Урок по музыке для 3 класса «Зерно интонации»

Этап, время
Содержание этапа
Обоснование


Деятельность учителя
Деятельность учащихся


Организация начала урока
1 мин
Вход под «Марш» С. С. Прокофьева. Учитель музыкально приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, фиксирует отсутствующих, организует внимание школьников.
Учащиеся входят в класс под музыку, приветствуют учителя музыкально, демонстрируют готовность к уроку, дежурный докладывает об отсутствующих на уроке.
Подготовка учащихся к работе на занятии, включение учащихся в учебную деятельность, настрой на психологическую готовность к общению.

Актуализация
знаний
4 мин
Учитель беседует с учащимися по следующим вопросам:
Под какое произведение вы вошли в класс?
Что это музыка выражает?
А что изображает?
Этот марш можно пропеть?
Какие интонации в верхнем регистре?

Какой шаг?
Какой можно сделать вывод?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Под «Марш» С. С. Прокофьева.

Бодрость, энергию.
Ритм шага.
Да можно.
Мелодические, интонации песни.

Уверенный четкий.
Одна и та же музыка может быть и выразительной, и изобразительной.
Активизация знаний учащихся.


Закрепление учащимися понятий «выразительная» и «изобразительная» интонации.

Анализирование ситуации.

Подготовка учащихся к активному усвоению нового учебного материала
5 мин
Учитель выразительно читает стихотворение о музыке:
Вслушайтесь: весь мир поёт –
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет,
Мир её волшебен.
Учитель сообщает тему урока, формулирует цели урока вместе с учащимися.
Учащиеся внимательно слушают учителя.



Учащиеся записывают в тетрадях тему урока, совместно с учителем формулируют цели урока, осознают
Обеспечение мотивации, формирование заинтересованного отношения учащихся к музыкальному искусству, активация внимания и памяти


1
2
3
4



Тема урока: «Зерно интонации».
Цели урока: рассмотреть и обсудить зерно – интонации; познакомиться с инструментальным, вокальным, ритмическим зерном – интонации; разучить швейцарскую народную песню «Кукушка»; познакомиться с музыкальным инструментом – арфой.
План урока:
Изучение нового материала.
Исполнение попевки «Барабан» на шумовых музыкальных инструментах.
Разучивание песни.
Закрепление усвоенного.
Учитель обращает внимание на эпиграф, который написан на доске «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой души» Ш. Гуно.
Учитель задает вопрос по содержанию эпиграфа.

Учитель просит сформулировать тему четверти.
Что же такое интонация?

Какие бывают интонации?

поставленные цели.


















Учащиеся отвечают, что нельзя сказать словами, можно выразить с помощью музыки.
Учащиеся формулируют «Интонация».

Правильное воспроизведение мелодии голосом или инструментом.
Выразительные, изобразительные, мелодические, ритмические, идущие вверх, идущие вниз, стоящие на месте.
школьников.














Проверка понимания темы урока и темы четверти.




Повторение пройденного материала.


1
2
3
4

Усвоение нового
материала
12 мин.
Учитель беседует с учащимися.
На одном из уроков, когда мы только начинали разговор об интонации, я вам читала стихотворение невыразительно, вы поставили мне «2», а потом «5».
За что?

Что же такое интонация?
Ребята, а из чего вырастает пшеничный колос?
Если мы посадим зернышко овса, что вырастет?
А из ржаного зернышка что вырастет?
Учитель сопровождает ответы учащихся наглядным материалом.
Учитель подтверждает ответы учащихся и спрашивает, что такое зернышко?
Учитель обобщает все вышесказанное и задает вопрос:
А если музыкальное зерно «бросить»?
Да, действительно, вырастет музыкальный плод – это музыкальное произведение. Знакомит учащиеся с музыкальным цветиком – семицветиком (см. приложение 1)
Учащиеся внимательно слушают.




Второй раз читали стихотворение с выражением.
Интонация – это выразительность.

Из зерна.

Овсяный колос.
Ржаной колосок.


Зернышко – это плод злаковых культур.


Вырастает музыкальный плод.











Развитие кругозора учащихся, связь с жизненным опытом учащихся.



Ознакомление с новым материалом.





Выработка умений, навыков
5 мин.
Учитель предлагает учащимся послушать «музыкальное зерно» и определить какая музыка «вырастет»?
Учащиеся слушают.
Развитие
музыкально – интонационного слуха.


1
2
3
4


Учитель играет на пианино «зерно» польки.
Учитель задает вопрос:
Что же узнали по этому зернышку?

Учитель обобщает все ответы и спрашивает:
Какое было зерно – интонации?

Учитель наигрывает разные зерна - интонации.


Учитель предлагает вспомнить трех подружек Д. Б. Кабалевского.


Учитель играет на пианино зерна - интонацией этих подружек.
Учитель обобщает, что в зерне - интонации содержится зародыш мелодии, ритма и других элементов музыкальной речи.
Еще раз обращается к цветику - семицветику.
Учащиеся слушают музыкальное произведение.
Учащиеся отвечают, что это – танец, веселый, темп быстрый.


Инструментальное.

Учащиеся определяют, что вырастает из этих зерен.




Учащиеся их называют «Плакса», «Резвушка», «Злюка».


Учащиеся определяют по зерну подружек.
Учащиеся слушают.


Учащиеся рассматривают музыкальные цветики – семицветики, которые лежат у них на партах.
Выработка умений, навыков и применение их на практике.












Используется методический прием – возвращение к пройденному.
Сравнение.

Закрепление новых знаний
6 мин.
Учитель задает вопрос:
А может ли ритм быть выразительным?

Учащиеся утвердительно отвечают.

Закрепление новых знаний.


1
2
3
4




Ритмическая минутка.
























Исполнение

И может ли зерно – интонации быть ритмическим?
Учитель выразительно читает стихотворение:
Слушай, слушай, различай
Звук короткий и протяжный,
Чувство ритма развивай,
Это очень, очень важно.
Учитель играет четко ритмическое
зерно – интонации.

13 EMBED CorelDRAW.Graphic.11 1415

Учитель предлагает учащимся повторить партии барабанов, ложек, погремушек.


Учитель играет на пианино.


Учащиеся слушают





Учащиеся узнают ритм попевки «Барабан».













Учащиеся повторяют.



Учащиеся играют на шумовых музыкальных инструментах.






Привитие интереса к музыкальному искусству, расширение кругозора учащихся.
Совершенствование знаний, развития чувств ритма, четкость в произношении музыкальной скороговорки, синхронность звучания в темпе песни.







Развитие памяти, слуха, умения, ритмического музыцирования в ансамбле с воспроизведением различных ритмов.


1
2
3
4

Гимнастика для глаз
Учитель предлагает учащимся выполнить упражнения для укрепления мышц глаз под музыкальное сопровождение.
(Текст комплекса см. приложение 2).
Учащиеся выполняют упражнения.
Укрепление мышц глаз и усиление зрения.

Разучивание песни.
7 мин.
Учитель предлагает вниманию детей произведение Л. К. Дакена для прослушивания без названия.

Исполняет – арфа (см. приложение 3).
Какое можно выделить зерно – интонации?
На что похоже?
Послушайте из природы голос кукушки. (Учитель показывает иллюстрацию с изображением кукушки).
Учитель выразительно читает стихотворение «Кукушка» Р. Фархади.

Кукушка.
В лесу одна смешная птица,
Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!
Никак не может научиться
Петь, как петух « Ку-ка-ре-ку!»

Учитель предлагает послушать песню, которую учащиеся будут разучивать.
Исполняет.
Распевает учащихся.
Ведет работу над ясностью дикции, распределением дыхания по фразам.
Учащиеся слушают.




Дети выделяют два нисходящих звука.

На кукушкин зов.
Слушают.


Внимательно слушают.










Слушают.
Распеваются.
Учащиеся выполняют рекомендации учителя.
Развитие
музыкально – интонационного мышления.

Анализирование ситуации.








Привитие интереса к музыкальному искусству, расширение кругозора учащихся.

Развитие
вокально–хоровых навыков, умение петь в ансамбле, отработка вступления.

1
2
3
4

Подведение итогов урока.
3 мин.
Учитель подводит итоги урока:
Итак, о чем говорили сегодня на уроке?
Что нового узнали?

Какие зернышки – интонации существуют в музыке?

Учитель выставляет оценки за урок.
Учащиеся отвечают:
О зерне – интонации.
Познакомились с арфой, выучили песню.
Ритмические, вокальные, инструментальные.

Учащиеся подают дневники для выставления оценок.
Развитие навыков музыкального восприятия материала, создание мотивации достижения успехов.


Подведение итогов учебной деятельности.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
2 мин.
Учитель дает задание, дома еще раз вспомнить какие зерна – интонаций бывают в музыке и подготовить для воспроизведения в классе одно из них.
А учащиеся попробуют узнать произведение, в котором есть ваше «зерно».
Просит открыть дневники и записать задание на дом.

Учитель музыкально прощается и благодарит за хорошую работу на уроке.
Учащиеся слушают внимательно.





Учащиеся открывают дневники, записывают домашнее задание на следующий урок.
Учащиеся благодарят учителя за проведенный урок.
Объяснение домашнего задания. Создание мотивации к выражению зерен - интонаций ранее прослушанных музыкальных произведений. Воспитание трудолюбия, ответственности.


Root Entry