Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства Ф. И. Тютчев « Листья». Натюрморт с осенними листьями
















Интегрированный урок
литературного чтения и изобразительного искусства
в 3 классе.
МАОУ СОШ № 99
Учитель начальных классов Астапчик И. И.






















Тема: Ф. И. Тютчев « Листья». Натюрморт с осенними листьями.
Цели: Формировать у детей навыки чтения на примере художественного произведения Ф. И. Тютчева « Листья». Развивать виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; помочь детям понять красоту русской музыки, живописи, поэзии; развивать творческие способности, воображение, речь, наблюдательность. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.
Оборудование: репродукция картины И. С. Остроухова « Золотая осень», таблица «Цветовой круг», фонограмма музыки П. И. Чайковского « Времена года. Октябрь», ваза с осенними листьями, краски, кисточки, баночки для воды, листья.
Ход урока.
1.0рг. момент. Долгожданный дан звонок - начинается урок.
2. Основная часть. 1) Актуализация знаний, постановка целей урока.
Постарайтесь угадать, какое время года у нас в гостях. Я вам помогу, загадав загадку.
Листьям - время опадать,
Птицам - время улетать,
Грибникам - блуждать в тумане,
Ветру - в трубах завывать.
Солнцу-стынуть,
Тучам - злиться,
Нам с тобой - идти учиться.
У: правильно, осень. Можно по- разному увидеть и услышать осень. Сегодня через музыку П. И. Чайковского, пейзажную живопись художника И. С. Остроухова и поэзию Ф. И. Тютчева мы с вами постараемся почувствовать красоту осенней природы.
А при помощи чего композитор передаёт настроение природы? ( через музыкальные звуки). А художник? ( при помощи кисти и красок). Как поэт передаёт настроение природы? ( при помощи слов).
У художника - краски, у поэтов - слова, у композиторов только звуки. Композитор П. И. Чайковский и поэт Ф. И. Тютчев очень любили русскую осеннюю природу. Послушаем осеннюю мелодию Чайковского. Рояль тихо и печально начинает свой рассказ « Осеннюю песню» и на фоне музыки пусть прозвучит стихотворение Тютчева «Листья», где листья сами говорят о том, что они думают и чувствуют. Постарайтесь передать настроение опадающих листьев.
- 2) Проверка д/з - 4 человека читают наизусть стихотворение.
Чьё чтение вам больше всего понравилось?
О какой осени пишет Тютчев? (о поздней осени). Почему стихотворение так называется? ( листья ведут рассказ, они настоящие герои стихотворения). Почему?
(они принимают решение, как это делают люди).
Какое именно решение принимают листья? ( они хотят улететь).
Прочитайте, о каких деревьях пишет поэт в первых восьми строках стихотворения. Какие это деревья хвойные или лиственные? С кем сравнивает поэт листья сосен и елей? Почему? (Листья сосен и елей так и называются иголки. Ежи зимой спят, укутавшись в листья). ,
Листочки каких деревьев дальше ведут свой рассказ? ( лиственных). Прочитайте, как они себя называют, о чём мечтают и к кому обращаются с просьбой.
Кто может объяснить значение слова «зефиры»?
«Зефиры - тёплые летние ветры. Это люди в Древней Греции придумали названия для холодного и тёплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а тёплый и мягкий западный ветер - как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово - « борей» или «зефир», как всем слушающим было ясно, что речь идёт либо о холодном северном, либо о тёплом западном ветре.
Какую картину вы бы нарисовали к этому произведению?
Э) Беседа по картине И. С. Остроухова «Золотая осень», чтение сочинений.
У.: Вспомните урок русского языка. Что вас взволновало, удивило, поразило на уроке? Как можно назвать эти слова?
Д.: Поразила картина Остроухова, взволновало, удивило, поразило - синонимы.
А теперь ещё раз посмотрите, как изобразил осень талантливый художник Илья Семенович Остроухов. Как называется картина? (« Золотая осень»). Мы познакомились с ней на уроке русского языка. К какому же жанру изобразительного искусства относится картина? Ответить на этот вопрос поможет игра «Доскажи словечко».
Если видишь: на картине нарисована река, или сад и облака,
Лес, поле и шалаш, обязательно картина называется.... (пейзаж).
Рассмотрите картину. Видели ли вы сами осень, похожую на эту, любовались ли ею? А почему осень называют золотой?
Листья деревьев как золотые: жёлтые, жёлто-оранжевые. Осень восхищает нас яркостью красок. Свои чувства вы выразили, написав сочинения. Давайте послушаем некоторые из них.
Сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень».
Осень-удивительный художник. Осенними красками она раскрашивает деревья, кустарники, травы. Многие были очарованы этим временем года. Один из них И. С. Остроухов.
Его картина «Золотая осень сразу привлекает взгляд .Художник использует яркие, Солнечные краски. Не зря осень названа золотой. Я вижу деревья со светло-жёлтыми листьями. Клёны низко склонились к земле. Вся поляна укрылась их золотыми и багряными листьями. В левой части картины стоят дубы с толстыми ветвями. На них жёлто-бурые листья.
Лес густой, небо почти скрыто. Лишь в нескольких местах видна голубая лазурь. Но солнечные лучи пробиваются до самой травы. На тропинке среди осенней травы и листвы сидят две сороки.
Краски на картине И. С. Остроухова - говорящие. Только говорят они беззвучно. Не каждый их услышит. Но внимательному человеку они могут рассказать об удивительном времени года. Трудно оставаться равнодушной, когда видишь такую золотую осень.
Сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень».
Многих поэтов, писателей, художников привлекала осень. Очень любил это время года художник И. С. Остроухов. Свою картину он назвал «Золотая осень».
Горячими жёлтыми красками пылает солнечный осенний день. Деревья обступили тропинку, обняли её. Всё дремлет и дышит теплом и спокойствием. Земля укрыта опавшими кленовыми листочками. Под тенью старых клёнов выросли молоденькие. Они тянутся к свету, к солнышку. Сквозь густую ещё листву проглядывают голубые окошечки неба.
На тропинке вдали уселись две сороки, а третья сидит на суку среди жёлтой листвы. Эти белобокие вертихвостки с чёрной головкой вызывают улыбку.
У меня возникает чувство радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Так и хочется побывать в этом лесу, полюбоваться красками золотой осени.
Понравились ли вам сочинения, которые написали ребята?
Какие основные цвета золотой осени вы можете назвать? (тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый).
Художников, поэтов, музыкантов во все времена волновала красота природы, поэтому их произведения восхищают нас своей выразительностью.
Сегодня на уроке изобразительного искусства мы познакомимся с новым техническим приёмом. Прочитайте его название с доски: монотипия. ( однотипный отпечаток).
А что же будем учиться рисовать, угадайте:
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это (натюрморт).
Сейчас мы будем учиться рисовать натюрморт с осенними листьями. Передадим своё отношение к природе, изобразив вазу с листочками.
Посмотрите на букет, стоящий в вазе на столе. Листья, каких деревьев собраны в нём?
Опавшей листвы разговор еле слышен: мы с клёнов, мы с яблонь, мы с дуба, мы с вишен.
Обратите внимание на то, что все листья имеют разную форму и цвет. Один лист почти круглый, другой - длинный и узкий. Один шире всего в середине, другой у основания. У одних листьев края ровные, у других вырезаны зубчиками. По окраске листья тоже различны: лист клёна - жёлто-зелёный или зелёно-красный, лист дуба - коричнево-зеленоватый.
Назовите по таблице « Цветовой круг» тёплые цвета ( напоминают солнечный свет, огонь - жёлтый, оранжевый, красный) и холодные цвета ( цвет льда - синий, фиолетовый, зелёный). К каким цветам относятся жёлто-зелёный, красно-фиолетовый? (к промежуточным).
Как вы думаете, к какой группе цветов можно отнести краски золотой осени? ( в пейзаже золотой осени преобладают тёплые {фаски различных оттенков: жёлтого, красного, оранжевого, коричневого).
1. Упражнение на релаксацию.
Мы листики кленовые, на ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Закружились, полетели и за парты тихо сели.
4.0бьяснение учебного задания.
Перед вами альбомный лист с отпечатанной на нём вазой.
И наши разноцветные сестрицы
Уже заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним лист кленовый красят
В разные цвета. Ух, какая красота!
Стороной накрашенной лист прижмём к бумаге.
Проведём рукой и снимем. Получился отпечаток.
Листья красим, чередуя: жёлтый и зелёный, оранжевый и красный.
Приступаем к работе. Прокрашиваем осенние листья в одной части рабочего места, ближе к краскам и воде, а печатаем в другой части рабочего стола. Листик сначала расправляем, положив его на газету, лицевой стороной вниз и покрываем оборотную сторону равномерно краской.
Практическая работа учащихся.
Индивидуальная помощь учителя. (звучит музыка Чайковского).
На уроке рисования ты лентяя не найдёшь,
Прилагаем всё старание, чтоб рисунок был хорош.
Выставка работ, их оценка.
Итог урока.
Чтоб закончить наш урок,
Подведём его итог.
Сегодня на уроке мы проследили, как одно и то время года - осень изобразили композитор, поэт и художник.
Вспомним жанры живописи. Что такое пейзаж и натюрморт?
С каким новым приёмом изобразительного искусства познакомились? Что значит монотипия?
Закончить наш урок хочется такими строчками:
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы до свидания
И до новых с вами встреч.














15