Проектная деятельность на тему «Вода-основа жизни на Земле»
Проектная деятельность на тему «Вода-основа жизни на Земле»
Тип проекта: межпредметный
Вид: исследовательско-творческий
Продолжительность: мини-проект
Возрастные группы: уч-ся 2-3 классов
Цели :
Познакомить с «водой», как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле.
Через собранный материал подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за водные ресурсы планеты.
Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.
Создать условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других, получать информацию из различных источников.
Оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков,устного отчёта.
Ход мероприятия
Ребята, мы сегодня собрались, чтобы больше узнать о.., а о чем попробуйте догадаться.
, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.
Антуан де Сент-Экзюпери
- О чем писал Антуан де Сент-Экзюпери?
-Что вы знаете о воде?
- Где мы ее встречаем?
Этап подготовки: раздаются задания группам
Отчётный этап: выступления детей чередуются с выступлением учителя
1 группа делает подборку стихов о воде.
1. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. 2. Как сосулька замерзает, В дом туманом к нам вползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит, 3. Растворяет сахар в чае Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда! 4. Без неё нам не умыться. Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить – Без воды нам не прожить.
Ребята, а какая бывает вода? (слушаются ответы детей)
1.Какой только воды не бывает на свете!Есть вода морская и речная.Озерная и ключевая,Мёртвая и живая,Газированная и минеральная,Питьевая и индустриальная,Колодезная и водопроводная,Дождевая и болотная, 2.Есть даже вода тяжёлая, А есть вода и весёлая, Солнечная, чудесная, Привозная и местная, Волшебная, талая, Большая и малая, Сточная, проточная, Чистая и грязная Ну, в общем, очень разная.
2 группа- Область применения воды. Где человек использует воду?
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОДЫ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Почему не кончается вода на Земле? Водные ресурсы обладают способностью возобновляться. В природе существует безотказный механизм круговорота воды "океан – атмосфера – земля – океан" под действием энергии Солнца
3.В природе путешествует вода,Она не исчезает никогда.То в снег превратиться, то в лед.Растает и снова в поход!По горным вершинам,Широким долинам,
4.Вдруг в небо взовьется,Дождем обернется.Вокруг оглянитесь:Вас окружает везде и всегдаЭто волшебница наша – Вода!
У ч и т е л ь: Полезные сведения: «Знаете ли вы?»
По нормам на каждого жителя города приходиться .(220 литров) воды в сутки.
Принимая душ в течении 5 минут, вы расходуете около (100литров) воды.
Каждый раз когда вы чистите зубы вы расходуете около (1литра) воды.
Наполняя ванну лишь до половины вы расходуете около(150 литров) воды.
Разовый смыв в туалете около(8-10 литров)
Во время влажной уборки расходуется не менее (10 литров)
Каждая стирка белья в стиральной машине требует около (100 литров)
Через обычный водопроводный кран проходит (15 литров) воды в минуту
Через незакрытый кран за сутки уходит(1000 литров) воды.
Даже самая маленькая утечка за сутки уносит до(80 литров) воды.
3 группа: Подборка загадок о воде.
Что за звёздочки сквозныеНа пальто и на платке?Все сквозные, вырезные,А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки)
Приказало солнце: стой,Семицветный мост крутой!Тучка скрыла солнце свет –Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)
Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней)
Ног нет, а идёт? По кустам развешан (Cнег)
Прозрачен, как стекло,А не вставишь в окно (Лёд)
Детки сели на карнизИ растут всё время вниз. (Сосульки)
Чуть дрожит на ветеркеЛента на просторе.Узкий кончик – в роднике,А широкий – в море. (Река)
В тихую погодуНет нас нигде,А ветер подует –Бежим по воде. (Волны)
День и ночь кричит, А голос не устаёт? (Водопад)
Кругом вода, А с питьём беда. (Море)
Бегу я, как по лесенке,По камушкам звеня,Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручеёк)
Утром бусы засверкали,Всю траву собой заткалиИ пошли искать их днём,Ищем, ищем не найдём. (Роса)
Шумит он в поле и в саду,А в дом не попадёт.И никуда я не иду,Покуда он идёт. (Дождь)
В новой стене,В круглом окнеДнём стекло разбито,За ночь вставлено. (Прорубь)
Дождь прошёл, а я осталсяНа дорожке во дворе.Воробьи во мне купалисьНа потеху детворе.Но до завтрашнего дняСолнце высушит меня. (Лужа)
Не вода и не суша – На лодке не уплывёшьИ ногами не пройдёшь. (Болото)
Пушистая ватаПлывёт куда-тоЧем вата ниже,Тем дождик ближе. (Облака)
По небесам оравоюБредут мешки дырявые.И бывает – иногдаИз мешков течёт вода.Спрячемся получшеОт дырявой (тучи)
Учитель: «Почему?»
1. Почему грязная посуда, белье становятся чистыми, если их моют и стирают в воде? (Вода – растворитель.)
2. Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? (Круговорот воды, испарение с поверхности.)
3. Почему в крышке чайника делают отверстие? (Для выхода пара.)
4. Почему во время ледохода лед не тонет, а плывет по поверхности реки? (Лед легче воды.)
4 группа: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВОДЕ
Наше счастье – дождь да ненастье.
Счастливый и в огне не сгорит, и в воде не потонет.
Счастье – вешнее ведро.
Счастье с бессчастьем, что ведро с ненастьем: живут переменчиво.
Беда, что текучая вода: набежит да и схлынет.
Все беды пропали, что в воду упали.
Лучше хлеб с водою, чем пирог бедою.
Не грози щуке морем, а нагому горем.
Река не море, тоска не горе.
Ходит как дождем прибитый.
Хоть волком вой, хоть в прорубь головой.
Чужая слеза – вода.
В лес дров не возят, в колодец воды не льют.
В решете воду не носят.
В тихой воде омуты глубоки.
Вода сама путь сыщет.
Воду варить, вода и будет.
Где гроза там и ведро.
Где нет воды, тут и блоха не живет.
Где снег, там и след.
Иголкой колодец не роют.
Как роса упадет, так и след пропадет.
Кто тонет, за соломинку хватается.
Масло с водой не смешаешь.
Мокрый дождя не боится.
От жару и вода кипит.
От дождя – не в воду, от огня – не в полымя.
По которой воде плыть, ту воду и пить.
Родимое пятно в бане не отмоешь.
Тихая вода берега подмывает
У реки колодец не копают.
Утопающий пить не просит.
Водой мельница стоит, да от воды же и рушится.
Вольному – воля, спасенному – рай, бешеному – поле, черту – болото.
Для муравья и капля – озеро.
Крупная рыба в мелкой воде не водится.
Кто в кони пошел, то и воду вози.
Кулик до воды охоч, а плавать не умеет.
Не твоя чаша, не тебе и пить.
Все беды в воду – и пузыри вверх.
Бывает порою – течет и вода горою.
Дорого при пожаре ведро воды, при скудости подаяние.
5 группа: Назвать и (показать на карте) крупные реки России
Крупные реки России: Р. Волга, р. Обь, р. Енисей, р. Лена, р. Урал, р. Печора, р. Амур, р. Дон, р. Северная Двина, р. Ока, р. Кама, р. Вилюй, р. Алдан, р. Анадырь, р. Ангара, р. Индигирка, р. Колыма.
Учитель проводит викторину «Все что связано с водой».
Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).
Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки).
Чем знаменито озеро Байкал?
Чем объяснить богатство растительного и животного мира по берегам рек и озер? (Хорошие условия для жизни: достаточно тепла, света, кислорода, пищи).
Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Бобр западносибирский, Дальневосточная черепаха, Калужница болотная).
Почему вода горных рек очень холодная? (Влияние горных родников).
За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков, таяния снега и ледников).
Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря – возникают в природе без участия человека).
Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища).
Какая рыба крякает? (Морской карась).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Скопа, Кубышка желтая, Средиземноморская черепаха).
Какой злак растет под слоем воды? (Рис).
Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк).
У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки).
Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который в отличие от рыб совершает движения вверх-вниз? (Киты).
В своем длинном клюве эта птица приносит младенцев. А от радости она клювом трещит. (Аист).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Байкальский белый хариус, Рогоз широколиственный, Белый медведь).
Назовите подмосковную реку, носящую имя ценной рыбы. (Осетр).
Назовите реку в Белоруссии, носящую имя животного, рекламирующего зубную пасту. (Бобр).
Назовите реку в Саратовской области, носящую имя хозяйки тайги. (Медведица).
Назовите правый приток Самары и левый приток Днестра, которые носят имя мужа коровы. (Бык).
Назовите реку во Владимирской области, носящую имя домашней птицы в красных сапожках. (Гусь).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Горбатый кит, Китайский окунь, Камыш озерный).
Какие две рыбы, “обитающие” в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука).
Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и тир года).
Из какой чашечки невозможно пить? (Из коленной чашечки).
Кто без глаз, а слезами плачет? (Туча, облако, сосулька, свеча).
Назовите любителя зимнего плавания. (Морж).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Малый лебедь, Уссурийский когтистый тритон, Водяной орех, Кувшинка чисто белая).
Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз).
Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Закрывает цветки перед дождем и к вечеру).
Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10-15 часов? (Медуза).
Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы).
Детишки какого морского животного рождаются хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения? (Кита).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Белобрюхий тюлень, Малоазиатский тритон, Белокрыльник болотный).
7. Отчёт исследования проводится на родительском собрании.
По наводящим вопросам учителя уч-ся делают вывод о значимости воды на нашей планете.
15