Символы и образы еды в литературе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
65341543815
Символы и образы еды в культуре
Методическая разработка урока литературы
Хабаровск
2016
ОДОБРЕН
Методической комиссией
«Общественное питание»
Протокол №___________
От «__»__________ 2015
Председатель методической Заместитель директора по
комиссии работе научно – методической работе
________________/ Куделина А.С. / ___________/Третьякова Н.Ю./
Разработчик: Куделина А.С. – преподаватель русского языка и литературы КГА ПОУ «Хабаровский технологический колледж»
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………...………....4
Подготовительный этап………………………………………………...………...6
План-конспект занятия…………………………………………………...............7
Технологическая карта урока…………………………………………...............17
Методические рекомендации к проведению занятия………………………....24
Заключение…………………………………………………………………….....26
Список литературы…………………………………………………………...….27
Приложение…………………………………………………………………...….28
Пояснительная записка
Методическая разработка описывает методику подготовки и проведения открытого занятия по дисциплине ОДб «Литература» на тему «Образы и символика еды в культуре».
Данное занятие является уроком изучения новых знаний.
Литература тесно взаимосвязана со всеми направлениями жизни, в том числе и с профессиональной деятельностью человека. Поэтому необходимо более подробно объяснять обучающимся взаимосвязь разных предметов на учебных занятиях. Развитие устойчивого интереса к будущей профессии – одна из важных задач для преподавателей общеобразовательных дисциплин. Обучающиеся должны обращать внимание, что полученные знания они могут использовать в своей профессиональной деятельности, поэтому преподаватель подготовил предлагаемое занятие в рамках проведения в колледже «Недели кулинарии»
Цель данного открытого занятия – мотивировать познавательную деятельность обучающихся, стимулировать их творческое начало, что способствует повышению качества образования, а также закрепить теоретические знания и практические умения, полученных на занятиях литературы.
Методическая разработка содержит следующие разделы: пояснительная записка, подготовительный этап, план-конспект занятия, технологическая карта занятия, методические рекомендации к проведению занятия, заключение и список литературы.
В разделе «Подготовительный этап» подробно излагается подготовительная работа по организации урока, описывается деятельность самого преподавателя и студентов, формируется порядок проведения урока, определяются способы достижения поставленных целей и задач.
План-конспект занятия отражает цели и задачи урока, вид и тип урока, межпредметные связи, наглядные пособия, раздаточный материал и технические средства обучения, содержит подробное описание занятия.
Технологическая карта отражает приемы и методы работы преподавателя с обучающимися.
Разработка предназначена для преподавателей общеобразовательного цикла.
Подготовительный этап
Процесс подготовки к открытому уроку по дисциплине «Литература» на тему «Образы и символика еды в культуре» состоит из следующих этапов:
Планирование преподавателем хода урока, определение его целей и задач. На этом этапе были разработаны элементы занятия и методы обучения, подобраны ситуационные задачи и темы для самостоятельных работ.
Подбор теоретического материала к уроку. При этом преподавателем изучалась художественная литература по теме, проводился поиск нужной информации в Internet.
Подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий.
Были использованы Internet – ресурсы и печатная литература для подготовки красочных слайдов по каждому вопросу, затем слайды скомпонованы в единую презентацию.
Подготовка раздаточного материала, ТСО. Условия ситуационных задач, рабочая тетрадь, словари распечатаны на форматной бумаге; проверено наличие оборудования: персонального компьютера, проектора, экрана.
Оформление кабинета: тексты художественных произведений, презентация
Работа со студентами. Рекомендовано найти пословицы и поговорки о еде, повторить план анализа литературного произведения.
План-конспект занятия
Тема: Образы и символика еды в культуре
Вид занятия: урок
Тип урока: интегрированный
Цели: Знакомство с произведениями 19 и 20 веков, описывающими еду с целью осознания роли данного образа; активизация познавательного интереса ученика к художественному произведению и личности автора.
Задачи: 1. Провести текстовый анализ отдельных произведений 19 и 20 веков с точки зрения композиционных приемов
2. Определить функциональность использования образов еды в произведениях
3. Развивать внимание к художественной детали в литературе
4. формирование навыков интерпретации художественного текста;
5. развитие воображения; эстетического вкуса;
6. формирование опыта углублённого прочтения текста;
7. развитие навыков мыслительных операций;
8. умение сравнивать, анализировать, обобщать;
9. опираясь на текст, делать выводы.
Межпредметные связи: русский язык, мировая художественная культура
Ход занятия
Преподаватель :У каждого человека существуют определенные потребности, которые мы испытываем ежедневно. В середине 20 века исследователем Абрахамом Маслоу была произведена систематизация потребностей, которая представляла собой пирамиду. В основании всех человеческих потребностей лежала физиология, т.е. первичные потребности человека. Давайте подумаем, какие это могут быть потребности
Обучающиеся: есть, пить, справлять нужду, сексуальная потребность и пр..
Преподаватель : Самой главной потребностью, без которой человеку не выжить – это утоление голода. И самый главный вопрос, который встает перед каждым человеком на определенном этапе его жизни, заключен в следующем: мы едим, чтобы жить, или живем, чтобы есть? Взгляните на это высказывание и дайте предположение, какую проблему на необходимо будет разрешить?
Обучающиеся : определить, что важнее, понять роль еды в жизни человека.
Преподаватель: Культура, и литература в том числе, – это отражение человеческой жизни, поэтому образы еды часто появляются в произведениях. Под образом мы будем понимать следующее:
Запись на доске «Образ — визуальный образ, зрительный образ, изображение».
Преподаватель: Наши далекие предки высоко ценили еду. Еда являлась важной составляющей семейно-родовых и календарных обрядов и в народной культуре регламентировалась социальными нормами и правилами. Любой прием пищи подчинялся жестким правилам, отступление от которых наказывалось хозяином дома. Еду уважали, относились к ней бережно. Свое отношение к еде славяне выразили в пословицах и поговорках, которые дошли до наших дней. Многие пословицы вам известны, сейчас ваша задача состоит в следующем. Вам необходимо вспомнить, как выглядят пословицы и поговорки целиком и вставить пропущенные слова. После того, как вы восстановите облик пословиц, вам необходимо будет сделать вывод относительно роли еды в жизни человека (прокомментировать пословицу). Приложение № 1(5 мин)
Далее, следует взаимопроверка в группах, учащиеся сравнивают свои ответы с эталоном. Каждая пословица комментируется.
Преподаватель: К каким выводам мы можем прийти относительно роли еды в жизни человека?
Обучающиеся: еда украшает жизнь человека, помогает в работе, необходима для жизни, лечит, дарит здоровье, дарит наслаждение.Преподаватель:Отношение к еде в культуре не было постоянным. Оно постоянно изменялось. И В эпоху классицизма, где героями произведений становились правители, ученые мужи, рыцари. И в эпоху романтизма и сентиментализма, где герои старались уйти из этого пошлого мира в мир лучший, появление образов еды считается низким, недостойным. Это удел простых людей, не обремененных ни талантами, ни тонко чувствующей душой.
Однако к 17 веку наметились некоторое изменение к еде и ее изображению. Голландские художники создают новый особенный жанр, где главными образами для картин становятся продукты. Новый жанр получил название - натюрморт.
Запись на доске: Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие отпортретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Преподаватель: Голладцы стали первыми, кто преуспел в данном жанре. Целью своих работ они ставили не просто изображение еды такой, какая она есть, предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию
Запись на доске: Аллего́рия (от HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Древнегреческий язык"др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.
Преподаватель :зритель не просто любуется картиной, но и обязан разгадать зашифрованное послание, которое оставляет для него художник.Чтобы зрители могли разгадать послание, стали выпускаться особые брошюры с комментариями. На столах у вас находятся брошюры, которые помогут вам понять тайный смысл картин. Просмотрите словарь и ответьте на вопрос, что могло стать символом в натюрморте? Найдите и укажите положительные и отрицательные символы? Картины писались всегда для конкретного заказчика, можно ли, на ваш взгляд, по тому, что было изображено на картине, дать характеристику владельцу картины? (приложение № 2)
Обучающиеся работают со словарем и высказывают свои предположения.
Преподаватель: попробуем и мы разгадать тайное послание, зашифрованное в работе ЯнаДавидса де Хема «Роскошный натюрморт с попугаем» 1660
Обучающиеся вместе с учителем отмечают ключевые образы. Обращают внимание на размеры (чем крупнее, тем важнее), место предметов в композиции (передний, задний план и пр.). Приходят к выводам.
Преподаватель : мы не только насладились замечательным натюрмортом, но и смогли чуть лучше понять и настроение художника и его отношение в заказчику картины. Теперь вы самостоятельно попробуйте дать толкование образам, которые вы увидите на полотнах еще одного голландского художника – мастера натюрмортов А.Бейнерена Обучающиеся: самостоятельно класс делится на 3 группы, анализируют 3 разные работы. Далее, свою характеристику они оформляют на листах и дают представление своей работы. 10 мин+ 10 мин
На доске:
Бейерен Абрахам ван (1620 г. - 1690 г.) - голландский художник эпохи барокко. Он известен своими богатыми натюрмортами. Родился в Гааге, работал последовательно в Лейдене, Гааге, Амстердаме, Гуде и Ouerschie, где и умер в 1690 году. Он был основателем гильдии художников в Гааге. В 1640 году он был принят также в Делфтскую гильдию. Мало что известно о личной жизни Абрахама ванБейерена. Он писал натюрморты. Самые успешные года его карьеры - это время работы в Гааге, благодаря этим работам он стал известным живописцем. В 1640-х годах он писал преимущественно морские пейзажи. В 1650-ые и 1660-е годы он рисует китайский фарфор, стекло, серебро и фрукты. Также он написал ряд цветочных пейзажей.к сожалению, ванБейерен подписывал свои полотна лишь монограммой AVB и не указывал дат своих произведений, поэтому трудно было установить хронологию его работ.
Учитель: Вывод, который мы можем с вами сделать, будет заключен в следующем: еда несет под собой определенный символ.Как вы думаете, почему именно еда начинает изображаться с символическим подтекстом?
Учащиеся: с едой человек сталкивается каждый день и чаще всего, еда объединяет всех).Постепенно после живописи символизм в изображении еды проникает и в литературу.
Учитель:Влитературного произведения описание еды было одной из главных сложностей для писателя. Существовало мнение, что мастерство проявлялось в описании 2 вещей: любовной сцены и при описании обеда. Причем, описание не должно было вызвать скуку у читателя. Русские писатели 19-20 века отличались особым талантом в изображении еды на страницах произведения.
Сегодня нам необходимо будет определить функции, которые выполняет еда в литературе. Существует 3 основные функции изображения еды в литературе, которые тесно взаимосвязаны между собой. Попробуем вместе определить эти функции, в этом нам помогут фрагменты произведений из произведений русских писателей 19-20 века.
Чтобы выделить первую функцию познакомимся с небольшим фрагментом из 2 тома поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя, в этой части был представлен первый русский обжора – Петр Петрович Петух.(приложение № 3)
Читаем фрагмент и отвечаем на вопросы:
Найдите и зачитайте описание П.П. Петуха (как выглядит, что его интересует)
Что составляет интерес жизни Петуха, о чем он говорит в данном фрагменте. Приведите цитаты из текста.
Какое блюдо заказывает П.П. Петух на ранний завтрак для отъезжающих гостей. Зачитайте его описание.
(10 мин)
Преподаватель :Главный интерес всей жизни Петуха составляет еда, наслаждение потреблением. А блюдо, которое будоражит даже засыпающего Чичикова – кулебяка.
Что это за блюдо – кулебяка?
Обучающиеся : Кулебя́ка (Кулебяк) — один из видов закрытого пирога со сложной начинкой, традиционное русское блюдо. Основное отличие кулебяки от традиционных пирогов — сложная начинка. Она состоит из нескольких видов фарша, уложенных последовательно и разделённых между собой тонкими, как правило, пресными блинчиками для предотвращения смешивания. Таким образом, при вертикальном разрезе в каждой порции кулебяки оказываются все виды начинки.Другое главное отличие кулебяки от других пирогов — соотношение начинки к общему весу: в кулебяке она составляет более половины всего веса, в то время как обычно в пирогах — менее половины. При этом тесто должно быть достаточно тонким и прочным одновременно, так как его основное предназначение — ёмкость для начинки.)Преподаватель :Н.В. Гоголь – писатель неимоверного таланта, не зря создает образ кулебяки на страницах произведения.
Не случайно кулебяка на 4 угла, это не просто национальное русское блюдо – это также и отражение образа национального характера, мировоззрения. Кулебяка внешне напоминает пирамиду, которая является символом мироздания. Чем наполнено мироздание Петуха? Найдите, чем просит наполнить кулебяку?:
Учащиеся: рыба – символ жизни, каша – изобилие, овощи – богатство, молоки – плодородие, продолжение рода.Учитель:Определим, какой будет жизненный путь Петуха и его наследников Николаши и Алексаши, которые уже в детском возрасте мечтают о кондитерских. С помощью чего мы с вами смогли сделать выводы о жизни Петуха?
Учащиеся: с помощью описания еды.
Учитель:Т.О. 1 функция еды в произведениях – личностная характеристика героя (его мировоззрения, образа жизни)
Еще одним обжорой в русской литературе является Илья Ильич Обломов, даже умирает он от ожирения сердца, настолько еда заменяет ему все наслаждения и радости в жизни.
Скажите, волнует ли героя еще что-то помимо еды?
Что мы можем сказать о человеке, который зациклен только на потреблении (ограничен).
2 ф-я изображения еды в романе ярко представлена в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Функция еды в нем следующая. С помощью блюд, которые употребляют герои во время обеда, внимательный читатель может предположить, что произойдет в произведении дальше.
Стива Облонский, брат Анны Карениной, приглашает своего друга Левина на обед. Левин только что из деревни и прибыл в город, чтобы просить руки Кити Щербатской.
Зачитайте сцену обеда и выпишите те блюда, которые съели Облонский и Левин.
Какая еда ближе к Левину, о чем это говорит?(Приложение № 4)
Впервые ли Стива Облонский так обедает? (Нет, постоянный заказ)
Меню Облонского и Левина:
Определим символику этих блюд:
Устрицы – символ плотских любовных наслаждений
Суп прентаньер, (суп с кореньями) – весенний суп, расцвет чувств
тюрбосос Бомарше, (рыба под майонезным соусом) – пресная рыба под неправильным жирным соусом (сильный человек в чуждой среде)
пулард а лестрагон, (курица с травами) – лестрагон (афродизиак, пробуждает чувственность)
маседуан де фрюи.(фруктовый салат, македонский) – символ стойкого духа, радостей любви.
Консервированные фрукты – ушедшая любовь
Соотнесите блюда с сюжетной линией романа, согласны ли вы с тем, что обед и блюда, выбранные Облонским действительно подготавливают читателя к подобным обстоятельствам.
На доске:
Замужняя Анна Каренина, никогда не любившая своего мужа, встречает молодого военного Алексея Вронского, поддавшись ухаживаниям, она изменяет мужу.
Короткие отношения между Карениной и Вронским перерастают в серьезное чувство, им сложно скрыть свои отношения, однако, несмотря на осуждения своих знакомых продолжают быть любовниками.
Страсть Анны к Вронскому даже перерастает ее материнскую любовь к сыну. Она уходит от мужа и оставляет ребенка с ним. Сама же она рада чувствовать себя любимой рядом с Алексеем Вронским.
Постепенно страсть уходит, Анна чувствует себя нелюбимой, она страдает от разлуки с сыном. Не желая мириться с холодностью Вронского, Анна бросается под поезд, чтобы избавиться от сердечных мук.
После смерти Анны, Вронский долго страдает и не может пережить смерть возлюбленной. В конечном итоге он решается поехать на Балканский полуостров, чтобы участвовать в войне, где, скорее всего и погибнет.
Обратите внимание, что «Анна Каренина» - это 1 модернистский роман, роман с особым подтекстом. Как в последствии и литература 20 века. Отчитателя требуется большая внимательность, чтобы уловить сложные загадки, которые автор оставляет на страницах своего произведения.
Последняя, 3 ф-я изображения еды в произведении. Очень ярко представлена в просмотренном нами мультфильме. Как мы узнаем, что происходит в жизни героя?
Обучающиеся : по изменению рациона.
Преподаватель : Именно с помощью еды читатель может идентифицировать себя с героем. Представить себя на его месте. Каждое блюдо вызывает у нас определенное чувство: радости, страха, отторжения или желания. И чувство голода, потребность насытиться испытывал каждый человек. Именно играя на чувствах читателя авторы создают особый колорит для своего произведения. Одно из великих произведений 20 века по праву можно считать рассказ А.И, Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В рассказе описана эпоха жестоких сталинских репрессий. О жизни человека в концлагере и идет речь в этом произведении. Иван Денисович, как и все героя рассказа, отбывали свой срок за преступления, которые они не совершали. Самое главное чувство, которое осталось у этих людей, за годы жизни в концлагере – это голод. Сильный голод, который ничем невозможно заглушить.
Прочитайте фрагмент, ответьте на вопросы:
Что получил И.Д. за помощь Цезарю Марковичу?
Что становится мерилом счастья у заключенного?
Можно ли осуждать героя за то, что он счастлив, что он может насладиться едой, находясь в заточении?(Приложение № 5)
Работа с фрагментами текста. Самостоятельное чтение, выборочное чтение вслух, устные ответы на вопросы с записью важных моментов в тетрадь.
Преподаватель: Итак, к каким выводам мы можем прийти, завершая занятие по образам еды в художественной культуре?
Назовите основные функции еды в произведениях культуры?
Какое место занимает еда в жизни человека?
Одним из смертных грехов является чревоугодие. Как вы думаете, почему?
Почему именно еда получает дополнительное символическое толкование в художественной культуре? Какие символы вы запомнили, отметили для себя?
Обучающиеся , пользуясь записями в тетради, дают ответы на вопросы.
Преподаватель :Так как мы разрешим проблему, которую поставили для себя на занятии: «Мы живем, чтобы есть, или едим, чтобы жить?». Как эту дилемму разрешают для себя русские писатели?
Предположения обучающихсяКонечно, еда – это важный элемент в жизни каждого человека, но нельзя превращать еду в смысл жизни, потому что чревоугодие, подчинение своим низменным инстинктам ,убивает в тебе человека.
Домашнее задание: найдите меню Онегина и Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин». Сравните их. Предположите, могли ли эти герои быть вместе, обращая внимание только на их рацион.
Выставление отметок за занятие, комментирование работы учащихся
Технологическая карта занятия
Профессия 19.01.17 – Повар,кондитерТема занятия: Образы и символика еды в культуре
Тип занятия: занятие, направленное на усвоение новых знаний, с элементами исследовательской деятельности.
Оборудование: ПК, мультимедиа, экран, раздаточные листы
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся группы, для которой проектируется занятие:
предметные УУД: - Знакомство с произведениями культуры, описывающими еду с целью осознания роли данного образа
познавательные УУД: активизация познавательного интереса ученика к художественному произведению и личности автора
личностные УУД: умеют ставить цели, осознают свои возможности, отражают личностную позицию.
регулятивные: умеют регулировать свои действия, могут взаимодействовать с группой, преподавателем
коммуникативные УУД: умеют работать в группе, выражать свою точку зрения, сотрудничать с преподавателями и одногруппниками.
Цели занятия, как планирующий результат обучения планируемого уровня достижения целей:
Виды планируемых учебных действий Учебные действия Формируемые элементы ОК Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные 1.Провести текстовый анализ отдельных произведений культуры с точки зрения композиционных приемов
2. Определить функциональность использования образов еды в произведениях ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
1 уровень – узнавание
1 уровень – выполнение действий по алгоритму под руководством преподавателя
Регулятивные Планирование и осуществление учебной деятельности
Осуществлять самостоятельный поиск информации ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 2 уровень – выполнение самостоятельных действий по алгоритму
Познавательные Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, информационных карточек
Устанавливать причинно-следственные связи между образами и символьной трактовкой еды.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. 2 уровень - выполнение самостоятельных действий по алгоритму
Коммуникативные Умение вести учебное сотрудничество на занятии с преподавателем, одногруппниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. 1 уровень – выполнение действий по алгоритму под руководством преподавателя
2 уровень - выполнение самостоятельных действий по алгоритму
Личностные 1.развитие воображения; эстетического вкуса;
2. формирование опыта углублённого прочтения текста;
3. развитие навыков мыслительных операций; 4.умение сравнивать, анализировать, обобщать ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. 2 уровень - выполнение самостоятельных действий по алгоритму
Технологическая карта занятия
Этапы занятия, время этапа занятия Задачи этапа занятия Методы и приемы, формы обучения Действия преподавателя Действия обучаемого Универсальные учебные действия Элементы ОК Планируемый результат
Орг.момент – 2 мин. Организовать обучающихся.
Самоопределение обучающихся к деятельности на занятии Фронтальная Проверка списочного состава и готовность обучающихся к занятию - Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные:
способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на занятии
ОК 2 Проверка готовности обучающихся к занятию
Актуализация знаний – 5 мин. Систематизировать имеющиеся знания у обучающихсяБеседа Объяснение задания 1.На основании пирамиды А,Маслоу сделать предположение о важнейших человеческих потребностях
2. Определить цель занятия. Личностные:
осознание своих возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе.
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу. ОК 2
ОК 4
ОК 5 Умение вформулировать цели и задачи занятия.
Мотивация (встреча с проблемой) – 10 мин. Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме
Постановка проблемы занятия
Рассказ об отношении к еде на Руси Отношение к еде древние славяне выразили в пословицах и поговорках Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.1.Заполнить пробелы в пословицах.
2. Сделать вывод относительно роли еды в обществе Личностные:
осознание своих возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе.
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
ОК 4 Умение оценивать поставленную задачу.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений о заявленных объектах.
Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;
Изложение нового материала. Образы еды в культуре и ее символика - 25 мин Организовать осмысленное восприятие нового материала Рассказ, демонстрация наглядных материалов Дать определение терминам «Образ», «Натюрморт», «Аллегория»
Описание изменений к еде в разные культурные эпохи (классицизм, романтизм, реализм).
Характеристика голландского натюрморта и его символического подтекста
Запись терминов в тетради.
Работа со словарем символов по предложенному списку вопросов: 1.что может быть символом в натюрморте?2.Найдите и укажите положительные и отрицательные символы.3 можно ли по картине дать характеристику ее владельцу?
Совместно с преподавателем проводится анализ работы Яна Давидса де Хема «Роскошный натюрморт с попугаем» 1660 Предметные:
Дать определения новым понятиям темы;
Личностные:
Осознание собственных возможностей
Регулятивные:
Определять цель учебной деятельности самостоятельно и с помощью преподавателя, искать средства ее осуществления.
Познавательные:
Систематизация и обобщение нового материала;
Определение элементов ЯР.
Коммуникативные:
Работать индивидуально и в группе: находить общее решение;
Формулировать, аргументировать свое мнение ОК 2
ОК 4
ОК5
ОК6Владеть основными физическими понятиями по новой теме.
Обобщать полученную информацию.
Умение читать представленную схему
Фиксировать полученную информацию о символах и образах
Умение осуществлять самооценку.
Практический этап.
1)Анализ натюрмортов голландских художников – 20 мин
2) Анализ образов еды в литературе. – 25 мин. Систематизировать материал в тетрадь
Организовать осмысленное восприятие новой информации Самостоятельная работа с источником Организовать работу обучающихся с источником.
Определение функций изображения еды в литературе:
Личностная характеристика героя; «сюжетостроительня», идентификация читателя с героем Самостоятельно выполнить анализ работ А.Бейерена по группам .Чтение фрагментов произведений русских писателей
Н.В.Гоголь «Мертвые души» (2 том) «Обед у Петра Петровича Петуха».
Л.Н. Толстой «Анна Каренина» «Меню обеда Стивы Облонского».
А.И.СОлженицын «Один день Ивана Денисовича» «Подарок от Цезаря Марковича»
Предметные: анализ образов еды в живописи и в литературном произведенииРегулятивные:
Организация собственной деятельности
Личностные:
Осознание собственных возможностей
Коммуникативные:
Сотрудничество с педагогами, одногруппникамиОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6 Называть сферы деятельности применения ядерной энергии.
Систематизировать новый материал
Понимать символику образов еды в голландских натюрмортах.
Давать ответы на вопросы, ориентируясь на текст художественного произведения.
Рефлексивно-оценочный этап
2 мин. Осмысление процесса результата деятельности Беседа с обучающимися.
Оценивают психологическое состояние группы
Записывают домашнее задание Познавательные: выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать
Личностные:умение провести самооценку и организовать взаимооценкуКоммуникативные:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. ОК 2
ОК 6 Оценка степени достижения цели
Умение вести диалог с преподавателем и однокурсниками.
Методические рекомендации к проведению занятия
Особенность организации данного открытого занятия в том, что уже на подготовительном этапе обучающиеся участвуют в подборе материала, его компоновке, что позволяет сформировать у них ответственность за проведение занятия. Немаловажным является интенсивное использование ПК, в том числе Internet – ресурсов, это формирует техническую и информационную культуру обучающихся, расширяет их кругозор.
Во время организационного момента преподаватель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку (наличие тетрадей, учебников, раздаточного материала); также проверяет наличие необходимых ТСО и наглядных пособий.
Сообщается тема, цели, структура занятия – это делается для восприятия целостности урока обучающимися, дисциплинирует их.
Данный урок является интегрированным, после организационного момента следует повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изучаемого на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы.
В качестве метода контроля используется беседа, что позволяет за короткий промежуток времени оценить учащихся.
Следующим этапом является самостоятельная групповая работа по предложенным вопросам и заданиям.
Этап закрепления полученных знаний проходит в несколько этапов. Сначала преподаватель задает обучающимся вопросы по картинам или художественным фрагментам, которые они вместе обсуждают и находят решение. Этот дискуссионный метод требует активной мыслительной деятельности учащихся, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний.
Далее группа делится на 5 микро-групп. Каждая микро-группа получает задания в виде фрагмента картины. Необходимо проанализировать символику художественного произведения, все характеристики заносят в специальные таблицы.
В конце урока преподаватель подводит итоги урока: анализирует ответы студентов, выставляет отметки, делает выводы о результате занятия, задает домашнее задание.
Заключение
Разнообразие методов обучения создает у обучающихся интерес к самой учебно – познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям. Развивается умение выступать публично, выстаивать перед лицом критики, не бояться высказывать свое мнение, что представляется очень ценным качеством современного специалиста. Темы, раскрывающие профессиональные компетенции будущих поваров, кондитеров, заинтересовывают ребят, позволяют развить устойчивый интерес к общеобразовательным дисциплинам. Связь литературы и мировой художественной культуры, вкупе с кулинарной тематикой позволяет находить обучающимися межпредметные связи и использовать полученные знания как в профессиональной, так и в повседневной жизни.
Список литературы
1.Гоголь Н.В. Мертвые души: [Электронный ресурс] // URL:HYPERLINK "http://www.ilibrary.ru/text/78/p.1/index.html"www.ilibrary.ru/text/78/p.1/index.html (дата обращения: 10.08.2015)
2.Толстой Л.Н. Анна Каренина: [Электронный ресурс]// URL:rvb.ru/tolstoy/01text/vol_8/0031_1.htm (дата обращения 11.05.2015)
3.Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича: [Электронный ресурс]// URL: www.lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/ivandenisych.txt (дата обращения: 10.08.2015)
4.Голландские мастера натюрморта: [Электронный ресурс]// URL: smallbay.ru/article/holland_still-life.html (дата обращения: 10.08.2015)
5.Пословицы и поговорки о еде: [Электронный ресурс]// URL: www.idealdomik.ru/.../deti-i.../poslovicy-i-pogovorki-pro-edu-i-pit.html (дата обращения: 10.08.2015)
Приложение 1
Раздаточные листы
Кто ест ______________, тот избавится от вечных мук.
Не будет __________________, не будет обеда.
За обедом _____________________- всему голова
Голод не тетка, _________________ не подсунет
Улица красна домами, а стол ______________
Плох тот обед, когда _________ нет
________ да _______ - пища наша.
Не _________ единым жив человек.
________________ не клин, брюха не испортит.
_________________ маслом не испортишь.
Слова для вставки: хлеб, пирожок, соль, блин, кашу, хлеб, лук, пирогами, щи, каша, хлеб.Приложение 2
Словарь символов к натюрмортам
ЦВЕТЫ
ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов –символы скромности и чистоты;
крупный цветок в центре композиции - «венец добродетели»;
осыпавшиеся лепестки возле вазы – знаки бренности;
увядший цветок – намек на исчезновение чувства;
ирисы – знак Богородицы;
белые розы – платоническая любовь и символ чистоты;
красные розы – символ страстной любви и символ Богородицы;
красные цветы – символ искупительной жертвы Христа;
белая лилия не только прекрасный цветок, но и символ непорочности Девы Марии;
голубые и синие цветы – напоминание о небесной лазури;
чертополох - символ зла;
гвоздика – символ пролитой крови Христа;
мак – аллегория сна, забвения, символ одного из смертных грехов – лености;
анемон – помощь в болезни;
тюльпаны – символом быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий; тюльпан также символизировал любовь, сочувствие, взаимопонимание;
белый тюльпан – ложная любовь,
красный тюльпан – страстная любовь (в Европе и Америке тюльпан ассоциируется с весной, светом, жизнью, красками и считается уютным приветливым цветком, в Иране, Турции и других странах Востока тюльпан связан с чувством любви и эротикой).
ФРУКТЫ, РАСТЕНИЯ
зрелые плоды – символ плодородия, изобилия, богатство и благосостояния;
гранат – символ воскресения, символ целомудрия;
вишня – « райская ягода», символизирует мягкость натуры, доброту человека;
земляника – символ праведности и трудолюбия;
оливка – символ мира;
лимон – предательство, чувственные наслаждения;
яблоки, персики, апельсины, инжир, сливы напоминали о грехопадении;
виноградная кисть – напоминала об искупительной жертве Спасителя за грехи человечества и свидетельствовала о наступлении осени;
белый и черный виноград символизировали кровь и воду, истекавшие из раны Христа при распятии;вино в бокале или кувшине олицетворяло жертвенную кровь Христа;
гнилые фрукты — символ старения.
Колосья пшеницы, плюща или лавра (редко) – символ возрождения и круговорота жизни.
ПОСУДА
стекло – символ хрупкости;
фарфор – чистота;
ступка и пестик – знаки мужской и женской сексуальности;
бутылка – символ греха и пьянства;
разбитая посуда – символ смерти;
кувшин и чаша - напоминание о Тайной вечере;
перевернутый или пустой бокал может обозначать пустоту или смерть, бокал, наполненный наполовину, означает умеренность;
нож – символ предательства, орудие пыток; напоминает об уязвимости человека и о его смертности; кроме того, это скрытое изображение мужской сексуальности;
серебряные сосуды – олицетворение богатства.
НАСЕКОМЫЕ, ПТИЦЫ…
птицы, бабочки и различные насекомые – знаки разных стадий земной жизни,олицетворении божественного круговорота, смерти и воскресения; порхающая бабочка – символ бессмертия души, воскресения;
рыба – раннехристианский символ;
живая улитка – олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, одного из смертных грехов;
заморские экзотические раковины – предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег, так же символ Венеры, символ паломничества; раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она так же обозначает смерть и бренность.
ПРЕДМЕТЫ
часы механические или песочные – напоминание о быстротечности жизни;
череп – напоминание о неизбежности смерти, символизирует бренность человеческой жизни;
колосья пшеницы, плюща или лавра - символы возрождения и круговорота жизни;
хлеб – символ тела Господа, в сочетании с вином – таинство Евхаристии;
мыльные пузыри – краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homobulla - «человек есмь мыльный пузырь»;
книги и географические карты, писчее перо — символы наук;
палитра с кистями, лавровый венок - символы живописи и поэзии;
античная скульптура – символ искусств;
портреты, анатомические рисунки, письма – символы общения;
медицинские инструменты - напоминание о болезнях и бренности человеческого тела;
кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — напоминание о женской красоте ипривлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия;
оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу;
короны, папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
Ключи – символизируют власть, дом;
руины – символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то;
кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) - знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни; равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность;
курительная трубка – символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений;
карнавальная маска – является знаком отсутствия человека; безответственного удовольствия;
зеркала, стеклянные шары – символы тщеславия, знак отражения, ирреальности;
музыкальные инструменты, ноты – краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств;
музыкальная труба или горн - ассоциации со славой.
Приложение 3
Фрагменты литературных текстов
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
«А вот мы скуку сейчас прогоним», сказал хозяин. «Бежи, Алексаша, проворней на кухню и скажи повару, чтобы поскорей прислал нам растегайчиков. Да где ж ротозей Емельян и вор Антошка? Зачем не дают закуски?»
Но дверь растворилась. Ротозей Емельян и вор Антошка явились с салфетками, накрыли стол, поставили поднос с шестью графинами разноцветных настоек. Скоро вокруг подносов и графинов обстановилось ожерелье тарелок со всякой подстрекающей снедью. Слуги поворачивались расторопно, беспрестанно принося что-то в закрытых тарелках, сквозь которые слышно было ворчавшее масло. Ротозей Емельян и вор Антошка расправлялись отлично. Названья эти были им даны так только для поощренья. Барин был вовсе не охотник браниться, он был добряк. Но русской человек уж любит прянное слово, как рюмку водки для сваренья в желудке. Что ж делать, такая натура: ничего пресного не любит.
Закуске последовал обед. Здесь добродушный хозяин сделался совершенным разбойником. Чуть замечал у кого один кусок, подкладывал ему тут же другой, приговаривая: «Без пары ни человек, ни птица не могут жить на свете». У кого два, подваливал ему третий, приговаривая: «Что ж за число два? Бог любит троицу». Съедал гость три, он ему: «Где ж бывает телега о трех колесах? Кто ж строит избу о трех углах?» На четыре у него была тоже поговорка, на пять — опять. Чичиков съел чего-то чуть ли не двенадцать ломтей и думал: «Ну, теперь
ничего не приберет больше хозяин». Не тут-то было: не говоря ни слова, положил ему на тарелку хребтовую часть теленка, жареного на вертеле, с почками, да и какого теленка!
«Два года воспитывал на молоке», сказал хозяин: «ухаживал, как за сыном».
«Не могу», сказал Чичиков.
«Вы попробуйте да потом скажите: не могу».
«Не взойдет, нет места».
«Да ведь и в церкви не было места. Взошел городничий — нашлось. А была такая давка, что и яблоку негде было упасть. Вы только попробуйте: этот кусок тот же городничий».
Попробовал Чичиков — действительно, кусок был в роде городничего. Нашлось ему место, а казалось, ничего нельзя было поместить.
«Ну, как этакому человеку ехать в Петербург или в Москву? С этаким хлебосольством он там в три года проживется в пух». То есть, он не знал того, что теперь это усовершенствовано: и без хлебосольства спустить не в три года, а в три месяца всё.
Он то и дело подливал да подливал; чего ж не допивали гости, давал допить Алексаше и Николаше, которые так и хлопали рюмка за рюмкой; вперед видно <было, на> какую часть человеческих познаний обратят внимание по приезде в столицу. С гостьми было не то: в силу, в силу перетащились они на балкон и в силу поместились в креслах. Хозяин, как сел в свое какое-то четырехместное, так тут же и заснул. Тучная собственность его, превратившись в кузнецкий мех, стала издавать, через открытый рот и носовые продухи, такие звуки, какие редко приходят в голову и нового сочинителя: и барабан, и флейта, и какой-то отрывистый гул, точный собачий лай.
«Эк его насвистывает!» сказал Платонов.
Чичиков засмеялся.
… «Ну, так по рукам! Едем!» сказал, оживясь, Платонов.
Они хлопнули по рукам. «Едем!»
«Куда! куда?» вскрикнул хозяин, проснувшись и выпуча на них глаза. «Нет, сударики! и колеса у коляски приказано снять, а вашего жеребца, Платон Михайлыч, угнали отсюда за пятнадцать верст. Нет, вот вы сегодня переночуйте, а завтра после раннего обеда и поезжайте себе».
Что было делать с Петухом? Нужно было остаться. Зато награждены они были удивительным весенним вечером. Хозяин устроил гулянье на реке. Двенадцать гребцов, в двадцать четыре весла, с песнями, понесли их по гладкому хребту зеркального озера. Из озера они пронеслись в реку, беспредельную, с пологими берегами на обе стороны, подходя беспрестанно под протянутые впоперек реки канаты для ловли.
Возвращались назад уже сумерками. …Месяц подымался, и начали озаряться потемневшие окрестности, и всё озарилось. Чудные картины. Но некому было ими любоваться. Николаша и Алексаша, вместо того, чтобы пронестись в это время перед ними на двух лихих жеребцах, в обгонку друг друга, думали о Москве, о кондитерских, о театрах, о которых натолковал им заезжий из столицы кадет. Отец их думал о том, как бы окормить своих гостей.
А за ужином опять объелись. Когда вошел Павел Иванович в отведенную комнату для спанья и, ложась в постель, пощупал животик свой: «Барабан!» сказал: «никакой городничий не взойдет!» Надобно такому стеченью обстоятельств, что за стеной был кабинет хозяина. Стена была тонкая, и слышалось всё, что там ни говорилось. Хозяин заказывал повару, под видом раннего завтрака, на завтрашний день решительный обед. И как заказывал! У мертвого родился бы аппетит.
«Да кулебяку сделай на четыре угла», говорил он с присасываньем и забирая к себе дух. «В один угол положи ты мне щеки осетра да визиги, в другой гречневой кашицы, да грибочков с лучком, да молок сладких, да мозгов, да еще чего знаешь там этакого, какого-нибудь там того. Да чтобы она с одного боку, понимаешь, подрумянилась бы, а с другого пусти ее полегче. Да исподку-то, пропеки ее так, чтобы всю ее прососало, проняло бы так, чтобы она вся, знаешь, этак растого — не то, чтобы рассыпалась, а истаяла бы во рту как снег какой, так чтобы и не услышал». Говоря это, Петух присмактывал и подшлепывал губами.
«Чортпобери, не даст спать», думал Чичиков и закутал голову в одеяло, чтобы не слышать ничего. Но и сквозь одеяло было слышно:
«А в обкладку к осетру подпусти свеклу звездочкой, да сняточков, да груздочков, да там, знаешь, репушки, да морковки, да бобков, там чего-нибудь этакого, знаешь, того растого, чтобы гарниру, гарниру всякого побольше. Да в свиной сычуг положи ледку, чтобы он взбухнул хорошенько».
Много еще Петух заказывал блюд. Только и раздавалось: «Да поджарь, да подпеки, да дай взопреть хорошенько». Заснул Чичиков уже на каком-то индюке.
На другой день до того объелись гости, что Платонов уже не мог ехать верхом. Жеребец был отправлен с конюхом Петуха. Они сели в коляску. Мордатый пес лениво пошел за коляской: он тоже объелся.
«Это уже слишком», сказал Чичиков, когда выехали они со двора.
Найдите и зачитайте описание П.П. Петуха (как выглядит, что его интересует)
Что составляет интерес жизни Петуха, о чем он говорит в данном фрагменте. Приведите цитаты из текста.
Какое блюдо заказывает П.П. Петух на ранний завтрак для отъезжающих гостей. Зачитайте его описание.
Л.Н. Толстой «Анна Каренина»
Зачитайте сцену обеда и выпишите те блюда, которые съели Облонский и Левин.
Какая еда ближе к Левину, о чем это говорит?
Впервые ли Стива Облонский так обедает?
Когда Левин вошел с Облонским в гостиницу, он не мог не заметить некоторой особенности выражения, как бы сдержанного сияния, на лице и во всей фигуре Степана Аркадьича. Облонский снял пальто и в шляпе набекрень прошел в столовую, отдавая приказания липнувшим к нему татарам во фраках и с салфетками. Кланяясь направо и налево нашедшимся и тут, как везде, радостно встречавшим его знакомым, он подошел к буфету, закусил водку рыбкой и что-то такое сказал раскрашенной, в ленточках, кружевах и завитушках француженке, сидевшей за конторкой, что даже эта француженка искренно засмеялась. Левин же только оттого не выпил водки, что ему оскорбительна была эта француженка. Он, как от грязного места, поспешно отошел от нее. Вся душа его была переполнена воспоминанием о Кити, и в глазах его светилась улыбка торжества и счастия.
— Сюда, ваше сиятельство, пожалуйте, здесь не обеспокоят, ваше сиятельство, — говорил особенно липнувший старый белесый татарин с широким тазом и расходившимися над ним фалдами фрака. — Пожалуйте шляпу, ваше сиятельство, — говорил он Левину, в знак почтения к Степану Аркадьичу ухаживая и за его гостем.
— Если прикажете, ваше сиятельство, отдельный кабинет сейчас опростается: князь Голицын с дамой. Устрицы свежие получены.
— А! устрицы.
Степан Аркадьич задумался.
— Не изменить ли план, Левин? — сказал он, остановив палец на карте. И лицо его выражало серьезное недоумение. — Хороши ли устрицы? Ты смотри!
— Фленсбургские, ваше сиятельство, остендских нет.
— Фленсбургские-то фленсбургские, да свежи ли?
— Вчера получены-с.
— Так что ж, не начать ли с устриц, а потом уж и весь план изменить? А?
— Мне все равно. Мне лучше всего щи и каша; но ведь здесь этого нет.
— Каша а ларюсс, прикажете? — сказал татарин, как няня над ребенком, нагибаясь над Левиным.
— Нет, без шуток; что ты выберешь, то и хорошо. Я побегал на коньках, и есть хочется. И не думай, — прибавил он, заметив на лице Облонского недовольное выражение, — чтоб я не оценил твоего выбора. Я с удовольствием поем хорошо.
— Еще бы! Что ни говори, это одно из удовольствий жизни, — сказал Степан Аркадьич. — Ну, так дай ты нам, братец ты мой, устриц два, или мало — три десятка, суп с кореньями...
— Прентаньер, — подхватил татарин. Но Степан Аркадьич, видно, не хотел ему доставлять удовольствие называть по-французски кушанья.
— С кореньями, знаешь? Потом тюрбо под густым соусом, потом... ростбифу; да смотри, чтобы хорош был. Да каплунов, что ли, ну и консервов.
Татарин, вспомнив манеру Степана Аркадьича не называть кушанья по французской карте, не повторял заим, но доставил себе удовольствие повторить весь заказ по карте: «Суп прентаньер, тюрбосос Бомарше, пулард а лестрагон, маседуан де фрюи...» — и тотчас, как на пружинах, положив одну переплетенную карту и подхватив другую, карту вин, поднес ее Степану Аркадьичу.
— Что же пить будем?
— А что хочешь, только немного, шампанское, — сказал Левин.
— Как? сначала? А впрочем, правда, пожалуй. Ты любишь с белою печатью?
— Каше блан, — подхватил татарин.
— Ну, так этой марки к устрицам подай, а там видно будет.
— Слушаю-с. Столового какого прикажете?
— Нюи подай. Нет, уж лучше классический шабли.
— Слушаю-с. Сыру вашего прикажете?
— Ну да, пармезан. Или ты другой любишь?
— Нет, мне все равно, — не в силах удерживать улыбки, говорил Левин.
И татарин с развевающимися фалдами над широким тазом побежал и чрез пять минут влетел с блюдом открытых на перламутровых раковинах устриц и с бутылкой между пальцами.
Степан Аркадьич смял накрахмаленную салфетку, засунул ее себе за жилет и, положив покойно руки, взялся за устрицы.
— А недурны, — говорил он, сдирая серебряною вилочкой с перламутровой раковины шлюпающих устриц и проглатывая их одну за другой. Недурны, — повторял он, вскидывая влажные и блестящие глаза то на Левина, то на татарина.
Левин ел и устрицы, хотя белый хлеб с сыром был ему приятнее. Но он любовался на Облонского. Даже татарин, отвинтивший пробку и разливавший игристое вино по разлатым тонким рюмкам, с заметною улыбкой удовольствия, поправляя свой белый галстук, поглядывал на Степана Аркадьича.
— А ты не очень любишь устрицы? — сказал Степан Аркадьич, выпивая свой бокал, — или ты озабочен? А?
Ему хотелось, чтобы Левин был весел. Но Левин не то что был не весел, он был стеснен. С тем, что было у него в душе, ему жутко и неловко было в трактире, между кабинетами, где обедали с дамами, среди этой беготни и суетни; эта обстановка бронз, зеркал, газа, татар — все это было ему оскорбительно. Он боялся запачкать то, что переполняло его душу.
— Я? Да, я озабочен; но, кроме того, меня это все стесняет, — сказал он. — Ты не можешь представить себе, как для меня, деревенского жителя, все это дико, как ногти того господина, которого я видел у тебя...
…И вдруг они оба почувствовали, что хотя они и друзья, хотя они обедали вместе и пили вино, которое должно было бы еще более сблизить их, но что каждый думает только о своем и одному до другого нет дела. Облонский уже не раз испытывал это случающееся после обеда крайнее раздвоение вместо сближения и знал, что надо делать в этих случаях.
— Счет! — крикнул он и вышел в соседнюю залу, где тотчас же встретил знакомого адъютанта и вступил с ним в разговор об актрисе и ее содержателе. И тотчас же в разговоре с адъютантом Облонский почувствовал облегчение и отдохновение от разговора с Левиным, который вызывал его всегда на слишком большое умственное и душевное напряжение.
Когда татарин явился со счетом в двадцать шесть рублей с копейками и с дополнением на водку, Левин, которого в другое время, как деревенского жителя, привел бы в ужас счет на его долю в четырнадцать рублей, теперь не обратил внимания на это, расплатился и отправился домой, чтобы переодеться и ехать к Щербацким, где решится его судьба.А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Что получил И.Д. за помощь Цезарю Марковичу?
Что становится мерилом счастья у заключенного?
Можно ли осуждать героя за то, что он счастлив, что он может насладиться едой, находясь в заточении?
Цезарь высунул руку наверх и положил ему два печенья, два кусочка сахару и один круглый ломтик колбасы.
-- Спасибо, Цезарь Маркович, -- нагнулся Шухов вниз, в проход. -- А
ну-ка, мешочек ваш дайте мне наверх под голову для безопаски. (Сверху на ходу не стяпнешь так быстро, да и кто у Шухова искать станет?)
Цезарь передал Шухову наверх свой белый завязанный мешок. Шухов
подвалил его под матрас и еще ждал, пока выгонят больше, чтобы в коридоре на полу босиком меньше стоять.
Но надзиратель оскалился:
-- А ну, там! в углу!
И Шухов мягко спрыгнул босиком на пол (уж так хорошо его валенки с портянками на печке стояли -- жалко было их снимать!). Сколько он тапочек перешил -- все другим, себе не оставил. Да он привычен, дело недолгое. Тапочки тоже отбирают, у кого найдут днем. И какие бригады валенки сдали на сушку -- тоже теперь хорошо, кто в тапочках, а то в портянках одних подвязанных или босиком.
-- Ну! ну! -- рычал надзиратель.
-- Вам дрына, падлы? -- старший барака тут же.
Выперли всех в ту половину барака, последних -- в коридор. Шухов тут и стал у стеночки, около парашной. Под ногами его пол был мокроват, и ледяно тянуло низом из сеней.
Выгнали всех -- и еще раз пошел надзиратель и старший барака смотреть-- не спрятался ли кто, не приткнулся ли кто в затемке и спит. Потому что недосчитаешь -- беда, и пересчитаешь -- беда, опять перепроверка. Обошли, обошли, вернулись к дверям.
- Первый, второй, третий, четвертый... -- уж теперь быстро по одному
запускают. Восемнадцатым и Шухов втиснулся. Да бегом к своей вагонке, да на подпорочку ногу закинул -- шасть! -- и уж наверху.
Ладно. Ноги опять в рукав телогрейки, сверху одеяло, сверху бушлат, спим! Будут теперь всю ту вторую половину барака в нашу половину
перепускать, да нам-то горюшка нет.
Цезарь вернулся. Спустил ему Шухов мешок. Алешка вернулся. Неумелец он, всем угождает, а заработать не может.
-- На, Алешка! -- и печенье одно ему отдал. Улыбится Алешка.
-- Спасибо! У вас у самих нет!
-- Е-ешь! У нас нет, так мы всегда заработаем.А сам колбасы кусочек -- в рот! Зубами ее! Зубами! Дух мясной! И сок мясной, настоящий. Туда, в живот, пошел. И -- нету колбасы.
Остальное, рассудил Шухов, перед разводом.
И укрылся с головой одеяльцем, тонким, не мытеньким, уже не прислушиваясь, как меж вагонок набилось из той половины зэков: ждут, когда их половину проверят.
Засыпал Шухов, вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. Ине заболел, перемогся.
Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.
Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов -- три дня лишних набавлялось...