Разработка занятия на тему Дифференциация звуков и букв Г–К на письме.
Конспект логопедического занятия
Логопедическое занятие (4 ученика с моторной алалией - 2-3 уровня речевого развития).
Класс: 1.
Тема: Слова, обозначающие действия.
Задачи: 1. Обогащать и расширять словарный запас учащихся путём образования новых слов с помощью приставок.
2. Учить составлять простые предложения и связный текст с употреблением разноприставочных глаголов.
3.Воспитывать внимание к речи (своей и окружающих людей).
Развивающая среда: «экран», модели символов звуков, игрушечная машинка, сюжетные картинки, изображающие детей в движении, обруч, верёвочка, мяч, ТСО, подвижная аппликация, «полянки» (радости, грусти), фотографии детей, чистые белые квадраты, плоскостные фигурки растений леса, домика, медведя, магнитная доска, мнемотаблица. Этапы занятия Задачи этапов Сотрудничество учителя и учащихся Словарь Диагностика и коррекция умений Виды помощи
Организация начала занятия Развивать слуховое восприятие, внимание. Выполнение инструкций по организации рабочего места. Формулирование содержания деятельности. Идёт, едет, летит, сидит. Умение слушать учителя.
Умение понимать обращение. Повторение инструкции при затруднениях.
Сообщение темы и задач занятия Организовать установку на занятие. Формулирование и осмысление темы и задач занятия. Организация игры-путешествия в «Страну новых слов». Слова-действия, новые слова, образовать. Индивидуальная помощь в осмыслении задач.
Речевая разминка Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, просодическую сторону речи. Формулирование инструкций. Осмысление инструкций, выполнение их и оречевление действий. Выяснение понимания предъявляемых инструкций. Громко, чётко, правильно. Умение придерживаться общепринятого ритма и темпа речи. Показ правильной артикуляции и интонационного оформления при затруднениях.
Работа по усвоению новых знаний и умений а) Учить образовывать глаголы с приставками. Развивать умение оречевлять действия.
б) Учить составлять простые предложения с заданными словами. а) Образование глаголов по демонстрации действий и по вопросам. Ответы на вопросы. Наблюдения за действиями, выполняемыми логопедом. Оречевление наблюдаемых и выполняемых действий. Практическое усвоение согласования глаголов прошедшего времени (в роде) и существительных женского и мужского рода.
б) Формулирование инструкций, организующих деятельность учащихся Составление предложений по сюжетной картинке. Выехала, отъехала, ехала, переехала, подъехала.
Вышли, пошли, перешли, обошли, подошли, вошли.
Умение правильно интонировать высказывание. Понимание смысловых оттенков слов. Умение различать глаголы в единственном и множественном числе. Повторная демонстрация действий. Исправление ошибок. Интонационное выделение глагола с приставкой.
Наводящие вопросы. Обнаружение и исправление ошибок (с привлечением учащихся).
Развитие умений образовывать разноприставочные глаголы а) Активизировать глагольный словарь с разными приставками. Развивать самостоятельность при образовании разноприставочных глаголов. Развивать общую моторику учащихся.
б) Развивать умение составлять простые предложения, включать предложения в связный текст. Игра-соревнование «Кто быстрее и правильнее выполнит?» Предъявление и выяснение понимания правил игры. Выполнение инструкций.
Подвижная игра с мячом «Отвечай, не зевай».
Составление сказки. Демонстрация действий, «выполняемых» Мишуткой. Ответы на вопросы, составление предложений с использование подвижной аппликации. Включение составленных предложений в сказку про Мишутку. Рассказывание сказки с помощью передвижения героя по аппликационному полю. Перепрыгнул, запрыгнул, выпрыгнул.
Шли, пришли, зашли.
Шёл, нашёл, зашёл, обошёл, вышел, ушёл. Умение пользоваться речевым дыханием.
Преодоление моторной неловкости. Повторное проговаривание инструкции. Индивидуальная помощь в виде незаконченного слова.
Исправление ошибок. Наводящие вопросы о способах получения новых слов.
Подведение итога занятия. Рефлексия Учить обобщать, передавать события, оценивать результаты работы на уроке. Организация оценки своего эмоционального состояния с помощью «полянок» радости, грусти и фотографий. Умение сказать о своем эмоциональном состоянии. Индивидуальная помощь в случае затруднений.