Формирование умений учащихся понимать , интерпретировать и оценивать текст.


Формирование умений учащихся понимать , интерпретировать и оценивать текст.
Работа учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 24
Минеевой Ольги Сергеевны.
Дзержинск
2014
Цель работы – выявить основные способы формирования умений учащихся понимать, интерпретировать и оценивать текст.
План.
Основные этапы характеристики текста.
Задания, способствующие характеристике текста.
Образцы анализа текстов.
Формирование умений учащихся понимать, интерпретировать и оценивать текст.
Понимать, интерпретировать и оценивать текст – значит,анализировать, характеризовать текст.
Характеристика текста – это процесс учебной текстовой деятельности, результатом которой является связный текст учащегося (письменный или устный). Характеристика текста как учебная деятельность предполагает прохождение обязательных этапов: восприятие текста; его комплексный анализ; обобщение смыслов, выявленных в ходе анализа, интерпретация текста; выражение собственного отношения к тексту с точки зрения, определяемой типом характеристики.
На этапе восприятия текста очень важно, чтобы он произвел на учащихся эстетическое впечатление, для чего важно его выразительное прочтение (подготовленными учащимися, учителем или актером, возможно, с музыкальным сопровождением), которое способствует заинтересованности школьников в дальнейшей работе с текстом, воздействует на них эмоционально.
Этап комплексного анализа текста является ключевым для его характеристики, так как именно благодаря ему создается объективная основа для дальнейшей интерпретации текста. Мы называем комплексным такой вид анализа текста, в котором в каждом случае по-своему комбинируются разновидности анализа текста (структурно - содержательный, речеведческий, лингвостилистический, культурологический, концептный и др), подбор которых соответствует особенностям конкретного текста, типу характеристики, типу и, соответственно, цели урока, объему характеристики.
Этап обобщения смыслов, интерпретации текста становится кульминационным в этой учебной деятельности, так как, охватив весь путь, пройденный в постижении смыслов художественного произведения, учащийся должен синтезировать, собрать воедино и сформулировать (интерпретировать) глубинные смыслы текста.
Оценочная деятельность. Этот этап позволяет школьнику соотнести выявленные смыслы текста (как правило, это идейно- нравственная, эстетическая…), позицию автора с собственными, что при системной работе способствует эффективному формированию системы ценностей учащихся, а значит, личностному развитию учащихся.
Таким образом, охарактеризовать текст – значит воспринять его; проанализировать, применив определенный тип анализа текста (или их комплекс, в зависимости от цели характеристики); интерпретировать его смыслы и обобщить их; выразить собственное отношение к выявленным смыслам и способам их выражения.
В зависимости от того, с какой точки зрения осуществляется взгляд на текст, выделяются виды его характеристики, которые могут быть однонаправленными или комплексными. Однонаправленные связаны с рассмотрением текста с какой-либо одной точки зрения, комплексные позволяют рассматривать текст с нескольких точек зрения. К однонаправленным относятся такие виды характеристик, как эмоциональная, языковая, речеведческая и культурологическая. К комплексным – характеристика авторской позиции, выраженной в тексте, ценностная и лингвокультурологическая характеристика.
В зависимости от того, с какой точки зрения осуществляется взгляд на текст, выделяются виды его характеристики, которые могут быть однонаправленными или комплексными. Однонаправленные связаны с рассмотрением текста с какой-либо одной точки зрения, комплексные позволяют рассматривать текст с нескольких точек зрения. К однонаправленным относятся такие виды характеристик, как эмоциональная, языковая, речеведческая и культурологическая. К комплексным – характеристика авторской позиции, выраженной в тексте, ценностная и лингвокультурологическая характеристика.
В том случае, если необходимо выразить впечатление от восприятия текста, используется эмоциональная характеристика текста. Когда текст рассматривается как единица языка, состоящая из более мелких языковых единиц, дается его языковая характеристика, частичная (фонетическая, морфемная, лексическая, морфологическая, синтаксическая) или комплексная. При реализации взгляда на текст как на единицу речи используется речеведческая характеристика, и тогда рассматриваются его тема и основная мысль, проблемы, ключевые слова и ключевые образы, стилистические особенности, тип речи, использованные автором изобразительно-выразительные средства. Если текст рассматривается как единица культуры (что в современном контексте чрезвычайно актуально), то используется культурологическая характеристика, подразумевающая использование таких видов анализа текста, как ассоциативный, концептный (в учебных целях – на простейшем уровне), а также анализ слов с национально-культурной коннотацией, культурологический комментарий.
В основу комплексных видов характеристики текста положен комплексный анализ текста, базой которого является его лингвостилистический анализ. Для выявления и описания позиции автора по отношению к проблемам, освещенным в тексте, используется характеристика авторской позиции. Если сделать акцент на ценностных аспектах текста, то можно использовать такой вид его характеристики, как ценностная
Наиболее полной, развернутой разновидностью комплексных характеристик текста является лингвокультурологическая характеристика, позволяющая учащимся выражать взгляд на текст как целостную единицу языка, речи и культуры.
Поскольку характеристике могут быть подвергнуты тексты различных типов речи, необходимо также иметь в виду факторы, по которым типы речи различаются: способ отражения действительности (описание – «мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно» ; повествование – «мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени» ; рассуждение – «мир в причинно-следственных связях» ;прагматическую установку или коммуникативную цель, преследуемую автором при создании данного типа текста ((описание – представить предметы в их качественной определенности, путем перечисления; повествование – представить последовательность событий; рассуждение – убедить читателя в существовании причинно-следственных связей между явлениями ; языковые особенности текста (для описания и повествования – особенности видо-временных отношений глаголов в тексте; для рассуждения – наличие логических маркеров.
Лингвокультурологическая характеристика текста по типу речи представляет собой рассуждение с элементами описания.
Структурные особенности лингвокультурологической характеристики текста зависят от типа рассуждения, взятого учащимся за основу:
индуктивное рассуждение (от частного к общему);
дедуктивное рассуждение (от общего к частному);
утверждение;
опровержение
Индуктивное отражает логику процесса характеристики текста, проведенной на уроке (в основе процесса лингвокультурологической характеристики текста на уроке лежит индукция). В этом случае учащийся отражает основные сведения о тексте, полученные в ходе каждого вида анализа, в форме небольших описаний, мини-характеристик. В итоге он приходит к умозаключению, которое отражает смысл текста, авторскую позицию, и выражает собственное отношение к полученному при работе с текстом знанию, пережитому впечатлению, о собственных ценностных установках.
Дедуктивное рассуждение - учащийся сначала приводит тезис – вывод, сформулированный в итоге урока, а затем доказывает его, приводя данные каждого вида анализа и все глубже проникая в смысловую глубину текста. Оценочная часть сочинения в этом случае может находиться как в начале, так и в конце.
Учащийся может построить свое сочинение как опровержение, отталкиваясь в таком случае от антитезиса и опровергая его на протяжении своего размышления.
Сочинение может быть ответом на конкретный вопрос, заданный учителем с целью заставить учащегося размышлять о смысле текста, может быть доказательством или опровержением суждения, вынесенного в заголовок и связанного с идейно-тематическим планом текста.
С точки зрения стиля такое сочинение носит публицистический характер. Оно должно отражать умения учащихся планировать и создавать собственный связный текст на основе авторского, осознавать задачу речи (выражать понимание, интерпретацию и оценку авторского текста), вести диалог с текстом, умение осуществлять контроль за собственной речью.
Обучение характеристике текста способствует формированию у учащихся умений понимать текст, интерпретировать и оценивать его. Эти умения сегодня квалифицируются не только как предметные, но как метапредметные, а значит, формируемые при обучении русскому языку и востребованное при обучении абсолютно всем остальным учебным предметам. Умение дать тексту характеристику важно и для формирования личности учащихся, так как являющееся одной из его составляющих умение оценить текст предполагает наличие у учащихся ценностной базы. Создание учащимися собственного высказывания в жанре характеристики текста становится в таком случае выражением всего комплекса предметных, метапредметных и личностных умений, сформулированных в новых ФГОС.
При обучении учащихся писать сочинение в жанре характеристики текста необходимо выбрать такую форму подготовки к сочинению, которая позволяет реализовать в образовательном процессе задания трёх типов, формирующие умения понимать, интерпретировать, оценивать текст.
I тип. Задания, направленные на обучение пониманию текста.
Понимать текст можно на уровне семантики составляющих его слов. Это значит. что учащийся учится извлекать из текста факты и осознавать, о каких именно фактах идёт речь. Например:
С помощью толкового словаря объясните значение непонятных слов.
Установите, в каком значении употребляется многозначное слово.
Определите по контексту и проверьте по словарю значение слов и словосочетаний из текста.
Докажите, что слово является многозначным.
Подберите синонимы к слову. Проверьте себя по толковому словарю и по словарю синонимов.
Подберите к словарю антонимы. Проверьте себя по словарю антонимов.
Задания на понимание концепции текста формируют умения обобщать усвоенную из текста информацию, формулировать понятия. Например:
Определить тему , основную мысль текста.
Поясните,как тема и основная мысль текста связаны с его заголовком.
Найдите ключевые слова. Как они помогают понять смысл текста? На какие смысловые части можно разделить данный текст? Составьте план текста.
Задания, направленные на формирование умения выявлять подтекстовую информацию. Например:
Покажите на примерах из текстов, как повтор синтаксической конструкции создаёт выразительность поэтического текста.
Какие языковые средства ( фонетические, интонационные, лексические, грамматические) помогают автору изобразить, как начинается дождь,как он постепенно усиливается?
Какую роль играет инверсия в создании поэтической картины?
Какие чувства и мысли стремился передать автор?
II тип Задания , направленные на обучение интерпретации текста.
В ходе проведения характеристики текста, особенно лингвокультурологической, учащиеся должны формулировать выявленные с помощью этого анализа смыслы текста. Для лучшего понимания текста его необходимо анализировать с трёх сторон : лингвистической , речеведческой и культурологической. Поэтому существуют три разновидности заданий : лингвистические, речеведческие и культурологические. С помощью этих заданий текст подвергается системному взгляду на него как на единицу языка, речи и культуры. Пример речеведческих заданий.
докажите, что перед вами текст;
охарактеризуйте средства связи между предложениями и стилистические особенности, свойственные данному тексту;
опишите особенности данного текста как определённого типа речи;
охарактеризуйте образные средства речи, использованные автором в данном тексте.
Лингвистические задания направлены на обучение интерпретации текста как единицы языка. Пример.
Выпишите из текста глаголы, определите их время и вид. Почему в тексте так много глаголов?
Как использование глаголов настоящего и прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида соотносится с содержанием текста?
Речеведческие задания способствуют осмыслению текста как единицы речи и позволяют рассмотреть его речеведческие и содержательные характеристики, например,сформулировать тему и основную мысль текста, определить тип и стиль речи. Пример.
Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них. Какими языковыми средствами создаётся перспектива описания?
Расскажите о текстообразующей роли глаголов в текстах – повествованиях и описаниях. Самостоятельно подберите примеры.
Деление текста на части, озаглавливание его, пересказ по частям, сжатие информации – это формы работы с текстом, которые могут быть реализованы на уроках по всем дисциплинам.
Культурологические задания позволяют выявить связь текста с культурой, воспринять его как единицу культуры. Пример.
Какие изобразительно – выразительные средства, характерные для произведений народной словесности, используются в тексте?
Языковые и речеведческие характеристики текста
При обучении характеристике языковых и речеведческих особенностей текста следует использовать языковую и речеведческую характеристику текста.
Языковые характеристики текста классифицируются в соответствии с изучаемыми разделами: фонетическая, морфемная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, при наличии определенных орфографических или пунктуационных особенностей – орфографическая и пунктуационная. Лексическая характеристика текста связана с семантизирующей деятельностью, умение ее проводить формирует основу для обучения учащихся концептному анализу текста (элементы которого можно использовать на базовом технологическом и продвинутом технологическом этапе). Речеведческая характеристика текста предполагает оценку текста как речевого произведения (см. речеведческие задания) с точки зрения его функционально-речевой принадлежности, содержащихся в нем изобразительно-выразительных средств.
Задания, способствующие обучению языковой и речеведческой характеристикам текста:
Охарактеризуйте особенности звуковой организации поэтического текста. Что такое звуковая гармония? Как она достигается?
Охарактеризуйте синтаксические особенности каждого из цитируемых в тексте отрывков из произведений(А.С. Пушкина.)
Подготовьте характеристику изобразительно-выразительных средств, использованных автором. Найдите лексику, характерную для
художественного текста.
Культурологическаяхарактеристика текста
Комплекс заданий, позволяющих выразить отношение к тексту как единице культуры, - культурологическая характеристика текста. Главной задачей является выявление заложенных в тексте культурных смыслов и выражение отношения к ним.
Задания, способствующие обучению культурологической характеристики текста:
Опишите ассоциации, которые вызывало у вас данное художественное произведение.
Найдите в тексте слова с национально-культурной коннотацией и поясните, какую функцию они выполняют в данном тексте.
Определите, какие образы текста являются ключевыми? Проведите анализ этих слов как концептов. Какие смыслы текста помог выявить концептный анализ текста? Обобщите глубинные смыслы данного текста.
Выразите собственное отношение к данному тексту как произведению культуры.
Характеристика авторской позиции
Задания, направленные на обучение характеристике авторской позиции, способствуют последовательному обучению учащихся умению вычленять способы выражения авторской позиции в тексте и выражать свое отношение к ней.
Задания, способствующие обучению характеристике авторской позиции:
Какие языковые средства выражения отношения, оценки используются в тексте?
Какие языковые средства используются поэтом для выражения отношения к Москве?
3.Какие языковые средства в высказывании В.А. Жуковского помогают выразить чувство восхищения? Какие слова содержат высокую оценку?
4. Найдите в тексте опорные оценочные слова, являющиеся одним из средств описания природы. К каким частям речи они относятся?
С помощью каких языковых средств (лексических, фонетических, грамматических) автор создает настроение, выражает отношение, оценку?
Выразите письменно свое отношение к позиции автора. Обоснуйте свое согласие (или несогласие) с автором (возможны ссылки на разные источники, цитаты).
Ценностная характеристика текста
Для выражения отношения к ценностным установкам в тексте используются задания, направленные на обучение давать тексту ценностные характеристики.
Задания, способствующие созданию ценностной характеристики текста и связанные с эстетическим восприятием текста:
Определите тип сказуемых. Объясните, какова эстетическая функция простых предложений в данном тексте.
Укажите средства художественной изобразительности. Поясните, как с их помощью реализуется эстетическая функция языка.
Лингвокультурологическая характеристика текста
Лингвокультурологическая характеристика текста – комплексный вид характеристики, позволяющий увидеть текст как целостную единицу языка, речи и культуры. Учащиеся обучаются таким видам характеристики текста, как эмоциональная, языковая (фонетическая, лексическая, морфологическая), речеведческая. У учащихся закрепляется умение использовать все уже известные виды характеристики текста.
Умения, свойственные для семантизирующего типа понимания текста:
видеть необычное слово или словосочетание;
истолковать правильно необычное слово или словосочетание;
ориентироваться в информационном пространстве текста;
отвечать на предметные вопросы по тексту;
понимать тему текста на предметном уровне.
Умения, свойственные для когнитивного типа понимания текста:
выделять ключевые слова текста;
понимать и определять смысл концептуальных для данного текста понятий;
понимать обобщенно-смысловой уровень темы;
устанавливать взаимосвязь плана содержания и плана выражения.
Умения, свойственные для распредмечивающего типа понимания текста:
осознавать заголовок художественного произведения на обобщенно- смысловом уровне;
видеть вариативность смысла названия художественного произведения;
формулировать для художественного произведения собственный заголовок на обобщенно-смысловом уровне;
видеть вариативность ответов на смысловые вопросы по тексту;
формулировать вариативные ответы на вопросы о личности автора.
Умения интерпретировать текст:
анализировать текст с целью интерпретации его смыслов;
выражать собственными словами предметный и (или) обобщенный, философский смысл миниатюры;
откликаться на философское настроение, выраженное автором;
выражать свои мысли в связном тексте;
анализировать способы выражения авторской индивидуальности;
выражать собственное настроение после прочтения текста (эмоциональный отклик);
описывать собственные ассоциации, возникшие при чтении текста;
видеть и отражать в своем высказывании эстетический план текста (если речь идет о художественном произведении).
Умения оценивать текст:
выбирать аспект характеристики текста самостоятельно;
осуществлять отбор фактов, на которые опирается характеристика текста;
формулировать эмоциональную характеристику текста;
писать неполную и (или) полную языковую характеристику текста;
готовить речеведческую характеристику;
писать культурологическую характеристику текста;
формулировать характеристику авторской позиции;
определять ценностную характеристику текста;
Этапы характеристики текста
Задания, направленные на обучение оценке текста
Задания, направленные на обучение интерпретации текста
Задания, направленные на обучение пониманию текста
Типы заданий в соответствии с этапом
писать неполную и (или) полную лингвокультурологическую
характеристику текста.
Ценностная характеристика текста
Характеристика авторской позиции
Культуроведческая и культурологическая
характеристика текста характеристика текста
Культуроведческие, культурологические
Речеведческие
Распредмечивающе-
подтекстовые
Когнитивно-
концептуальные
Семантизирующе-
фактуальные
Языковая и речеведческая характеристика текста
Эмоциональная характеристика текста
Оценка
Понимание

Интерпретация


Виды заданий в соответствии с типом

Форма технологической карты 1
Формируемые знания Умения понимать текст Умения интерпретировать текст
… … Типы заданий Задания, направленные на обучение пониманию текста Задания, направленные на обучение интерпретации текста
Виды заданий в соответствии с их типом Семантирирую-
ще-фактуальные Когнитивно-
концептуальные Распредме-
чивающе-
подтекстовые Лингвистиче-
ские Речевед-
ческие Культуровед-
ческие, культуро-
логические
Форма технологической карты 2
Формируемые знания Умения
понимать текст Умения интерпретировать текст Умения оценивать текст
… … Типы заданий Задания, направленные на обучение пониманию текста Задания, направленные на обучение интерпретации текста Задания, направленные на обучение
оценке текста
Виды
заданий в соответствии с их типом Семантирирующе-
фактуальные Когнитивно-
концептуальные Распредмечивающе-
подтекстовые Лингвистические Речеведческие Культуроведческие,
культурологические Эмоциональная характеристика текста Языковая и речеведческая характеристика текста Культуроведческая и культурологическая характеристика текста Характеристика авторской позиции Ценностная характеристика текста
 Образец  анализа художественного текста.
 
Текст.
- Береги-и! – завопил кто-то отчаянным голосом на весь лес.
«А, береги!» - мелькнёт в голове опьяняющая мысль.
Гикнешь на лошадь и, как сорвавшийся с цепи, помчишься по лесу, уже ничего не разбирая по пути. Только деревья мелькают перед глазами да лепит в лицо грязью из-под копыт лошади. Выскочишь из лесу, увидишь на зеленях пёструю, растянувшуюся по землестаю собак и ещё сильнее наддашь «киргиза» наперерез зверю – по зеленям, взмётам и жнивьям, пока, наконец, не перевалишься в другой остров и не скроется из глаз стая вместе со своим бешеным лаем и стоном. Тогда, весь мокрый и дрожащий от напряжения, осадишь вспенённую, хрипящую лошадь и жадно глотаешь ледяную сырость лесной долины. Вдали замирают крики охотников и лай собак, а вокруг тебя – мёртвая тишина. Полураскрытый строевой лес стоит неподвижно, и кажется, что ты попал в какие-то заповедные чертоги. Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою. И сырость от оврагов становится всё ощутимее, в лесу холоднеет и темнеет… пора на ночёвку. Но собрать собак после охоты трудно. Долго и безнадёжно-тоскливо звенят рога в лесу, долго слышатся крики, брань и визг собак…. Наконец, уже совсем в темноте, вваливается ватага охотников в усадьбу какого-нибудь почти незнакомого холостяка-помещика.
(И. Бунин. «Антоновские яблоки».)
Примерные вопросы и задания.
Определите значение слов : киргиз, рога, береги.
О каком моменте охоты говорится в тексте?
Какова основная мысль автора?
Как бы вы озаглавили этот эпизод?
Определите тип и стиль речи этого отрывка.
Назовите вид связи между предложениями, средства связи.
На сколько частей можно разделить текст? Составьте план.
Какой художественный приём использует автор в тексте?
Найдите глаголы – антонимы;
определения – антонимы;
обстоятельства – антонимы.
Какими эпитетами автор передаёт чувства героя? Можно ли назвать эти эпитеты синонимами?
Найдите метафоры и определите их роль в тексте.
Для чего используется градация в тексте: крик, брань, визг?
К какому лексическому уровню относятся слова : гикнешь, наперерез,береги?
Назовите исконно – русские и старословянские слова?
Дайте синтаксическую характеристику предложениям в тексте.
Как можно сгруппировать отфограммы?
Выразите своё отношение к тексту.
Анализ текста.
Отрывок из рассказа И. Бунина повествует о самом ярком моменте охоты – гонке зверя. Основная мысль автора – показать, с одной стороны, ощущения участника охоты (восторг, азарт, напряжение и т. д.), с другой – его восхищение, удивление первозданностью величавой природы. Можно предложить несколько вариантов заголовка текста: «На охоте», «Гонка зверя» и т. д. По стилю и типу речи отрывок является художественным повествованием с элементами описания. Связь между предложениями параллельная. Средства связи: лексический повтор, однотематическая лексика, синонимы, антонимы, союзы (и, но), наречия (тогда, вдали, крепко, долго), видо-временная соотнесённость глаголов и т. д. Композиционно текст «разделён» на три части: в первой рассказывается об охоте, во второй – о «заповедных чертогах» леса, в третьей – о подготовке к ночёвке. Основной художественный приём – антитеза. Особенно чётко он прослеживается при сравнении первых двух частей текста, в которых автор использует глаголы-антонимы (помчишься, наддашь, мелькают, выскочишь. Перевалишься, осадишь (I) – замирает, стоит (II); определения-антонимы (отчаянный, опьяняющий, сорвавшийся, бешеный, дрожащий, хрипящая (I) – мёртвая (II); обстоятельства-антонимы (не разбирая, сильнее, жадно, наперерез (I) – неподвижно, безнадёжно-тоскливо (II). Чтобы передать чувства героя, автор включает в повествование синонимы(завопил, гикнешь - I), эпитеты (полураскрытый, заповедные - II), метафоры (деревья мелькают – I, замирают крики - II); слова, употреблённые впереносном значении (в тексте «киргиз»- порода лошади; прямое значение – человек киргизской национальности); приём градации (слышатся крик, брань, визг собак); многозначные слова (в тексте слово рога означает однотонный музыкальный инструмент, используемый для подачи сигнала; другое значение слова рога – закостеневшие отростки на голове животного). В отрывке встречаются слова с разной стилистической окрашенностью: просторечные (по зеленям, взметам); разговорные (гикнешь, наперерез), профессиональные (береги - охотничий термин, призывающий к осторожности и внимательности при гонке зверя); выражение, образованные от фразеологизма «как с цепи сорвался», и так далее.
В тексте используются слова как исконно русские (овраг, безнадежно), так и старославянские (древесный, чертог).
Говоря о синтаксических особенностях текста, следует отметить, что он состоит из 14 предложений (2 - с прямой речью, 7 - простых, 5 - сложных ), осложненных однородными членами, распространенных определениями и обстоятельствами. Как  собственно простые предложение, так и простые, входящие в состав сложных, часто являются односоставными (безличными и определённо-личными). 
Анализируя орфографические особенности текста, можно сгруппировать орфограммы, например: н и нн в отымённых и отглагольных прилагательных(ледяную, отчаянным, бешеным); безударные гласные в корне (мелькает, копыта, опьяняющая, напряжение, долина, растянувшаяся),чередующиеся гласные в корне (разбирая, замирают, выскочишь); ь для обозначения глаголов в форме 2-го лица ед. числа (гикнешь, помчишься, выскочишь, увидишь, глотаешь), приставка пере- (наперерез, перевалишься, перегнившие) и так далее.
Можно предложить следующий план текста:
Азарт охоты.
В «заповедных чертогах» леса.
«Пора на ночёвку».
Анализ текста2
Лингвокультурологический анализ, ориентированный на социально-исторический, личностный и собственно культурный контекст, предоставляет учащимся широкие возможности становления собственных мировоззренческих установок.
Обратимся к одному из вариантов лингвокультурологического анализа на примере рассказа Ф.М.Достоевского «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ».
I
  МАЛЬЧИК С РУЧКОЙ.
   Дети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед елкой и в самую елку перед рождеством я все встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку, никак не более как лет семи. В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, -- значит его все же кто-то снаряжал, посылая. Он ходил «с ручкой»; это технический термин, значит – просить милостыню. Термин выдумали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завывал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, -- стало быть, лишь начинал профессию. На расспросы мои он сообщил, что у него сестра, сидит без работы, больная; может, и правда, но только я узнал потом, что этих мальчишек тьма-тьмущая: их высылают «с ручкой» хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои. Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников, из тех самых, которые, «забастовав на фабрике под воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером». Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол,
   …и в рот мне водку скверную
   Безжалостно вливал…
   Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но все, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками. Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть и где можно переночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия. Под конец переносят все – голод, холод, побои, -- только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и, однако же, всё факты.
II
МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ
   Но я романист, и, кажется, одну «историю» сам сочинил. Почему я пишу: «кажется», ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.
   Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь холодно», -- подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.
   Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется – никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь – господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.
   Вот и опять улица, -- ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие – миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, -- только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, -- вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, -- и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно».
   Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: «Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, -- подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них,-- совсем как живые!..» И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. «Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!»
   -- Пойдем ко мне на елку, мальчик, -- прошептал над ним вдруг тихий голос.
   Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, -- о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, -- но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.
   -- Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! – кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. – Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? – спрашивает он, смеясь и любя их.
   -- Это «Христова елка», -- отвечают они ему. – У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… – И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…
   А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла еще прежде его; оба свиделись у господа бога в небе.
   И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, -- то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа – уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.
Словарь к уроку: нары, халатник, ревматизм, брюзжать, картузишко, карета, блюститель порядка, самарский голод.
Вопросы и задания:
Определите тему и основную мысль рассказа.
Почему рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» принято считать святочным? Какие признаки святочного рассказа вы здесь видите?
Как название связано с основной мыслью?
Что нам становится известно о герое из начала рассказа?
Назовите слова, словосочетания, характеризующие Петербург?
Что можно сказать о людях, живущих в этом городе? Какое настроение царит в Петербурге Достоевского?
Почему I часть называется «Мальчик с ручкой»?
Какова судьба мальчика и подобных ему мальчиков в I части? А во II части? Можно ли назвать такую судьбу счастливой?
Кто виноват в смерти мальчика и трагической судьбе ему подобных?
Принесло ли Рождество радость герою рассказа?
Как автор относится к своим героям?
Можете ли вы передать своё впечатление от рассказа?
Во всех веках и у всех людей ребёнок представляется образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты. Человек родится совершенным…», – писал Л. Н. Толстой. В этих словах писателя сконцентрировано то главное, что всегда выступает на первый план, когда искусство обращается к теме детства». Ф. М. Достоевский с особой симпатией и большим интересом относился к детям не только в знакомых ему семействах, но и к совершенно посторонним. «Да и как не любить детей? – писал он. – Если уже перестанем детей любить, то кого же после этого мы сможем полюбить, и что станется тогда с нами самими?» . Среди «униженных и оскорблённых» героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления. Тема детского страдания мучила его.
Произведение «Мальчик у Христа на ёлке» напечатано в январском выпуске «Дневника писателя» за 1876 год. В конце декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил рождественскую ёлку и детский бал в Петербургском клубе художников. Об этой ёлке газета «Голос» сообщала: «26 декабря, в пятницу, в петербургском собрании художников назначен большой детский праздник «ёлка» с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, горами, электрическим освещением и проч. И проч. Не худо заблаговременно запастись входными билетами» . Посещение писателем этого праздника нашло отражение в рассказе.
Повествование ведётся от третьего лица, но художественные средства передают душевное состояние мальчика, заставляют читателя ощутить боль и страдания героя. Восклицательные предложения пронизывают весь рассказ, они передают то восхищение и радость мальчика, то его боль и страх. В вопросительных предложениях голоса автора и героя сливаются. Читая слова автора, мы слышим голос самого мальчика, как будто находимся рядом с ним, видим и слышим его. Эффект «присутствия» усиливают и однородные члены предложений, которые делают описание более детальным, заставляют обратить внимание на скорбные подробности жизни героя. Как, например, в следующем отрывке: «Глядит мальчик, дивится, уж и смеётся, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше. ‹…› Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручку дует». Мальчику холодно не столько от мороза, сколько от человеческой бессердечности, душевной мёртвости. «Живые куколки» также противопоставлены мёртвым душой людям.
Повествование рассказа в целом построено по принципу контраста: великолепные ёлки, горы сластей, разубранные витрины и маленький оборвыш, замерзающий на улице. Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. Достоевский считал, что человек не имеет права замыкаться в себе, жить для себя, не имеет права проходить мимо несчастий, царящих в мире, он ответственен не только за свои собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Как гражданин ребёнок начинается со страдания, с сострадания, с жалости к слабому и угнетённому. «Подымать уровень образования в нашем любезном отечестве всегда значит подымать и уровень страдания…» – говорил Достоевский . Встреча с горем всегда трагична. Но это едва ли не единственный путь к полному осознанию смысла жизни.
Анализ текста3
Примерный анализ стихотворения Тютчева
«Есть в осени первоначальной...»Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора —Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера...
5Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто все — простор везде, —Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,10Но далеко еще до первых зимних бурь —И льется чистая и теплая лазурьНа отдыхающее поле...
Определите по словарю значение слова «праздный».
Какова тема и основная мысль текста?
Найдите в тексте ключевые образы. Как они помогают понять основную мысль?
На какие смысловые части можно разделить текст?
Каково значение слова «праздный» в тексте? Как оно характеризует состояние природы?
Благодаря каким деталям создаётся картина только что наступившей осени? Какие языковые средства помогают автору изобразить картину осеннего дня? Назовите эти средства художественной выразительности.
Чем любуется автор?
Какова мелодия стиха? Охарактеризуйте особенности звуковой организации текста.
Какие мысли и чувства стремится передать автор? Опишите ассоциации, которые вызвало это стихотворение?
Найдите глаголы в тексте, которые передают ощущение покоя и умиротворённости.
Каков общий настрой стихотворения – минорный или мажорный?
Нравится вам это стихотворение? Выразите своё отношение к тексту.
Это стихотворение принадлежит к числу произведений о природе. Оно написано 22 августа 1857 года, во время поездки из Овстуга в Москву. Неожиданно поэт взял из рук дочери Марии листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и начал быстро писать. Рука Тютчева дрожала, и дочь дописала третью строфу под диктовку.
Стихотворение проникнуто атмосферой покоя, дышит непередаваемой тонкой грустью.
Возникает ощущение чистого, «хрустального» воздуха, разлитого вокруг.
Автором создается картина отдыхающей после трудов природы
Где бодро серп гулял и падал колос ...
Теперь уж пусто все – покой везде
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
В стихотворении звучит нота умиротворённости, успокоенности, разлитой в природе осенью.
А. Н. Толстой отмечал, что в стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Тютчевым найдено точное слово, характеризующее состояние природы – «праздной». Борозда праздная – значит «работы закончены, все убрали». В умении находить такие точные образы и состоит мастерство поэта.
С годами у Тютчева усиливается чуткость к конкретным деталям, и это отражало движение русской поэзии от романтизма к реализму. Благодаря деталям, создается реальная картина короткой, но дивной поры, только что наступившей осени. Мы любуемся блестящим «тонким волосом паутины» на земле. Небо – голубое, безоблачное, воздух «пуст» : Птиц не слышно более.
Для стихотворения характерна типично «осенняя» мелодия. Она достигается благодаря звукозаписи – ассонансу.
Есть в осени первоначальной
короткая, но дивная нора.Обилие гласных звуков создает атмосферу покоя. Настраивает на плавность, неспешность течения жизни. Многоточия после первой и третьей строфы передают неспособность человека вместить в слова чувства и переживания , вызываемые красотой и величием природы .
Плавность, успокоенность достигается благодаря трехстопному (размеру стихотворения.
Читая это стихотворение, хочется бродить по лесу, вдыхать осенний воздух, любоваться природой. А еще хочется забыть про все проблемы и сбежать из города в деревню, в лес, в поле. А там .... Жизнь прекрасна и удивительна.
Структура сочинения-рассуждения
Структура сочинения-рассуждения такова:
Вступление, содержащее тезис – положение, требующее доказательств.
Аргументы: не менее 2-3 доказательств мыслей, изложенных в тезисе.
Заключение, в котором окончательно подтверждается тезис.
Объем сочинения рассчитывается по формуле:
Вступление + Заключение = 1/3 объема сочинения
Другими словами, если сочинение занимает три страницы, то общий объем вступления и заключения не должен превышать одной страницы.
Каждую часть сочинения-рассуждения нужно начинать с красной строки.
Как писать вступление
Вступление сочинения-рассуждения должно подводить читателя к раскрытию темы, которая, как правило, формулируется в виде вопроса или содержит цитату. Например:
Катерина Кабанова – «луч света» или жертва «темного царства»?
Современные раскольниковы – кто они?
Проблема поиска счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Все эти темы предполагают размышления читателя о произведении классической русской литературы, поэтому во вступлении важно показать, чем вызван интерес именно к этой теме, ее полемический характер, предполагающий наличие нескольких точек зрения. Формулируется основной тезис, который будет раскрыт в сочинении.
Пример вступления к теме «Современные раскольниковы – кто они?»:
«Ф. М. Достоевский закончил свой роман «Преступление и наказание» в 1866 году, но по сей день его читают во всем мире. Чем обусловлена популярность произведения? Глубоким психологизмом Достоевского, его талантом филигранно изображать самые темные уголки человеческой души? Или блистательно показанной работе следователя Порфирия Петровича? Или растущим интересом к русской культуре?
В первую очередь читателей интересует главный герой произведения – автор теории «сильной личности» Родион Раскольников. Мне кажется, никого не может оставить равнодушным этот персонаж, потому что придуманная им преступная теория, разделяющая мир на бесправных и тех, кому все позволено, продолжает существовать в умах современных раскольниковых. Только если в образе Раскольникова Достоевский раскрывает морально-психологическую проблему (герой сломлен духовно и физически), то современные раскольниковы вполне благополучны, но по ряду причин считают себя вправе судить и обрекать на смерть целые народы».
Аргументация
Итак, вступление написано, тезис обозначен, но как написать сочинение-рассуждение без аргументов? Ведь именно в них подтверждается ваша точка зрения, углубляется проблематика темы.
Какие аргументы можно привести в данной теме?
 
Аргументы Примеры
Зло часто существует под видом благих намерений Раскольников разрешает себе убить старуху-процентщицу, которая, по его мнению, олицетворяет несправедливость мира, где так много несчастных людей: Мармеладовы, сестра Дуня, мать.
Так и современные раскольниковы, провозглашая лозунги о справедливости, а своей главной целью объявляя борьбу со злом, разрушают себя и мир вокруг, не делая счастливее никого
Деньги, добытые кровью, не могут принести счастья Расправившись со старухой, герой убивает и безвинную Лизавету, которая к тому же была беременна, то есть вместо одной зловредной старушонки губит еще две жизни.
Как много примеров мы видим и сегодня тому, как велики «случайные» жертвы современных раскольниковых
XX и XXI век показали, как опасны теории, разделяющие людей на «тварей дрожащих» и «тех, кто право имеет» Революция 1917 года в России.
Расправа с семьей Романовых.
Великая Отечественная война.
События в Афганистане, Ираке, Сирии, на Украине
Бесчеловечная теория разрушает душу человека, который ее создал «Я себя убил, а не старушонку», – говорит Раскольников. Хоть ненадолго, но под влиянием Сони и бесед с Порфирием Петровичем герой приходит к раскаянию.
Современные раскольниковы научились заглушать голос совести, закрывать глаза на «побочные эффекты» своих теорий. Они придумали двойные стандарты, которые позволяют им всегда находить оправдание, пусть даже самое абсурдное.
Спрашивая Раскольникова о том, верит ли он в Бога и воскресение Лазаря, Порфирий Петрович имел в виду, что право отнимать чью-то жизнь есть только у Бога, потому что только он может воскрешать.
От греха убийства, от преступления и саморазрушения личность может спастись только искренней верой и любовью Раскольникова спасает Соня, разделяя с ним тяготы раскаяния и каторгу. Своим отношением она показывает ему, что даже падшего можно спасти, если относиться к нему по-человечески.
У современных раскольниковых тоже есть шанс изменить мировоззрение, но они подменяют вечные ценности сиюминутными, лицемерно оправдывая свои действия идеалами добра и справедливости
Аргументы должны быть четко связаны друг с другом: Раскольников в романе – современные раскольниковы. Цель рассуждений: показать, как трансформировался образ «разумного преступника», воплощением которого является Раскольников, в современном мире.
Помните! Аргументов не должно быть больше 3-5, но они должны быть убедительными.
Заключение
Размышляя о том, как правильно писать сочинение-рассуждение, не стоит забывать про  способ написания заключения. Здесь должны быть сделаны выводы и подведены итоги рассуждений.
Общие рекомендации следующие:
Начинайте заключение подытоживающей фразой: «Таким образом, автор дает понять читателям, что…», «Итак, завершая размышления о …, мы приходим к выводу», «Подводя итог сказанному, хочется еще раз напомнить о важности проблемы…» и др.
Не стоит еще раз перечислять то, что рассматривалось выше: вывод – это обобщение, квинтэссенция самого ценного, о чем говорится в сочинении. Используйте вводные слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» для перечисления собственных открытий в теме.
Сочинение-рассуждение как жанр не предполагает окончательных выводов. Вы выступаете в роли исследователя, выдвигая гипотезу и подбирая к ней доказательства, но категоричность здесь неуместна. Гораздо лучше смотрится заключение, в котором вы призываете читателя к размышлению: «Такова особенность классической литературы: темы, поднятые писателями, вечны. И кто может поручиться, что в критической ситуации не станет искать оправдания чужой жестокости?»
Как «украсить» сочинение-рассуждение?
Сочинение все же творческая работа, и сухой стиль изложения здесь не совсем подходит. Оно должно воздействовать на читателя, затрагивать его эмоции.
Для этого используйте в качестве иллюстрации своих слов общественно значимые, резонансные факты. Например, к теме о современных раскольниковых подойдет ссылка на журналистские расследования событий на Украине.
Удачно смотрятся в сочинении короткие цитаты из основного произведения, а также из произведений других писателей. Цитирование должно быть разнообразным: прямым и косвенным.
Точно переданные слова автора должны быть заключены в кавычки, а при косвенном (неточном) цитировании важно не искажать смысл цитаты.
Очень хорошо, если удастся подобрать к сочинению-рассуждению эпиграф, перекликающийся с главной мыслью. Во-первых, это «украшение», во-вторых, важный композиционный элемент. Вы можете сослаться на него во вступлении: «В словах, вынесенных в эпиграф, не случайно подмечено…». И в заключении хорошо «закруглить» тему: «Возвращаясь к эпиграфу, хочу сказать, что…»
Проверьте себя!
В завершение, проверяя работу, еще раз прочитайте весь текст и посмотрите, насколько он логичен: достаточно ли аргументов, убедительны ли они. Используйте только проверенные факты.
Посмотрите на соотношение частей: нет ли дисбаланса, когда центральная часть меньше вступления.
Если в тексте есть слова, в написании которых вы не уверены, лучше заменить их синонимами.
В сочинении-рассуждении, как правило, используется много вводных слов и выражений. Они должны выделяться запятыми.
Неприятным недочетом в сочинении являются повторы. Они особенно заметны, если читать текст вслух. Проверьте себя, если сочинение вам задали на дом. В других случаях придется рассчитывать на внимательность.
Сочинение по данному тексту (задание 2 части)
Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).
Проблема, поднятая в тексте.
Комментарий.
Авторская позиция.
Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).
Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).
Речевые образцы. Как начать сочинение
Можно начать:
1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.
Например:
К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) – один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в …
Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.
2)   с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).
Например:
Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) – без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…
3)  с двух – трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной  мысли  текста (в  вопросах уместно  использовать слова-антонимы).
Например:
Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…
4)  со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Например:
Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье – без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…
Комментарии
– В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …
– В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …
– В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о …. Такой смысловой емкости автор достигает при помощи ….
– Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….
– Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).
– Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …
Речевые образцы для комментирования авторской позиции
Как прокомментировать позицию автора. 
Авторскую позицию можно прокомментировать, используя частичное цитирование.
Например:
а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».
б) С. Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души».  Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.
Одобрение.
Автор восхищается..;
Поражается..,удивляется..;
Словно приглашает вместе с ним полюбоваться..;
С интересом наблюдает за тем..;
Любуясь чем – то, создаёт словесную картину;
Как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о…
Нейтральная позиция (констатация фактов)
Автор размышляет о...;
Словно приглашает читателя к диалогу..;
Делится своими мыслями, наблюдениями…;
Ставит перед читателями важную,злободневные проблему…;
Пытается объяснить сложные философские понятия ( сложные жизненные понятия) и т.д.
Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном
Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:
Я не раз задумывался о том … и поэтому тема текста близка и понятна мне.
Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).
Проблема … не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …
Ключевые фразы к научно-популярному тексту:
На уроках … я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).
О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).
Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких
известных …, как …
Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что …
Признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст … заинтересовал меня, я узнал много нового о…
Ключевые фразы к тексту:
Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о …
Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что)
Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.
Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о …
Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту
Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.
Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.
1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.
2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.
3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.
Как готовиться к итоговому сочинению . Алгоритм.
Например,сочинение о войне.
1. Прочитайте (где найдёте, на разных сайтах их много) примерные темы внутри выбранного направления и разбейте их на группы. В направлении про войну их получается несколько (8)
1) война - это трагедия ( любое произведение о войне)
2) подвиг, мужество, героизм на войне(любое произведение о войне)
3) патриотизм. (любое произведение о войне)
4) любовь на войне ( Астафьев «Пастух и пастушка») ( Распутин «Живи и помни), (Лавренёв «Сорок первый»)
5)женщина и война (Б.Васильев «А зори здесь тихие»)
6)дети на войне (Толстой «Война и мир» Петя Ростов на войне),(Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете») (Быков «Сотников»- девочка Бася , её судьба)
7)милосердие, гуманность, нравственная высота русского воина на войне («Астафьев «Пастух и пастушка»)( Кондратьев « Сашка»)
8) Война в тылу. (Закруткин «Матерь человеческая»)
2.Напишите "базовое" сочинение на одну конкретную тему. Примерный алгоритм:
вступление ; "1-ый аргумент"( личное мнение); "2-ой аргумент"( анализ произведения (или пересказ) - заключение.
Анализ – это оценка ситуации в соответствии с темой.
3.Из базовых частей сочинений можно составлять совершенно разные тексты. Нужно только уметь расставлять акценты. Как это сделать?
3.1. Нужно заготовить несколько вступлений разного типа которые будут содержать постановку проблем для каждой группы.
3.2Теперь работаем с текстом. Как правило, в каждой хорошей книге про войну есть материал для каждой группы тем. Но можно сделать ещё проще: одному и тому же эпизоду можно дать различные оценки в зависимости от темы. Например, если герой погибает при выполнении задания, то это и заслуживает похвалы (героизм, патриотизм), и негативной оценки (война забирает лучших людей).
Когда пишете, не ленитесь перечитывать сочинение после каждого абзаца, лучше шёпотом (а не про себя). Это помогает не сбиться с темы и вовремя заметить тавтологию.
4.С заключением - всё как обычно. Повторяете основные мысли, обобщаете.
Ещё одно сочинение – рассуждение.
Композиция сочинения-рассуждения
Вступление
Собственное рассуждение, ответ на вопрос
Литературные аргументы (развернутые: пересказ-анализ, смысловой анализ, комплексный анализ)
Выводы
Примерное сочинение .
Почему мы победили?
1.Вступление
История человечества насчитывает немало войн. Но войны, подобной Великой Отечественной, люди не знали никогда. Суровым испытанием стала она для всего русского народа, который поднялся на борьбу с фашизмом за независимость Родины и выстоял, победил. Что же помогло нашему народу выстоять? Только ли благодаря силе оружия мы разгромили врага? (48 слов)
2. Собственное рассуждение
Я думаю, что в ходе войны не все было подвластно грубой и безжалостной силе. На мой взгляд, существовало нечто более могущественное, чем сила оружия, определившее исход войны. Это «нечто» - нравственное превосходство русских солдат над фашистами. Несмотря на страшные испытания, выпавшие на долю наших солдат в ходе второй мировой войны, многие из них не ожесточились, не превратились в зверей, а сохранили в себе доброту и человечность, оказались духовно выше и чище гитлеровцев. Возьмем, например, отношение к пленным. Русские солдаты в боях безжалостно уничтожали врага. Но на место жестокости приходят презрение и жалость после того, как враг перестает быть врагом, сложив оружие к ногам победителей. (100 слов)
3. Аргументы. В литературе мы найдем немало примеров, доказывающих это. В произведении В.П.Астафьева «Пастух и пастушка» есть такой эпизод. (17 слов)
Читаем и анализируем отрывок из произведения В.Астафьева «Пастух и пастушка»
(1)Одно желание было у Бориса: скорей уйти из этого разбитого хутора подальше и увести с собою остатки взвода.(2)Но не всё ещё перевидел он сегодня.(3)Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: чёрное, костлявое, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно шёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали что-то и грелись.— (6)Греетесь, живодёры! — глухо произнёс солдат и начал срывать через голову ремень автомата. (7)Сбил шапку на снег, автомат запутался в башлыке маскхалата, он рванул его, расцарапав пряжкой ухо.— (8)Я вас нагрею! (9)Сейчас, сейчас... — (10)Солдат срывающимися пальцами поднимал затвор автомата.
(11)Борис кинулся к нему и не успел. (12)Брызнули пули по снегу, один простреленный немец забился у костра, а другой рухнул в огонь. (13)Вспугнутым вороньём загорготали пленные, бросаясь врассыпную. (14)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его самой землёю, скаля зубы, что-то дико орал и слепо жарил куда попало очередями.— (15)Ложись! — (16)Борис упал на одного из пленных, вдавил его в снег. (17)Патроны в диске кончились. (18)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (19)Пленные бежали из дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (20)Борис вырвал из рук солдата автомат, схватился с ним, оба упали. (21)Солдат шарил по поясу, искал гранату - не нашёл, разодрал маскхалат на груди.
— (22)Маришку сожгли-и-и! (23)Селян всех... (24)Всех загнали в церковь. (25)Всех сожгли-и-и! (26)Мамку! (27)Крёстную! (28)Всех!.. (29)Всю деревню... (30)Я их тыщу... (31)Тыщу кончу! (32)Резать буду, грызть!..
— (33)Тихо, друг, тихо! — (34)Солдат перестал биться, сел на снегу, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными. (35)Он разжал кулаки, так сильно стиснутые, что от ногтей остались красные вмятины на ладонях, облизал искусанные губы, схватился за голову, уткнулся лицом в снег и зашёлся в беззвучном плаче.
(36)А в ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.
(37)И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки. (38)Старший сержант с наискось перевязанным лицом и наплывающими под глаза синяками послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.
— (39)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (40)Поморозился весь! (41)Кто кормить-то будет семью твою? (42)Фюрер? (43)Фюреры, они накормят!..
(44)А бойца в маскхалате увели. (45)Брёл он, спотыкаясь, вниз опустив голову, и всё так же затяжно, беззвучно плакал.(46)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструмент. (47)Легко раненный немец, должно быть, из военных медиков, услужливо и сноровисто начал обихаживать раненых.(48)Врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому: «(49)Не ори! (50)Не дергайся! (51)Ладом сиди! (52)Кому я сказал, ладом!»
(53)И раненые, хоть наши, хоть чужие, понимали его, слушались, замирали, сносили боль, закусывая губы.
(54)Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую портянку, висевшую у припечка, делал козью ножку из легкого табака. (55)Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, клочков одежды, осколков и пуль. (56)В корыте смешалась и загустела кровь разных людей.
Почему солдат начал стрелять по пленным? (Обезумел от горя, потерял всех родных, близких, односельчан)
Понятно ли нам, читателям, состояние солдата?
Почему Борис закрывает врага своим телом? (Несмотря на страшные преступления вражеских захватчиков, русские солдаты не должны убивать пленных)
Как относились к пленным русские солдаты? (Русские солдаты по-человечески относились к пленным немцам, давали им возможность согреться, утолить голод и получить медицинскую помощь, так как пленные – «тоже люди».)
Желая отомстить за погибших родных и близких, обезумевший от горя русский солдат начинает стрелять по пленным немцам. Нам, читателям, понятно его состояние и мы искренне сочувствуем ему. Но вправе ли он убивать пленных? Ответ на этот вопрос дает главный герой Борис, когда своим телом он закрывает пленного немца и останавливает стрелявшего солдата.
Не делает различий между своими и чужими военный врач, оказывая одинаковую медицинскую помощь и русским солдатам, и пленным немцам, потому что для него пленные – тоже люди, хотя и бывшие враги. (83 слова)
Приведу другой пример. В повести В.Кондратьева «Сашка» главный герой не расстреляет случайно взятого им в плен немца («этого гада»), не выполнит безрассудный приказ комбата, пребывающего в страшном состоянии ярости после гибели медсестры Катеньки. И напишет Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше, духовнее и чище. (95 слов)
Герои произведений В.Астафьева и В.Кондратьева не могут не вызывать восхищения и гордости за русского солдата, способного в бесчеловечных условиях войны остаться человеком и победить зло. (25 слов)
Всего в сочинении – 368 слов
Литература, ресурсы.
Богин Г.И. Типология понимании текста. – М.,2010
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.,2010
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни: в 2 ч. М.: ACT: Астрель, 2011. Ч. 1, 255 с.; Ч. 2, 189 с.
Лёвушкина О.Н. Методическая интерпретация лингвокультурологических характеристик текста на уроках русского языка. – М.,2011
Лёвушкина О.Н. Школьное сочинение в жанре характеристики текста. – М.,2011
http://fipi.ru\ege-i-gve-11\itogovoe -sochinenie-критерии проверки