тают льдинки на стекле. Дикая утка ведет утят. Сова видит в темноте.                    а) Море покрыто льдом. И остановились быстроходные пароходы. Нет им дальше дороги. А ледокол идёт. Подминает под себя льдины, ломает их. Среди льдов теперь длинный коридор. Идут за ледоколом пароходы.б) Сады тяготились плодами. Плоды жались друг к другу, как птенцы в гнезде. Садовник ходит от дерева к дереву. Он снимает спелые плоды и кладёт в корзину. Корзину накрывают скатертью и несут в машину. Там её ставят на переднее сиденье. Эти чудесные яблоки отправляют в столицу на выставку.12. Прочитать текст, вставляя пропущенные буквы т, д: а) поднять соответствующую букву;  б) вписать буквы в прорези текста, отпечатанного на карточке.-ри -ня -ул мокрый ве-ер, съе-ая снег. Ночью, наконец, хлынул -ож-ь, и так зас-учало в окно, что Никита проснулся, сел в крова-и и слушал, улыбаясь.Чу-есен шум ночного -ож-я. «Спи, спи, спи», — -оропливо с-учал он по с-ёклам. И ве-ер в -емно-е порывами рвал -ополя пере-  -омом.Ники-а перевернул по-ушку холо-ной с-ороной вверх, лёг опя-ь и ворочался по- , то есть в нарушении связи слов: согласования и управления.о-еялом, ус-раиваясь у-обнее.К у-ру -ож-ь прошёл, но небо еще было в -яжёлых -учах. От снега не ос-алось и сле-а. Широкий -вор был покры- синими лужами. Весь ос-рый, чис-ый, воз-ух был полон шумом па-ающей во-ы...Ломая лёд, река выхо-ила из берегов, кру-ила ль-ины, вырванные с корнем кус-ы, шла высоко через пло-ину и па-ала вому-ы.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ
Начинать эту работу следует с выяснения и пополнения объема словарного запаса у учеников на предлагаемом ниже примерном перечне тем. Основные задачи лексической работы:
1.        количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
2.        качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
3.        очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов.
Ученики упражняются в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов; наблюдают явления многозначности, синонимии, антонимии и омонимии как слов, так и морфем.
Назвать действия (перекидывая мяч):
Метель (что делает?) — метет, гром — ... , ветер — ..., снег — ... , солнце — ... , ливень — ... , молния — ... , мороз — ... .
2. Назвать другой предмет с тем же признаком:
Мел белый (и снег белый), пояс узкий (и лента узкая), дыня желтая (и тыква ...), речка быстрая (и ручей ...).
3. Сравнить:
по вкусу — лимон и мед, лук и виноград;
по цвету — василек и гвоздику, грушу и сливу;
4. Прослушать загадку, выделить слова, обозначающие голосовые действия. Объяснить, почему рифмы помогают разгадать эту загадку:
Я лаю со всякой
собакой,
Я вою
со всякой совою
и каждую песню твою
я вместе с тобою пою.
Когда же вдали пароход
быком на реке заревёт,
Я тоже реву; У-у-у! (Эхо.)
(К.Чуковский.)
5. Угадать предмет по его признакам или действиям:
Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал
кушайте, пожалуйста!
(Арбуз.)
Слова - «сорняки»
Прослушать стихотворение:
Слова бывают разные,
бывают неотвязные.
Вот, например,
к Володе пристало
слово «вроде».
Он «да» не скажет никогда.
- Обедать будешь?
- Вроде да.
Спросите у Володи:
- Ты пионер? — «Да вроде...»
Работал в огороде?
А он опять: «Да вроде»
Слова бывают разные:
хорошие, простые,
Слова бывают праздные,
ненужные, пустые.
(А Барто.)
В последующей беседе выяснить, какие слова засоряют речь школьников, не прибавляя смысла высказываниям. Рекомендовать отучиться от навязчиво повторяющихся слов (ну, это, вот, значит и т.п.).
Слова - «приятели» (синонимы)
1. Из данных ниже слов подобрать парами слова, близкие по значению, хотя и различные по звуковому составу:
а) хворостина, печаль, азбука, месяц, врач, конь, твёрдый, раньше, льётся;
б) прут, грусть, алфавит, луна, доктор, лошадь, жёсткий, прежде, течёт.
2. Указать четвертое «лишнее» слово (с иным, чем у остальных слов, значением):
  грустный, печальный, унылый, глубокий;
  храбрый, звонкий, смелый, отважный;
  слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный;
  понять, разобраться, запомнить, уразуметь;
3. В следующих словосочетаниях указать близкие по значению слова:
   думать, ехать, размышлять, соображать.
   свежая пища, запас корма, вкусная еда;
   наружность незнакомца, внешность человека, облик героя, вид гостя;
4. Объяснить, какое из слов каждой строки употребляется чаще в разговорной речи, какое - в книжной речи. Указать слова, имеющие неодобрительный оттенок:
приехал, прибыл, прикатил;
  пришел, пожаловал, заявился;
 бросился, ринулся, накинулся;
ворвался, вторгся, вломился;
отскочил, отпрянул, шарахнулся.
Слова - «неприятели» (антонимы)
1. Найти в тексте слова, имеющие противоположное значение:
Странный в сентябре лес — в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка... Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песня птиц и тишина. Грустно и радостно! (По Н.Сладкову.)
2. Вставить в пословицы пропущенные слова: большой, маленький:
... пенёк опрокинул ... воз. ... дело лучше ... безделья. Даже самое ... дерево выросло из ... семени. В ... лодку ... груз не кладут. ... крючком ... рыбу не выудишь.
3. Подобрать антонимы к выделенным словам:
Летний день — за ... неделю. У короткого ума ... язык. Ради нового дружка ... не покидай. Ранняя птичка носок прочищает, а ... глазки продирает. Полный колос к земле клонится, а ... к небу тянется. Знай больше, а говори ....
4. Рассмотреть два карандаша: короткий и длинный. Прослушать стишок:
Карандашик, что грустишь?
«Был большой, а стал малыш».
Что ж, зато хозяин твой был малыш,
а стал большой.
5. Пересказать содержание своими словами, используя слова с противоположным значением (сначала — потом, был — стал )6. Назвать слово с противоположным значением (перекидывая мяч):
день — утро — восход— весна — зима — завтра - рано - близко - низко — редко -медленно — просторно — радостно — темно - сел —
взял — нашел — забыл — уронил — насорил — выпрямил — легкий — высокий — больной — чистый - частый — жесткий.7. Указать слова-антонимы в пословицах:
Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха. Труд кормит, лень портит. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Умел ошибиться, умей и поправиться. Ближний сосед лучше дальней родни. Один ум хорошо, а два лучше. Друг спорит, а враг поддакивает. Мягко стелет, да жестко спать.
8. Вставить пропущенные слова, сравнив их по значению:
Далеко мой стук слышится вокруг.
Червякам я …, а деревьям ... . (Дятел.)
9. Подобрать антонимы к выделенным словам:
На пляже песок сухой, а у воды ... . Переходя улицу, смотри налево, а потом .... В автобус надо входить через заднюю дверь, а выходить через .... В поезде дудушка спал на нижней полке, а я на ... полке. Петя обычно румяный, а после болезни он… У берега озеро мелкое, а дальше ....
Слова-«близнецы» (омонимы)
1. Прослушать стихотворение:
Шел я с сумкой за плечом,
вижу, бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
(В.Лифшиц.)
Какие два слова пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения?
2. Из данных словосочетаний составить предложения:
   прозрачный ключ, скрипичный ключ, сломанный ключ;
  острая коса, длинная коса, песчаная коса;
3. Заменить глагол бежит близким по смыслу:
время бежит, река бежит, зерно бежит из мешка, молоко бежит из кастрюли.
Надо ли заменять этот глагол в предложении: Лисица бежит по полю?
4. Объяснить значение выделенных слов:
Говорят: часы стоят,
говорят: часы спешат,
говорят: часы идут,
но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
а часы висят на месте.
(В.Орлов.)
5. Придумать предложения со следующими словосочетаниями:
  дружный класс, чистый класс;
  родной язык, добыть «языка», прикусить язык, язык колокола.
СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ
1. «Много - один». Исходный материал - группа слов или соответствующих им предметных картинок.
Например: гуси — гусь (дети проговаривают и отхлопывают слоги, сопоставляют количество гласных и слогов в них).Шары, маки, коты, лоси, раки, киты, дома, грибы, столы, ежи, гвозди...
2. Сгруппировать предметные картинки по количеству слогов в названии.
У каждого ученика набор предметных картинок, которые он располагает в три колонки. Деление на слоги проводится самостоятельно, с негромким проговариванием и отхлопыванием.
3. Превратить односложное слово в двусложное (по образцу), перекидывая мяч. Например: ключ — ключик
Мяч, зонт, рот, дом, кот, бант, стол, лоб, шар, гвоздь, винт, шарф.4. Добавить слог, чтобы получилось слово (при этом перекидывая мяч): соло (ма) и т.д.
5.Подскажи словечко.
Мне неженки-сандалии
доверчиво сказали:
— Боимся мы щекотки
большой сапожной …(щётки)
Твои помощники — взгляни
— десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
работы не боятся, и,
как хороший мальчик,
послушен каждый…(пальчик)
УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ
Основные дидактические задачи при изучении этой темы — научить детей следующим действиям:
1. проговаривать слово, выделяя голосом ударный гласный:
а) по подражанию,
б) самостоятельно;
2. определять ударный гласный в произношении другого и в своем;
3. воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отстукивание, отхлопывание);
4. узнавать слово по его слуховой схеме;
5.   по зрительной схеме;
6.   усвоить некоторые орфоэпические нормы;
7.   определять ударный гласный в процессе написания слов;
8.   определять безударный гласный в корне, требующий проверки;
9.  проверять безударный гласный ударением (путем подбора проверочных слов).
1.Рассматриваются пары слов:
замок - замок, хлопок - хлопок, белки — белки, полки — полки, вычитал — вычитал, скачки — скачки.Устно составляются предложения и выделяется ударный гласный в слове.
2. Назвать картинку. Отхлопать слоги: ударный слог — громкий хлопок, безударный — негромкий.
3. Разложить картинки соответственно схемам.
4. Данные ниже слова записать под схемами в два столбца с проговариванием и отхлопыванием ритма (они записаны на доске).
Особенно важно в подобных упражнениях дать опыт наблюдений за перемещением ударения в группах однокоренных слов, не привлекая на этом этапе внимания учеников к безударным гласным:
а) лампа, заяц, медведь, рыба, рыбак, весна, зима, зимний, кусок, четверг, белка, море, морской, салют, река, речка, снежный, снежок;б) кружок, круглый, вторник, второй, повтор, волны, волна, сказал, сказка, скажу, синий, синел, среда, средний, белый, белил, чёрный, чернеть, варит, повар, вёсла, весло, дружный, друзья ...БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
1. Тренировка в подборе проверочных слов — игры с перекидыванием мяча (ученики указывают ударную гласную).
один — много
стена — стены
сосна — сосны
2. Отобрать из данных ниже слов лишь те, которые являются проверочными к выделенным словам в начале строки:
  садовый - посадить, посадка, сады, садик, садовник;
  лесистый — лесник, лес, залесье, перелесок, лесорубы;
   лиса — лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька;
Объяснить, почему не все родственные слова являются проверочными.
3. Прочитать текст упражнения. Выписать парами однокоренные слова, отметив ударную гласную в корне значком «ударение» над буквой, а безударную гласную — точкой снизу. Объяснить, почему одно слово является проверочным для второго. Списать после такого анализа слов текст полностью, вставляя пропущенные безударные гласные.
Образец: час - часы.
4. Предупредительные и проверочные диктанты.
Дети шалили, качали стол. У часов сломалась стрелка. Старик ловил сетями рыбу. Отряд прошёл через площадь. Охотник зарядил ружьё. Тряпьё идет на бумагу. Повар варит мясной суп. Для езды верхом нужно седло. Проведи по линейке прямую линию. Завяжи сестре бант.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Основные задачи работы
1.  Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.
2. Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.
1. Учитель демонстрирует сюжетные картинки:
«Мальчик читает книгу», «Девочка гонит козу», «Кролик ест морковку».
Дети называют предложения по этим картинкам. Определяют количество и последовательность слов в каждом предложении, отыскивают в схеме определенное слово. Читают предложение по схеме.
2.Игра. При понижении голоса надо хлопнуть в ладоши. Хлопок будет обозначать точку.
Бабушка вяжет, (хлопок)
Бабушка вяжет (..?) носки, (хлопок)
Бабушка вяжет носки (..?) внуку, (хлопок)
Бабушка вяжет носки внуку (..?) Максиму, (хлопок)
3. Прочитать текст.
было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше
   Определить тему рассказа.
  Выделить в тексте законченные смысловые единицы — предложения, отмечая, о чем говорится в каждом из них.
4. Из двух предложений составить одно — по образцу.
Образец:
Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день.
Сегодня дождливый и пасмурный день.
По нашей улице ходят трамваи. По нашей улице ходят автобусы.
У меня есть коллекция марок. У меня есть коллекция значков.
Мы набрали много рыжиков. Мы набрали много маслят.
5. Исправить предложения, если есть ошибки.
Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди.
Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм.
Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки.
Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.
Согласование слов в числе
1. Игры с мячом для тренировки в изменении словосочетаний по числам:
один - много
а) душистый ландыш — ...
полное ведро — …
чистое стекло — …
дальний путь — ...
мощный трактор —…
большое дупло —…
б) сочные арбузы — ...
острые когти —…
смелые воины —…
верные друзья — …
спелые орехи — …
дождевые облака — …
Согласование в роде
1. Вместо точек написать слова: он, она, оно.
Образец: На столе яблоко. Оно сладкое.
Брат хорошо учится. ... отличник. Мама пришла с работы. ... устала. Пригревает солнышко. ... ласковое. Зацвела липа. ... душистая. Развевается флаг. ... большой. Растет ёлочка. ... пушистая. Шумит море. ... огромное. Продают капусту. ... свежая. Дедушка любит пчёл. ... пчеловод. Птицы оставили гнездо. ... опустело.
СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ (СЛОВОСОЧЕТАНИИ).
1. Найти и подчеркнуть главные члены в предложениях.
Берег размыла весенняя вода. Берег размыт весенней водой. Берёза склонила тонкие ветки. Качаются тонкие ветки берёзы. Скворечник заняли воробьи. Скворцы ищут приют. Долго грызла кость собака. Кость ей кинул повар. Хлопьями падал пушистый снег. Белые хлопья укутали все кусты. Этот бант потеряла подруга. Наше озеро сковал мороз.
2. Ответить на вопросы по каждому предложению.
Петю встречал Миша. — Кто приехал?
Лене написала письмо Катя. — Кто получил письмо?
Внука проводил дедушка. — Кто уехал?
Папоротник ниже куста. — Что выше?
Лента шире пояса. — Что уже?
ПРЕДЛОГИ
1. Выполнить различные действия по указанию учителя:
Положите книги на стол, где лежат книги? (На столе.) Возьмите книги. Откуда взяли книги? (Со стола.) Положите книги в стол. Где они сейчас? (В столе.) Возьмите их. Откуда взяли книги? (Из стола.) Спрячьте книги под стол. Где они? (Под столом.) Выньте книги. Откуда их вынули? (Из-под стола.)
2. Построиться по указанию :Коля за Леной. Рита за Колей.
Рита перед Леной.
Рита между Леной и Колей... и т.д.
Ответить на вопросы:
За кем ты стоишь?
Впереди кого ты стоишь?
Перед кем ...?
Позади кого ты стоишь?
Между кем...?
Рядом с кем...?
3. Списать, вставить вместо галочек предлоги.
Дети идут V школу. Они строятся парами V дверью класса. Днем ученики выходят V школы.V школой большой сад. Ветер V морю гуляет. Река вышла V берегов. Тропинка шла V поле. V грядке зеленеет лук. V конуры сидит пес. V норе маленькие лисята. Лошадь шла V дороге.
Выводы.
Основными симптомами нарушения письма являются специфические (не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые можно выделить в три основные группы:
1. Ошибки на уровне буквы и слога. Это наиболее многочисленная и разнообразная по типам группа ошибок. В первую очередь это ошибки, отражающие трудности формирования фонематического анализа, затем - ошибки фонематического восприятия; далее - ошибки иной природы.
2. Ошибки на уровне слова. Написание обнаруживает такой дефект анализа и синтеза слышимой речи, как нарушение индивидуализации слов: ребенок не сумел уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы.
3. Ошибки на уровне предложения. На начальном этапе обучения дети с трудом усваивают членимость речевых единиц, что отражается в отсутствии обозначения границ предложений. Основная масса специфических ошибок на уровне словосочетания и предложения выражается в так называемых аграмматизмах, то есть в нарушениях связи слов: согласования и управления.
1).Работа по коррекции нарушений речи у детей с отклонениями в развитии имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психического их развития. Для правильной трактовки специфических ошибок педагогу необходимо максимально полно представлять все те трудности, которые приходится преодолевать ребенку с отклонениями в развитии при овладении письмом. В процессе коррекционного воздействия необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребенка.
2).Коррекционное воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Основной задачей педагога является закрепление навыков правильного письма.
3).Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого ее развития.
4).Механизмы нарушений чтения и письма во многом являются сходными. Поэтому в методике коррекционно-логопедической работы по их устранению имеется много общего, что демонстрируется на примере приведенных выше вариантов упражнений и заданий. На уроках осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.
5).Таким образом, коррекционная работа на уроках письма в коррекционной школе характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями умственно отсталых детей, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта у этих детей.