Урок русского языка в 3 классе Тема: Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц. 
Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В. Занкова
Тема: Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц.
Цели: создать на уроке ситуацию, помогающую узнать  правило написания окончаний существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц; способствовать развитию орфографической зоркости, внимательности; воспитанию чувства взаимоуважения.
Оборудование: учебник «Русский язык» автор  А.В. Полякова, карточки для работы в парах, мультимедийная установка, презентация, программа «Наставник». 
                                                  Ход урока:
Оргмомент
- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь. И вот с таким хорошим настроением начнем урок.
    II. Актуализация знаний.
Запись под диктовку
Мяч, туча, сторож, плечо, ключ, свеча, товарищ, крыша.
- Как написали слова мяч, сторож, ключ, товарищ? (без ь, потому что м.р)
- Что можно сказать за эти слова? (сущ-е, ед. число, с буквами, обозначающими шипящие звуки)
- Подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки.
    Ж    Щ   Ч  Ш
III. Работа по теме
1. Изменение слов
- Попробуйте записать данные слова в творительном падеже.
- Какие вопросы возникают? У всех ли получается?
2. Определение темы урока
- Кто может сказать, над какой темой будем работать на уроке?
- Какой проблемный вопрос можно поставить к уроку?
( В каких случаях у существительных после   букв,  обозначающих шипящие звуки и звук ц пишется гласная о, а в каких гласная е?)
3.Фронтальная проверка с комментированием и записью окончания на доске.
Мячом, тучей, сторожем, плечом, ключом, товарищем, крышей, свечой.
4.На какие две группы можно разделить  получившиеся слова?
Окончание с гласной -  е                                                         -о
тучей                                                                           мячом
товарищем                                                               кирпичом
крышей                                                                      плечом
                                                                                     ключом
                                                                                     свечой
- В каких словах легче было вставить окончание? ( под ударением)
- Какой вывод сделаем?  (  под ударением пишется о, без ударения пишется е)
5. Правило с 65
6.Физкультминутка 
7. Составление алгоритма написания гласных в окончаниях.
Работа по учебнику. Комментированное письмо.
Упражнение 400
- Используя данный алгоритм, выполняем упражнение.
Выполняется с комментированием по цепочке, затем самостоятельно. Сам. Работа – взаимопроверка без оценивания
- Используя данные словосочетания, составьте предложение, разберите по членам предложения.
8. Закрепление.  Работа в парах по карточкам.
Карточки
- Вставить пропущенные окончания существительных.  
Дополнить 2-3  словосочетаниями по данной теме.
Разобрать по составу слово следил.
Пришел с врачм,  дружу с Наташй, очищал ножм, суп с лапшй, разговор с ученицй, пирог с курицй, играю с Гришй, следил за птицй.
________________________________________________________________________________________________________________________________-
В это время работа по компьютеру «Наставник» - 2 человека
IV. Итог. Тест.
- С каким правилом работали на уроке?
- В каких случаях у существительных после   букв,  обозначающих шипящие звуки и звук ц пишется гласная буква  а, а в каких гласная буква о?)
2. Тест – самопроверка с оцениванием
V. Домашнее задание упражнение 399
15