Учебное занятие по русскому языку 3 класс по теме Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки
Русский язык
3 класс (1 – 4)
Тип УЗ: закрепления знаний
Тема: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»
Цель: обеспечить разнообразную учебно-познавательную деятельность обучающихся по закреплению знаний, умений по теме урока.
Задачи:
- помочь обучающимся качественно усвоить данную тему и отработать изучаемую орфограмму через различные методы, приемы обучения, виды работ;
- показать практическую значимость изучения данной темы, работать над развитием орфографической зоркости;
- продолжать работать над развитием коммуникативных способностей обучающихся через субъект – субъектные отношения.
Цели для ученика:
Знаю:
- что такое имя существительное;
- шипящие звуки;
- род имен существительных;
- правило написания слов с данной орфограммой.
Умею:
- распознавать имена существительные среди других частей речи;
- слышать шипящие звуки в слове;
- определять род имени существительного;
- применять правило при письме.
Ход урока:
№ УЭ
Учебный материал с указанием задания
Управление обучением
УЭ 0
Организационный момент
УЭ 0.1.
Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия.
- Проверьте, все ли готово к уроку русского языка.
Самоорганизация
Самопроверка Проверка готовности
УЭ 0.2.
Эмоциональный настрой
Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
И отправляемся в дорогу
Хорошее настроение возьмем
Себе в подмогу.
Создание эмоционального настроя через самоорганизацию
УЭ 0.3.
Подведение итогов, рефлексия и подготовка учащихся к закреплению знаний.
УЭ 1
Актуализация опорных знаний
УЭ 1.0
Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.
УЭ 1.1
Интеллектуальная игра
Задание: замените одним словом предложение.
· Растение, из молотых зерен которого выпекают хлеб РОЖ ·
· Приспособление, которым открывают дверь
КЛЮЧ
·
· Бывает устная, а бывает письменная
РЕЧ
·
· Под соснами, под елками лежит мешок с иголками
ЁЖ
·
- Что общего в этих словах? (Это существительные, во всех словах есть шипящие на конце)
- Какая орфограмма есть в этих словах? (Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих)
- Докажите, в каких словах нужно писать Ь, а в каких нет.
АЛГОРИТМ
- Какой вывод можно сделать? (У имен существительных, после букв обозначающих шипящие звуки в женском роде пишется мягкий знак )
Учебный диалог
Самоосмысление и самовыражение
Алгоритм
Вывод
УЭ 1.2.
Постановка темы урока и целеполагания.
- Как вы думаете, какова же тема урока? («Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»)
- Возьмите технологическую карту и отметьте, что мы знаем.
Технологическая карта
Знаю: + ?
Умею: + ?
Что такое имя
существительное?
1. Распознавать
имена существительные среди других частей речи
Шипящие звуки
2. Слышать шипящие звуки в слове
Род имен
существительных
3. Определять род имени существительного
Правило
написания слов с данной орфограммой
4. Применять правило при письме
- Что такое имя существительное? Поработайте в ППС.
- Контрольную пару приглашаю к доске.
- Знаем правило написания слов с данной орфограммой.
- Расскажите правило друг другу.
Карточка
Мягкий знак на конце существительных после шипящих
Мягкий знак на конце существительных после шипящих
На конце имен существительных женского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки мягкий знак
пишется
На конце имен существительных мужского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки мягкий знак
не пишется
Самовывод темы урока
Работа с технологической картой
Работа в парах
Контрольная пара работает у доски
Работа по карточке в ППС
УЭ 2
Закрепление знаний
УЭ 2.0.
Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера.
УЭ 2.1.
- Обратите внимание на доску
На доске запись:
УСТНАЯ РОЖЬ
СПЕЛАЯ КЛЮЧ
КОЛЮЧИЙ РЕЧЬ
СКРИПИЧНЫЙ ЁЖ
- Прочитайте слова.
- Имея два столбика слов, какое задание можно выполнить? (Составить словосочетания)
- Чтобы без ошибок написать слова второго столбика, что надо помнить? (Правило и уметь пользоваться алгоритмом)
- Я закрою слова второго столбика, а вы запишите словосочетания, опираясь на слова первого столбика.
- Работайте в паре, взаимодиктант.
- Давайте проверим, как вы справились.
- Что помогло?
- Кто затруднялся?
Фронтальная работа
Самоосмысление самовыражение
Развитие орфографической зоркости
Работа в ППС
Взаимодиктант
Рефлексия
УЭ 2.2.
Работа над предложением
- Используя словосочетания, какое задание можно выполнить? (Составить предложение)
- Составьте предложение со словом КЛЮЧ.
- Какова особенность слова ключ?
- Что одинакового? (Слово произносится одинаково, но имеет разное значение)
- Произнесите слово орфографически, а теперь орфоэпически.
- Как называются такие слова? (Омонимы)
- Я подготовила для вас тоже предложение. Давайте запишем его с комментированием.
- Послушайте его: Ночную тишь нарушил звонкий ключ.
- Что значит писать с комментированием?
(Ученик комментирует, а учащиеся записывают)
- Оцените ответ товарища.
Самоосмысление и самовыражение.
Работа над словом КЛЮЧ
Комментированное письмо
Самостоятельная работа в тетради.
Взаимооценка
УЭ 2.3.
Игра «Просигналь»
Цель: проверить умение правильно находить слова с Ь после шипящих.
Задание: образуйте от имен существительных множественного числа имена существительные единственного числа. Если на конце существительного пишется Ь, то показываем зеленый сигнал, если нет, то – синий.
Вещи (ь), врачи, дичи (ь), кирпичи, в тиши (ь), малыши, много лжи (ь), чертежи, мелочи (ь).
- Встаньте, кто допустил ошибки.
- Над чем еще нужно поработать?
- Будьте внимательны.
- Какое умение отрабатывали? Отметьте в технологической карте.
- Что помогло выполнить задание? (Вопросы и суффиксы глаголов неопределенной формы)
Игра
Самоосмысление, самовыражение и самоутверждение
Работа в технологической карте
Учащиеся самостоятельно делают вывод
УЭ 2.4.
Работа с предложениями
На доске запись:
В лесу наступила (картинка) ночь. Тихо у реки шепчет (картинка) камыш. По сухой траве пробежала (картинка) мышь.
- Посмотрите на доску.
- Прочитайте запись, заменив картинку словом.
- Самостоятельно запишите в тетрадь эти предложения и обозначьте орфограммы.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Посмотрите на схемы и найдите ту, которая относится к первому предложению. Докажите.
.
.
.
- Ко второму предложению?
- К третьему предложению?
- Почему в словах ночь и мышь написали мягкий знак, а в слове камыш нет?
- Молодцы.
Работа с предложениями
Самостоятельная работа в тетради
Работа со схемами
Самовыражение
Самоутверждение
УЭ 2.5.
Срез на обучаемость
- Предлагаю проверить знания по теме через выполнение теста.
Цель: проверить свои знания по теме урока.
Задание: отметить знаком «+» слова, в которых на конце после шипящих пишется Ь.
- Поставьте прогностическую оценку (+, ?)
1 в.
1. Карандаш - необходимая вещь для школьника.
2. Хорошую вещ приятно слушать.
3. Для постройки употребляют кирпич.
4. Малыши любят крутить обруч.
5. Автомобиль поставлен в гараж.
6. Врач оказал больному помощ.
7. В комнате топилась печ.
8. Пока работали, наступила ноч.
9. Мы сделали шалаш .
- Проверьте себя по «ключу». «Ключ» на доске.
- Оцените себя.
- Сядьте те, у кого не было ни одной ошибки.
- Кто затруднялся при выполнении теста?
- А кому было легко?
- Чем пользовались при выполнении задания?
- У кого прогностическая оценка совпала с оценкой после выполнения?
- Отметьте в технологической карте, что умеем.
Самостоятельная работа на 5 – 7 минут.
Самоутверждение
Самопроверка и самооценка
Подводится итог, выясняются ошибки и проводится коррекция
Работа в технологической карте
УЭ 2.6.
Работа в малой группе по карточкам.
Карточка
циркач силач луч
стриж экипаж воробьи
дочь помощь трубач
дочка конь речь
Задание: найдите в каждом столбике лишнее слово. Ответ обоснуйте.
- Что объединяет остальные слова?
- Что помогло справиться с заданием?
Работа в МГ по карточкам
Вывод
УЭ 3
Итог урока
УЭ 3.0
Цель: подвести итог урока.
- Над какой темой сегодня работали на уроке?
- Что мы умеем, отметьте в технологической карте?
- Зачем вам это сегодня нужно было?
- У кого остались еще сомнения по теме урока?
Рефлексия
- Посмотрите на доску.
На доске:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Назовите слова, в которых не пишется мягкий знак.
На доске выставляются картинки, которые называют ребята и переворачиваются. С другой стороны написаны буквы. А на оставшихся картинках с другой стороны записан Ь. После проверки обучающиеся убеждаются, что эти слова не нужно было использовать, так как они пишутся с мягким знаком на конце после шипящих.
А П С О Б И С
- Что можно составить из букв.
- Составьте слово.
- Спасибо за работу!
Самовыражение
Самовывод итога урока
Рефлексия
УЭ 4
Информация о домашнем задании
УЭ 4.0
Цель: предложить учащимся самовыбор домашнего задания.
Стр. 44 №459, 460, 462
По выбору.
Разработала: Р.Г. Черкашина
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Сущ. с шипящим на конце
Род
М. р.
Ж. р.
- Ь
----