Конспект урока по чтению в коррекционной школе VIII видаСнегири и коты Ю.Коваль
КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО
Сидельникова Наталия Викторовна
МЕСТО РАБОТЫ ЛСКОШ № 14 г Лениногорска
КЛАСС 3б класс
ПРЕДМЕТ чтение
ТЕМА Снегири и коты Ю Коваль
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК Книга для чтения Ильина
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
Образовательные:
Расширить знания учащихся о зимующих птицах- снегирях, их повадках и поведение, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения,
активизировать словарь новыми словами из текста (пороша, нежно-палевая).
Развивающие: совершенствовать технику чтения с переходом на целые слова, формировать выразительное чтение, учить обоснованно отвечать на поставленные вопросы;
Коррекционные:
коррекция познавательной активности ;Воспитательные:
воспитание заботы о зимующих птицах.
ОБОРУДОВАНИЕ Презентация урока, картинки о снегирях на ноутбуке, мультимедийный проектор, экран, картинно-словарные слова( пороша,
нежная-палевая)ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ Учебник « Развитие речи на основе окружающего мира» И.Худенко 3 класс.
Организационный момент:
Задачи учителя:
Подготовить учащихся к работе на занятии, настроить на эффективную работу на урок, организация устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся
Метод: беседа.
Задача учащихся.
Проверить свою готовность к уроку.
Метод: самопроверка
Критерии достижения цели:
Полная готовность класса, настрой на совместную коллективную работу Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вижу, что все готовы к уроку. Сегодня к нам на урок пришли гости посмотреть, как мы занимаемся. Какой сейчас урок? Что мы делаем на уроке чтения?(читаем, отвечаем на вопросы по содержанию, составляем предложения, рассказы по картинкам, учим стихотворения, разгадываем загадки.)
Давайте прочитаем чистоговорку(на экране).
Парта- это не кровать
И на ней нельзя лежать
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно
Раз пришёл ты на урок
Не лови кругом ворон,
Слушай, руку поднимай,
На вопросы отвечай.
Если будешь ты стараться-
Не придётся огорчаться!
Как вы понимаете выражение « не лови кругом ворон»? ( не смотри по сторонам, не отвлекайся на посторонние предметы, слушай внимательно.)
Значит, вы обещаете быть моими активными помощниками.
Проверка домашнегозадания:
Задачи учителя:
Установление правильности и точности чтения стихотворения «Здравствуй, Зимушка-зима!», умение обосновывать ответы на поставленные вопросы по содержанию текста, выявления пробелов и их коррекция, обеспечение мотива- ции и принятие цели учебно-познавательной активности, активизация опорных знаний и умений по теме « Здравствуй, Зимушка-зима»,
Метод( приём) фронтальная и индивидуальная бесе-да, работа с текстом в учебнике, рассказ, с показом слайдов. наблюдения.
Задачи учащихся.
Закрепить пройденный материал
о зимних явлениях и признаках, уметь осуществлять взаимосвязь с окружающим миром.
Критерии достижения цели:
Учащиеся должны знать признаки зимы; знать зимующих птиц, как помочь им зимой. Цель: выразительно прочитать пройденное стихотворение «Здравствуй, Зимушка-зима!»,обоснованно ответить на вопросы по содержанию, подготовить к усвоению нового материала
Вспомним, что вам было задано на дом.
1 Выразительное чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Здравствуй, Зимушка-зима!»,- по цепочке
2 ответы на вопросы по содержанию
-Какие признаки зимы описаны в стихотворении?( настали морозы, дуют сильные ветры, заяц-беляк)
- О каком зверьке говорится в стихотворении?( о зайце)
-А как ведут себя остальные животные?(они сидят в своих норках)
-Что необходимо для птиц зимой?( их необходимо подкармливать)
- Какая строчка повторяется в стихотворении?( «Здравствуй, Зимушка-зима!»),
- Как её нужно прочитать? Почему?(весело, громко)
Введение в тему-загадывание загадок
« Зимой на ветке яблоки
Скорей их собери!
Но вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это …..(снегири.)»
-Кто знает снегиря?
(зимующая птица, небольшая по размеру, красная грудка, пузатенькая, появляется со снегом и зовут снегирь)
Рассказ учителя. С наступлением холодов многие птицы улетают на юг в жаркие страны, а снегири к нам прилетают только зимой и зовутся снегирями, потому что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «тёплые края». Летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой снегиря нетрудно, их красные грудки, голубовато серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.
Питаются семенами и ягодами (рябины),
Весной они улетят далеко на север, на родину, выведут и выкормят там птенцов.
( на экране доски демонстрируют картинки о снегирях)
Физкультминутка
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг (машут руками, словно крылья)
Чтоб скорее прилетать
Надо крыльями махать(дети машут руками интенсивнее)
Птички начали спускаться
На поляне все садятся( приседают)
Предстоит им долгий путь
Надо птичкам отдохнуть(садятся на места
)
Изучение нового учебного материала.
Задачи учителя: обеспечить осмысление текста
« Снегири и коты» , новых слов и понятий из текста, организовать деятельность учащихся по совершенствованию техники чтения,
развитие познавательной активности у уч-ся; обеспечение дифференцированного подхода к учащимся разного уровня подготовки.
Методы: беседа, демонстрация картинного словаря, наблюдения, работа с учебником
Задачи учащихся.
Познакомиться с повадками снегирей и их поведением зимой,
Уметь различать снегирей и по внешнему виду.
Критерии достижения цели:
Уметь добывать знания при использовании учебника самостоятельно.
Цель: формировать знания учащихся о зимующих птицах- снегирях, об их повадках и поведение , совершенствовать технику чтения с переходом на целые слова, активизировать словарь новыми словами из текста (пороша, нежная -палевая), учить обоснованно отвечать на поставленные вопросы;
Как вы думаете, ребята, о ком мы сегодня на уроке будем читать , если говорим о снегирях? Текст называется « Снегири и коты» Ю Коваль.
Сейчас ещё много интересного узнаем об этих птицах, прочитав текст « Снегири и коты»- учителем
Словарь: пороша-слой свежего, только что выпавшего снега. ( на экране 2-словарные картинки( 2ая картина Иван Ивановича Шишкина « Первый снег». Этот художник наш земляк. Он жил и рисовал свои картины в г.Елабуга в Республике Татарстан. Сейчас там музей И.И.Шишкина. У кого будет возможность быть в этом городе, обязательно посетите музей. РК)Нежная- палевая- бледно-желтоватая ( на экране картинный словарь снегиря самки(бледно-желтоватая) в сравнение с самцом ( ярко красный)
Вопросы по содержанию
Когда прилетают снегири?( с первой порошей из северных лесов)
На что похожи снегири?(на яблоки на деревьях)
Кто расположился рядом снегирями?( коты устроились на нижних ветках)
Для чего они это делали?( чтобы поближе подкрасться к снегирям.)
Почему снегири целый год не видели котов?( они прилетают к нам только зимой)
Чем снегирь отличается от снегурки найди ответ в тексте?( по цвету-снегурка бледно-желтоватого цвета, а снегирь ярко с красной грудкой)
Почему снегири не поверили котам?(снегири очень умные птицы, они знают, что на них могут напасть коты)
Формирование техники чтения
а) при-са-жи-вай-тесь-сколько слогов в слове? ( 5)
-почему?( 5 гласных)
Прочитай слитно. Поставь правильно ударение
1-2 уровень Бакеева Ангелина, Крюков Ваня, Абдуллина Ильгиза, Минибаев Айрат, Игнатьев Дима.
б) чтение вслух, с чётким произношением слов, с соблюдением пауз
в) чтение по цепочке
в) выборочно
3 уровень Сагдеева Идиллия читает по слогам короткий текст про снегиря
На-сту-пи-ла зи-ма. При-ле-те-ли сне-ги-ри. О-ни се-ли на ветку. Ко-ты ра-ды.
4-уровень
Сунгатов Ильнур(глухонемой)
В ноутбуке включаю 1задание- к картине подбирается 1-ая буква, 2-задание найти буквы (м и с ы…)
4-уровень
Латыпова Диана
Собрать ( а,о,у,с, х, м н р ш) из 2х частей.
Закрепление
Задачи учителя:
Помочь подвести уч-ся к правильному обоснованному ответу, закрепить усвоение нового материала, помочь учащимся , которые недостаточно усвоили новый материал.
Методы:
фронтальная и индивидуальная беседа, работа с текстом
Задача учащихся:
Закрепить полученные знания, уметь работать самостоятельно
Критерии достижения цели:
Уметь использовать изученный материал на практике, связь с жизнью. Проверить усвоение нового материала.
Давайте согласно тексту дадим определение -какие снегири?
-весёлые
-умные
-зимующие
-небольшие
-красногрудые
Как называются птицы, остающиеся в родных краях? О какой птице мы читали на уроке? Почему это зимующая птица? О каком животном мы ещё прочитали в этом рассказе? К какой группе животных относятся коты и почему?
Почему зимой птицы перебираются из леса ближе к жилищу людей?
Что страшнее для птицы: голод или холод?
А чем мы с вами можем помочь птицам?
Кто ещё не сделал кормушки, вы можете прямо сегодня это сделать , остальные проверьте не пустые ли у вас кормушки?
Задание на дом
Задача учителя:
Дать анализ и оценить успешность достижения цели, дать реальную информацию о результатах учения
Задача учащихся:
записать задание в дневник, добросовестно подготовиться к следующему уроку по пройденной теме
Критерии:
полное представление того, что надо сделать к следующему уроку, полученная оценка за эффективную работу на уроке. Цель: углубить знания учащихся о снегирях, закрепить учебный материал в зависимости от уровня усвоения материала.
Откройте дневники и запишите домашнее задание стр 87 прочитать текст « Снегири и коты» и ответить на вопросы по содержанию.
Сегодня вы молодцы, все очень активно работали на уроке. Давайте вспомним , кто по вашему на все вопросы отвечал активно и правильно? Я думаю, вы согласны, они заслужили «5». Кто 1-2 раза ошибся в ответе-«4», остальным надо подтянуться, постараться и на следующем уроке быть поактивнее.
Итог урока
Что нового мы сегодня узнали о снегирях? Как мы поможем птицам?
Хочется наш урок закончить словами из стихотворения Е. Благининой
Морозы жестокие в этом году
Тревожно за яблоньки в нашем саду
Но птицы! Как холодно в воздухе им!
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.