Конспект: Дифференциация звуков и букв З-С в словах, предложениях (2 класс) 
  Тема  занятия: 
 Дифференциация звуков и букв З - С в словах, в предложениях. 
2 класс                     
Цели:
  *учить детей различать буквы З и С и звуки, которые они обозначают в словах и предложениях;
  *развивать фонематический слух, анализ и синтез;
  *развивать логическое мышление и расширять кругозор;
  *упражнять в согласовании прилагательных с существительными, составлять     предложения со словосочетаниями;
  *развивать внимание, память, восприятие, мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: зеркала, картинки, ребусы, профили звуков З --С, палочки.
                                             Ход занятия
1. Организационный момент.
Речевая разминка. Повторяйте за мной  п – б (массаж губ),  т – д (массаж языка), 
 к – г ( массаж нёба), и – а –а (для  связок гортани) - по 3 раза.
Сядет тот, кто выделит слог со звуком З или С из слова
  Сани, зубы, зима, весы, зелень, коза, носы, синий. 
2. Сообщение темы занятия:
Выделите первые звуки в названиях картинок:  
 Свёкла, апельсин, заяц, абрикос, нож.
Какое слово получилось? САЗАН – это рыба. Показ картинки. Назовите 1 и 3 звуки.         
Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки и буквы З – С в словах и в предложениях.
3. Характеристика звуков перед зеркалом. Показ профилей.
С – согласный, глухой, свистящий, может быть мягким или твёрдым, на письме обозначается буквой С.
З – согласный, звонкий, свистящий, может быть мягким или твёрдым, на письме обозначается буквой З
Чем похожи? Чем отличаются? Выложите буквы З, С из палочек.
4. Игра «Лесная школа».
Поднимите «лапки» услышав  в слове звук З или С.
Соты, белый, сухо, закат, коса, лицо, выставка, красота, игры, конфета, замок, василёк, домик, забота.
5. Работа с картинками. Коллективная работа.
а) разложить картинки  в 3 столбика. В 1 столбик положить картинки в названиях, которых есть буква С, во 2 – буква З, в 3 столбик – буквы З - С. Выходят к доске и прикрепляют картинки.
                   1                                                  2                                                 3
Сова, лист, гусь, слон;         обезьяна, арбуз, корзина, зубр;              сазан, салазки, сказки.
б) запишите эти слова в тетрадь в три столбика, как на доске.
6.Разгадывание  ребусов (см.презентацию )
Разгадать ребус, записать слово, подчеркнуть С -  одной чертой, З – двумя чертами.
Москит,  телевизор, лосьон, угроза, серёжки, рисование, сыроежка, зебра, поднос, горизонт, косынка, ступеньки, незабудка, саванна, гвоздика, стрекоза.
Объяснить значение слов москит – мелкое двукрылое насекомое южных стран, причиняющее болезненные укусы. Горизонт   - видимая граница неба и земли или воды.  Саванна -  тропическая степная равнина с редко выступающими деревьями и кустарниками. Лосьон – косметическая жидкость – питательная жидкость для ухода за кожей. Бра – настенный светильник.
7.Составьте словосочетания, подбирая к словам из первого столбика подходящие из второго. Затем придумайте с этими словосочетаниями предложения. 
злая                        арбуз
вкусный                 паста
 свежий                  собака
зубная                    квас
8. Физминутка.
1)«Самолёт» (профилактика зрительного утомления)
Пролетает самолёт,                   Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолётом.
С ним собрался я в полёт.                                                                                                                                      
Правое крыло отвёл,                Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом. 
Посмотрел.
Левое крыло отвёл,
Поглядел.
Я мотор завожу                              Вращательные движения перед грудью и прослеживают 
И внимательно гляжу.                  взглядом.
Поднимаюсь ввысь, лечу.           Встают на носочки и выполняют летательные движения.
Возвращаться не хочу.
2) «Домик» - для развития пальцевой моторики
Раз, два, три, четыре, пять.               Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с 
Вышли пальчики гулять.                    большого, а потом разжимаем все пальцы вместе.
Раз, два, три, четыре, пять.               Сжимаем по очереди.
В домик спрятались опять.               Сжимаем все пальцы вместе.
3) Упражнение с кистевым эспандером – для повышения тонуса коры головного мозга. Сжимать и разжимать резиновое кольцо.
9.Работа по карточкам.
Чебурашке в школе дали задание списать предложения. Когда он на минуту отлучился, вошла старуха Шапокляк и брызнула на страницу чернилами. Многие буквы оказались залиты. Помогите Чебурашке определить, какую букву надо поставить З или С.
Ваня в…ял  мел  со   …тола.  О…енью  кра…иво  в   …аду.  В ва…е  лежат    …елёные  яблоки. Речка  …аро…ла  о…окой.  
10. Работа с предложениями.
Исправьте предложения - шутки. Назовите, на каком месте находятся звуки С и З (начало, середина, конец). Запишите предложения в тетрадь.
След взял собаку.  Краски рисуют Славой.  Квас купил Зину.
11. Итог занятия.
Чем занимались сегодня на занятии? 
Что нового узнали? 
Что понравилось?
Что у вас  получалось хорошо?
Над чем ещё стоит поработать?