Иду, учусь у леса жить по человечьи. М. Пришвин. О чем шепчутся раки.


Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 классе
Учитель: Енкен Марина Ивановна
Предмет и УМК: Литературное чтение, 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема учебного занятия: Иду, учусь у леса жить по человечьи. М. Пришвин «О чём шепчутся раки»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель и ожидаемый результат: проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли рассказа – каждое живое существо стремиться к жизни и мы можем помочь сохранить жизнь на Земле.
Задачи урока:
Актуализировать знания обучающихся по изученному из раздела «Человек и природа».
Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения, давать характеристику героям и их поступкам.
Развивать навык выразительного чтения.
На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.
Организовать самооценку обучающихся.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), автор: В.А. Лазарева, толковый словарь С. И. Ожегова, презентация.
Содержание и технология урока:
Этапы урока;
задачи в деятельности обучающихсяДеятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
1.Актуализация знаний обучающихся
Составление плана урока. Организационный момент
+Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?
+ Мы продолжаем нашу тему. Кто может её сформулировать.
+ Давайте обозначим этапы нашего урока.
+ Вы прочитали несколько произведений о лесе и его обитателях. Чему вы хотите научиться у леса?
+ Лес дарит нам свои богатства. Какие?
+ Что может сделать человек для леса?
+ Лес может удивлять. Чем?
+ Дети читают сочинения, написанные дома.
+ Самоконтроль готовности к уроку
+ Высказывания детей
+На доске карточки с этапами урока. Дети составляют план урока.
1. Демонстрация домашнего задания.
2. Знакомство с писателем.
3. Чтение произведения.
4. Работа над непонятными словами.
5. Определение темы и главной мысли произведения.
6. Итог урока. (Что я взял для себя с нашего урока).
+ На предыдущих уроках дети записывали на бумажных деревцах качества характера человека.
+Чтение сочинений – миниатюр « Чудеса леса» 3мин.
Личностные
Коммуникативные
5мин.
Познавательные (логические)
Познавательные (логические - анализ объектов с целью выделения признаков)
2.Целеполагание
Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий
+ Я предлагаю вам познакомиться с писателем, который очень любил лес, умел замечать то, что порой скрыто от глаз, умел удивляться.
+ Слайд с портретом писателя.
+ Кому интересно поближе познакомиться с произведениями М. Пришвина? Зачем?
+ Выставка книг (несколько книг на стенде, остальные предлагаю подобрать дома или в библиотеке и принести в класс).
+ Какие произведения М. Пришвина есть в нашем учебнике? Прочтем первое « О чем шепчутся раки»
+ Слайд с изображением раков.
+Можно ли по заголовку определить жанр произведения?
+ К концу урока ответьте на главный вопрос урока: чему мы можем научиться у леса, прочитав произведение М. Пришвина «О чём шепчутся раки»
+ Рассказ о жизни и творчестве М Пришвина
+ (определяют тему урока) М. Пришвина « О чем шепчутся раки»
+ Предположения детей.
5 мин.
Познавательные (информационные - извлечение информации) Коммуникативные
Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)
Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)
Регулятивные (составление плана и последовательности действий)
3.Открытие новых знаний
+Познакомиться с рассказом;
+учиться самостоятельно находить в словаре значение слова; +перечитать сказку
+Я предлагаю вам два варианта знакомства с произведением: я читаю, вы слушаете или вы читаете про себя.
+ Первичное восприятие.
+Жанр произведения (проверка предположений).
+ От чьего лица ведется повествование?
+Кто еще является героями рассказа.
+ Самостоятельное вторичное чтение. У каждого из вас на столе карточка с отрывками из рассказа, где пропущены старинные, незнакомые слова. Внимательно читайте рассказ, находите нужный отрывок, вставляйте слово.
+ Работа со словарём (группами).
+Какой следующий пункт плана?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
+ Чему же удивился герой - рассказчик? Зачитайте.
+ Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Когда вам было грустно, а когда весело и даже смешно?
+ Как герои относятся к тому, что случилось с
раками?
+ Как сами раки вели себя в этой ситуации?
+ Как вы, читатели, относитесь к ракам?
+ Какова главная мысль рассказа, найдите её в тексте?+ Можете ли вы ответить на вопрос: О чем шептались раки?
+ Ответьте на главный вопрос урока: чему мы можем научиться у леса, прочитав произведение М. Пришвина «О чём шепчутся раки»
   +Познакомиться с произведением
Ответы детей с обоснованием (из текста).
+ У детей карточки с отрывками из рассказа, где пропущены старинные, незнакомые детям слова. В процессе самостоятельного чтения дети вставляют слова и затем , работая со словарём, находят значение слов.
+ Дети дают ответ, цитатой из текста.
+ На доске записаны герои рассказа. После ответов детей возле каждого героя записывается его отношение к происходящему.
Высказывания детей
20 мин. Регулятивные (удержание цели урока)
Коммуникативные (планирование сотрудничества)
Познавательные (поиск информации, знаково-символические)
Личностные
4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля
  + В нашем лесу появится еще одно деревце. Какое качество вы напишите на нем? Дети записывают еще одно качество на деревце. 3 мин.
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
5.Рефлексия
Контрольно – оценочный этап
Формировать умение оценивать себя +Подведём итоги урока
+Какое произведение читали?
+Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас?
+Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где? Как?
+ Оцените свою работу на уроке.
- всё получилось, доволен своей работой
- не всё получилось, но могу работать лучше
- ещё есть затруднения в работе Самооценка
2 мин.
Личностные
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
Регулятивные
6.Выбор домашнего задания + Я предлагаю вам пополнить нашу выставку книг
М. Пришвина и прочитать выразительно понравившийся отрывок из рассказа.