Основные вопросы работы с начинающими.
Основные вопросы работы с начинающими.
Работая с начинающими, педагог приступает к возведению своего рода музыкального фундамента. Его качество и направленность в большей мере определят ход дальнейшего обучения, во всяком случае ближайших лет занятий, а могут отразится и на всём будущем ученика. Ребёнок впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные представления. Уже в первые годы обучения закладывается основа понимания музыкальных произведений, проникновение в мир музыкальных образов. Исправлять допущенные учителем оплошности довольно трудно, к тому же не все ошибки педагога проходят бесследно. Например, сухо, формально проведённые вначале занятия легко могут вообще оттолкнуть ребёнка от музыки. Будет ли ученик продолжать занятия в профессиональном плане, или музыка, не став его специальностью, просто обогатит его жизнь, - в первые годы занятий не имеет значения и не отразится на их направленности. Работу молодого педагога с самого начала должно определить осознание того, что он – учитель, он начинает обучение музыке. Конечно, ученику нужно приобрести первые навыки игры на фортепиано, необходимо знание нотной грамоты, но всё это не может быть подано вне связи с музыкой. Прежде всего надо привлечь ребёнка к музыке, заняться о обогащением и развитием его музыкальных впечатлений. Знакомясь с учеником, надо выявить, его музыкальные задатки, степень близости к музыке. Первые уроки с совсем маленькими детьми основываются, главным образом, на пении – прослушивании лёгких детских и народных песенок и разучивании их. Сначала можно петь без сопровождения, потом с простейшим сопровождением. Надо добиваться чистоты интонирования, ритмической точности, передачи доступного для ребёнка характера текста и музыки. Когда песня выучена, можно попробовать спеть её от другой ноты, то есть включить элементы транспонирования. К пению затем будет присоединяться игра на фортепиано, выражающаяся в основном в подбирании или – для ребят, никогда не пробовавших подбирать, - сначала просто в повторении за педагогом простых попевок (ку-ку, а - у, баю- бай и т. п.) Далее надо будет подбирать их от разных звуков. Подбиранию следует учить: помогать находить нужные звуки, начиная опять – таки с простейшего материала. В урок входит также прослушивание исполняемых педагогом на фортепиано детских пьес. Надо обращать внимание малыша на различие их характера: они могут быть весёлыми, грустными, ласковыми, похожими на знакомую сказку и т. п. Можно включать в урок и слушание специально выбранных педагогом музыкальных записей для детей. Надо заботится о том чтобы музыкальная речь, её интонации становились для ребёнка привычными и понятными. Следует познакомить малыша с названием клавиш ( не со всеми сразу ), с клавиатурой в целом, с членением её на октавы, больше останавливаясь сначала на первой, второй и малой октавах, дать понятие о регистрах, их звучности, о соотношении звуков по высоте. Очень важно чтобы материал был небольшим и детское сознание не загромождалось слишком большой информацией. Чем меньше ученик, тем осторожнее надо быть в этом отношении. Когда ученик сможет свободно сыграть мелодию или песенку, полезно добавить к ней самое простое сопровождение ( педагог играет его вместе с учеником, ведущим мелодию ), побудить послушать звучание. Можно сыграть ученику явно незаконченную мелодическую фразу с тем, чтобы он сам придумал её конец, или сыграть « вопрос», чтобы он на него ответил на фортепиано. Длительность этого периода определяется и данными ученика, и его возрастом. На известных песнях надо показать соотношение звуков по длительности, сравнить все ли они одинаковы, какие - то будут главными, их захочется подольше послушать и т. п., ознакомить с основными размерами. В качестве метрической единицы лучше взять четверть, начав с размера на четыре четверти. При ритмической неточности исполнения можно прохлопать лишь сжать этот период по времени. Когда такой ученик играет в основном ещё только по слуху, можно приступить к постепенному налаживанию в ладоши ритмический рисунок. Работая с восьми – девятилетними детьми, педагог может первоначальных двигательных навыков. Начиная с шести – семилетними детьми, часто малоразвитыми физически, с маленькой и слабенькой рукой, приходится сначала позволять ученику подбирать песенки почти неорганизованной рукой, нецелесообразно задерживать ознакомление с инструментом из – за отсутствия навыков правильного извлечения звука. Разумеется, преподаватель покажет, как следует играть, то есть как опускать руку на клавиатуру и погружать палец в клавишу, вслушиваясь в звучание. Если педагог заметит, что ученик, напрягает руку, нужно ослабить напряжение, не привлекая к этому пока особого внимания ученика : серьёзная работа над приёмами игры отвлечёт и педагога и ученика от основных на данном этапе задач. Как только ученик сел за фортепиано, нужно обратить внимание на его посадку. Сидеть надо свободно и удобно для себя, нельзя допускать напряжённости в спине и плечах. Предплечье и локоть при поставленных на клавиши пальцах должны быть чуть выше клавиатуры. Под ноги детям надо класть подставку, чтобы ноги не висели. Период занятий до введения элементов нотной грамоты и время, необходимое для полного ознакомления с ней, зависят от возраста ребёнка, его общего развития. Занимаясь с восьми – девятилетними детьми, имеющими музыкальную подготовку, не следует задерживать знакомство с нотной грамотой. Обычно его можно начинать сразу же, с первых уроков. При работе с учениками младшего возраста, ещё недостаточно развитыми музыкально, ни в коем случае не рекомендуется торопиться. Надо рассказать ему, зачем нужна запись, что собой представляет нотоносец и т. д. Показать расположение нот на линейках и сопоставить их с клавиатурой. Ни в коем случае не следует требовать от ученика, чтобы он заучивал где, на какой линейке находится та или иная нота. Достаточно, чтобы он запомнил, что нота ми первой октавы пишется на первой линейке. Тогда ему сразу можно дать упражнения – сначала по чтению отдельных нот. Ученику показывают в какой – нибудь, детской песенке на нотоносце ноту, он смотрит, на какой линейке она находится, и затем переносит взгляд на клавиатуру. Далее надо предложить, взяв это си на инструменте, прислушаться как оно будет звучать. Исходя из известных пьес и песенок, следует познакомить ученика с основными длительностями и их написанием (не касаясь пока восьмых). Когда малыш познакомится с нотами на линейках и немного научится в них разбираться, педагог присоединит к ним ноты, расположенные между линейками. Басовый ключ, лучше вводить несколько позже скрипичного, после того, как нотная запись в скрипичном будет усвоена. Объясняя запись в басовом ключе, в качестве отправного звука лучше брать соль большой октавы. Возможно также объяснение скрипичного и басового ключей от одного центрального звука – от до первой октавы. На уроках желательно не подсказывать ученику, какая это нота, а заставлять его самого соображать. Важно, чтобы нотная грамота не заучивалась механически, а была усвоена как неотъемлемая часть той музыки, которой занимается ученик. Свободное владение нотной грамотой позволит ученику, играя по нотам следить за мелодической линией, за качеством звучания. С целью лучшего усвоения нотной записи можно порекомендовать запись самим учеником – сначала, конечно, с помощью педагога – знакомых мотивов, подобранных или спетых песен. Записывая мелодии, ученик получит более подробные сведения о длительностях, размерах, паузах или сможет закрепить то, что усвоил раньше. Понятие сильной доли можно ввести несколько позже, связав его с выразительностью фразы, с её опорным звуком, часто – особенно в детской литературе – приходящимся на сильную долю. Запись мелодий, исполняющихся попеременно обеими руками на двух строках нотоносца, практически познакомит ученика с использованием двух строчек для изложения партий правой и левой руки. После ознакомления с нотной грамотой следует вводить не только разбор, но и разучивание песенок и простейших пьесок по нотам. Когда песни будут выучены, педагог может присоединить к ним простейшее гармоническое сопровождение – так ученик познакомится с игрой в четыре руки. Далее следует обратить более серьёзное внимание на постепенное налаживание элементарных двигательных навыков. Конечно рука ученика должна приспособиться в двигательном отношении к процессу игры. Не следует приучать играть вытянутыми или судорожно сжатыми пальцами с негнущейся кистью и напряжённым предплечьем. Закрепощённого состояния руки вообще быть не должно, как нельзя допускать и расслабленности мышц, нужна организованность руки. Под ним подразумевается такое состояние руки и пальцев, которое предполагает собранность, упругость мышц и позволяет свободно управлять движениями на клавиатуре. Понятие «организованная рука» исключает как излишнее, ненужное напряжение мышц, так и их вялость, пассивность. Одна из наиболее важных задач педагога в работе с начинающими заключается в том, чтобы научить их слышать и исполнять мелодическую линию. Самым простым её выражением будет короткая мелодия, исполняемая легато. Однако это часто оказывается невозможным, так как рука ученика может быть напряжённой, несобранной, с вялыми пальцами. Когда ученик обладает от природы мягкой и в тоже время довольно упругой кистью, можно начинать работу почти одновременно над штрихами нон легато и легато. Следует подчеркнуть различие в их звучании, показать, как в одном случае надо брать звуки «немного сверху», а в другом – их связывать. Можно также постепенно налаживать игру двумя штрихами, если ученик, подбирая, играет уже относительно связно. Если же это для него затруднительно, то надо порекомендовать начинать игру с развития навыков нон легато. Приступая к работе над штрихом нон легато, необходимо приучить малыша слушать, что у него получается, следить за тем, чтобы звук был полным и мягким, а не сухим и резким. Ученику надо привыкнуть связывать качество звука с соответствующими движениями: полный красивый звук – со спокойным опусканием руки и кисти, с мягким и глубоким погружением округлого пальца в клавишу, сухой и жёсткий – с напряжённостью руки и пальцев. Надо учить слушать куда идёт мелодия, показывать соответствующий приём игры. Надо следить, чтобы ученик, почувствовав опору пальца и услышав звук, свободно продолжал бы движение, поднимая руку немного вверх и спокойно опуская её на следующую нужную клавишу. Основным должно быть движение в клавишу, а не от неё: важно не снимать с клавиши руку, а брать сверху следующую ноту, то есть идти вперёд, слушая звучание мелодии. Иногда игра разными пальцами (2,3,4,) сначала кажется ученику трудной, неудобной, заставляет его слишком стараться и поэтому способствует появлению нежелательной фиксации руки. Тогда можно поиграть попевки одним – третьим пальцем : он наиболее устойчив, обычно более развит. Но на этом не следует задерживаться : если возможно, на том же уроке надо вводить второй и четвёртый пальцы. Затем обычно добавляют терцию первым и третьим и квинту – первым и пятым пальцами, что особенно важно для развития устойчивости пятого пальца и правильного положения первого. Позже первый и пятый пальцы включаются в исполнение коротких мелодий. Введение штриха легато потребует объяснения того, что сущность этого приёма заключена в плавном переходе одного звука в другой, причём такая плавность возможна только при внимательном вслушивании. Одновременно с включением этого штриха в разучиваемые песенки, полезно использовать упражнение из двух или лучше из трёх звуков, исполняемых легато: последовательность из трёх звуков легче воспринимается учеником как одна звуковая линия. Излишняя опора на клавиши, когда ученик давит на них, препятствует свободе, плавности движений, разбиваемых тогда на отдельные составные части и нарушает мелодическую линию. Вообще, чем раньше вводить игру легато, тем лучше, так как этот штрих позволяет вслушиваться в плавность звучания мелодии; да и используемый материал станет разнообразнее, интереснее для ученика. Всё это требует особого внимания педагога: иначе не исключено возвращение скованности кисти и руки или даже появления элементов напряжённости. Часто приходится напоминать ученику, чтобы он не играл на краю клавиатуры. Надо показать, что удобнее располагать руку ближе к чёрным клавишам. Овладение начальными навыками игры нон легато и легато позволит расширить круг изучаемых пьес. Не рекомендуется использовать слишком длинные для ученика пьесы, так как он пока ещё не может охватить их как целое. Нужно включать пьесы в различных тональностях мажорного и минорного ладов, пока с небольшим числом знаков. Начав с чередования партий каждой руки, следует переходить к их одновременному звучанию. Пьесы с удвоением мелодического голоса можно использовать лишь изредка, так как они приучают руки к одновременному выполнению одинаковых заданий. Вводя одновременную игру обеими руками, лучше обращаться в основном к пьесам с различными партиями правой и левой руки. Ученикам робким по натуре, иногда слабым физически, к тому же недостаточно освоившимся с фортепиано, часто свойственна преувеличенная боязнь ошибиться, ведущая к скованности рук и корпуса. Лучший способ преодолеть её – дать ученику побольше нетрудных песенок и пьесок, которые ему было бы легко и приятно играть. Надо учить его свободно и удобно чувствовать себя за инструментом, а потому полезно задавать пьесы, по своему характеру требующие большей смелости и уверенности в игре. В начальном детском репертуаре довольно часто встречается указание стаккато, которое на данном этапе обучения надо понимать лищь как требование исполнять звуки нон легато. Постепенно такое нон легато может быть приближено к более лёгкому и короткому звучанию – в зависимости от характера пьесы, темпа её исполнения и возможностей ученика. Но и значительно позже не следует допускать излишне острого стаккато: резкое отрывистое движение от клавиш легко приведёт к скованности кисти и предплечья, а для исполняемых учеником самых лёгких пьесок и этюдов такой вид стаккато не нужен. Требования, предъявляемые к начинающему, конечно меняются в зависимости от его развития; но такие общие требования, как вслушивание в игру, её осмысленность и выразительность, сохраняются на всём протяжении занятий. С самого начала занятий надо обращать внимание на характер исполняемых пьес (грустный, весёлый, важный и т. д.); можно сравнивать их с другими знакомыми песенками и пьесами, вместе с учеником определять, в чём их различие. На совсем лёгких пьесах можно показать ученику, что мелодия любой из них состоит из более мелких частей; надо услышать, с чего они начинаются, слушать движение мелодии. Даже на самом начальном этапе занятий надо, чтобы ученик вслушивался в звучание, не путал штрихи, не брал фальшивые ноты, играл ритмически точно. Даже маленькому ученику не рекомендуется над каждой нотой писать, каким пальцем её следует играть. Ему надо постепенно привыкать к естественной последовательности пальцев. Задавая совсем лёгкие детские пьесы или этюды, надо проигрывать их ученику, чтобы познакомить с характером звучания, настроением. Надобность в таком предварительном ознакомлении, постепенно с ростом музыкального развития ученика и приобретением навыков чтения с листа отпадает. Помогая ученику лучше понять пьеску, полезно использовать ассоциативные образы, обратить внимание на характерные и наиболее красивые мелодические обороты, созвучия, на особенно выразительный эпизод и т. д. Несколько позже надо объяснить и форму пьесы, указывая, например, на отличие средней части от первой, на сходство последней с первой, пояснить выразительный смысл каждой. В течении первых четырёх – пяти месяцев занятий рекомендуется почти каждое сочинение разбирать с учеником на уроке. В дальнейшем можно разбирать на уроке лишь более сложные для ученика пьесы, содержащие что – либо новое или недостаточно усвоенное, а также наиболее трудные отрывки из задаваемых пьес. Часто задание заключается в разборе пьесы каждой рукой отдельно; как только ученик освоится с этим , полезно сыграть вместе с ним партию одной из рук – это совместное исполнение облегчит дальнейшую работу. Иногда полезны упражнения в виде короткой секвенции, вычленяющей какой – то трудный оборот, можно переносить этот оборот в разные октавы, играть сначала совсем медленно, постепенно немного увеличивая темп. Уже в первые четыре – пять месяцев занятий ученик знакомится и с элементами простейшей полифонии. Это могут быть мелодия и второй голос или подголосок в лёгкой обработке народной песни, имитация в партиях правой и левой руки. Эти элементы очень важны и для развития слуха ученика, и как основа его будущего полифонического мышления. Надо показать ученику, как поют двое, как один голос отвечает другому, научить играть – хорошо, красиво, выразительно – каждый голос отдельно. Полезно проиграть пьесу вдвоём с учеником, чтобы он лучше услышал каждый голос и сочетание голосов. Ещё в начальном периоде обучения нужно познакомить ребёнка с динамическим разнообразием. Сначала следует быть осторожным даже с такими динамическими красками, как форте и пиано. Игра форте легко переходит в форсирование звука, пиано может привести к поверхностности звучания, к «недобиранию» звука. И то и другое вредно, ибо создаёт у ученика ложное представление о нужном звучании и, может привести к скованности. Крещендо и диминуэндо на практике уже знакомы ученику. Эти нюансы можно объяснить и как постепенный подход к форте и пиано, приучая добиваться постепенности затухания или усиления звучания. Маленькому ученику не следует говорить: «здесь надо сыграть громче, далее тише», а необходимо связывать динамические краски с музыкальным содержанием, подчёркивать характер исполняемой фразы, пьески. «Смелее», «решительнее», ласково», «мягко», «совсем тихонько» - в конце колыбельной. Серьёзное внимание надо обращать на освоение начинающими метрической стороны записи, на метрическую точность исполнения. После того как ученик позанимался месяца два, три, начал играть по нотам, познакомился с основными длительностями, ближайший, новый материал – восьмые. Обычно их введение не представляет трудности для ученика, не следует только в объяснениях соотносить восьмую с целой нотой. Можно сказать: « ты знаешь четверти. Вот здесь их четыре в такте, и все они одинаковые. А восьмые короче. В каждой четверти их две, они скорее играются, чем четверти. В ходе занятий возникает вопрос связанный со счётом. Нужен ли он? Всегда ли? Конечно, ученик всегда должен уметь просчитать пьесу. Применение счёта нужно начинающему при знакомстве с новыми сочинениями и при работе над трудными в метроритмическом отношении местами. Педагог проверяет умение ученика считать при допускаемых им временных неточностях или при ошибках; такое просчитывание, проясняет метроритмическую структуру и сразу выявляет непонимание или невнимательность учащегося Нецелесообразно и даже вредно приучать малыша к тому, чтобы он всегда считал. Постоянное отсчитывание способствует механичности игры, мешает вслушиванию в мелодическую линию и воспитанию музыкального ритма. Поэтому, после того как всё понято и проверено, надо освобождать начинающего от счёта, полностью переключая его внимание на слушание мелодии, на исполнение пьески. Особенно нужно предостерегать от злоупотребления счётом с «и»: восьмые под счёт «раз – и – два – и» обычно не воспринимаются учеником как образующие мелодическую линию, он толкает каждый звук, и фраза получается разорванной. Если в пьесе которую ученик просчитывает с «и», встречаются четверти нон легато, почти наверное ученик будет держать первую восьмую доли, прижимая клавишу, и подчёркнуто точно обрывать звук на «и»; звуковая линия распадается, появится лишнее отдельное движение от клавиши (а не мягкий переход к другому). К счёту с «и» можно прибегать только при появлении восьмых или в начала работы над произведением – там, где без этого «и» ученик пока не обойдётся. Но как только появится возможность, надо переходить на основные доли указанного размера. Можно сыграть песенку несколько раз на уроке, посчитав по четвертям без «и», немного поработать так дома, а далее совсем снять счёт. Если восьмые встречаются в ней всего один – два раза, не следует просчитывать всю её на «раз –и – два – и», можно ограничиться показом того, как нужно играть в данный момент при обычном счёте. Иногда ученику трудно выдерживать пьесу в одном темпе. Нужно добиваться темповой точности в наиболее «неустойчивых» местах и во всей пьесе целиком. Для этого надо определить, в чём причина неровности; ведь нередко у ученика что – то не выходит технически, и именно из – за этого меняется и движение. Когда ученик начинает играть по нотам, встаёт вопрос о выучивании пьес, этюдов и песенок на память. Большей частью ребёнок запоминает их незаметно для себя, педагогу приходится за тем, чтобы ученик не играл без нот пьесу, в которой он ещё нетвёрдо знает текст. Но некоторым учащимся не так легко даётся запоминание даже простых сочинений. В каждом случае надо найти, что именно ученик не может запомнить. Нужно, чтобы он ясно представлял строение произведения, точно знал текст каждой фразы по нотам. Надо разобрать с ним, как построена данная мелодия, выявить гармоническую основу, полезно поучить каждой рукой отдельно, затем сыграть вместе двумя руками. Когда трудный эпизод будет выучен, надо поиграть всю пьесу целиком. Иногда самого начала занятий, педагог включает в репертуар ученика преимущественно медленные, напевные пьесы: важно развить у него восприятие мелодии и умение её правильно играть. Поэтому для ученика и позже может оказаться непривычным исполнение пьес и этюдов, требующих немного более быстрого движения и более активного или просто весёлого характера. Во избежание этого, рекомендуется с самого начала знакомить ученика с такой музыкой; как только ученик научится подбирать на фортепиано и начнёт играть по нотам, в занятия должны быть включены песенки и пьески разного характера. Несмотря на увеличение числа изучаемых пьес и их усложнение, часть времени по – прежнему следует уделять подбору, транспонированию. Желательно чаще играть в четыре руки, выбирая для этого сначала самые лёгкие пьесы и лишь очень постепенно их усложнять. На уроке надо научить его как работать над пьесой дома, над отдельным трудным местом, помочь ему добиться нужных результатов.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15