Урок русской словесности в 5 классе на тему Поиск добра и счастья в сказке А.П.Платонова Волшебное кольцо


Тема урока : Поиск добра и счастья в сказке А.П.Платонова «Волшебное кольцо» (5 класс с русским языком обучения)
Цель:1.Обучающая: обобщить знания учащихся о волшебной литературной сказке, особенностях ее художественного мира; способствовать осознанию учащимися философского смысла сказки;
2.Развивающая: формировать опыт участия в общеклассной дискуссии и работы в группах; развивать познавательную сферу учащихся;
3. Воспитательная: воспитывать нравственные качества (доброту, щедрость, заботу о ближних); прививать интерес к предмету через осуществление поисковой деятельности; воспитывать культуру ведения учебного спора.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Вид урока: урок- исследование
Оборудование: интерактивная доска, слайды: портрет писателя, эпизоды из мультфильма по сказке Б.Шергина «Волшебное кольцо»,карточки для групп, схемы, рисунки учащихся – иллюстрации к сказке.
Ход урока:
I. Организационный момент.II.Вступительное слово учителя. Цели и задачи урока.
III. Актуализация опорных знаний, беседа.
1.-Сказка… Пока живет человечество, будет и сказка. Мы еще не умели читать, а заворожено слушали сказки о добрых и злых героях. Взрослели, а сказка по-прежнему привлекала нас буйством фантазии, добротой и мудростью.
- Народную сказку любят все. И вот в 5 классе перед нами распахнулся мир литературных сказок.
-Перечислите литературные сказки, с которыми мы познакомились в процессе изучения русской словесности.( ответы учащихся: В.А.Жуковский « Сказка о царе Берендее»,А.С.Пушкин « Сказка о попе и о его работнике Балде»,Х.К.Андерсен «Дикие лебеди», « Стойкий оловянный солдатик», «Новое платье короля», О.Уайльд « Соловей и роза», А.И.Куприн « Синяя звезда»)
- Да, в жизни некоторых писателей происходят удивительные события. Они, серьезные и умные, вдруг начинают сочинять сказки. Таким удивительным человеком и был Андрей Платонович Платонов.
- несмотря на то, что «Волшебное кольцо»- это переложение народной сказки, автор бережно отнесся к «ткани» текста, сохранив все то, что составляет его основу.
2.Проверка знаний о жизни А.П.Платонова по изученному материалу учебника.
-О какой сказке будущий писатель узнал от своей первой учительницы
Курагиной Апполинарии Николаевны?( сказка про Человека, любящего все живое)
- Исполнилась ли упорная детская мечта Платонова? Стал ли он таким Человеком? ( Стал, суровая жизненная школа закалила его, сделала его сердце чутким и отзывчивым.)
- Платонов открыл для себя Пушкина. Чему научил его Пушкин? ( Научил видеть величие простых сердец.)
- Действительно, добрая сказка А.П.Платонова «Волшебное кольцо» рождена его добрым сердцем.
IV. Обращение к эпиграфу урока.
Чистоту, простоту мы у древних берем…
Сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.
Владимир Высоцкий
-Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на вопросы:
* Что приносит герою сказки победу?
* Какими качествами необходимо обладать, чтобы добиться этого?
* Что такое добро? Оставляет ли автор своему герою надежду на счастье?
* Какова идея сказки «Волшебное кольцо»?
* Чему учит эта сказка?
V.Исследовательская работа учащихся.1 задание (для всех). Назовите главных действующих лиц сказки. ( Семен, мать семена, кошка, собака, царь, царица, дочь- невеста)
2 задание(для всех). Задание на интерактивной доске. Перед вами план сказки. Пункты расположены не по порядку. Правильно распределите, согласно сюжету.
1 Семен выручает собаку, кошку, змею.(2)
2 Сватовство и женитьба Семена. (4)
3 Добро торжествует.(7)
4 Аспид отбирает кольцо.(5)
5 Собака и кошка добывают кольцо и спасают Семена. (6)
6 Жизнь Семена и его матери до приобретения кольца. (1)
7 Семен и Змей-царь, волшебное кольцо. (3)
3 задание. Видео-вопросы для групп учащихся , их представляют одноклассники: Наиль, Арина, Рамина). №1 – Писатель старается сделать текст логически обоснованным и вставляет реалистическое описание источника дохода главного героя. Каков доход главного героя?
Правильный ответ: Семен « получал в городе пенсию за отца».
№2 –изначально герой получил с помощью кольца часть пропитания, а остальное достал собственным трудом. А.П.Платонов заставляет героя заниматься торговлей… Докажите это строками из сказки.
Правильный ответ: « Половину муки Семен продал и купил на все деньги говядины…»
№3- Только у Платонова мать задается вопросом, откуда берется богатство, и герой должен ей ответить. Ответ это приходит в форме очередного платоновского афоризма. Какой это афоризм?
Правильный ответ: « Добро, мама, из добра явилось».
VI Работа в группах. ( Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает карточки с вопросами, заданиями. 4 группа- эксперты, которые работают со Словарем русского языка С.И.Ожегова, обобщают полученные в процессе поиска ответы).
1 группа
- Идет показ отрывка из мультфильма «Волшебное кольцо» (по Б.Шергину).
-Просмотрев отрывок, скажите, что здесь произошло? (Семен отдал последние деньги, чтобы спасти животных.)
- Почему? А сейчас, в наше время, такое возможно?
- Что можно сделать, чтобы люди стали добрее?
- Скажите, а все ли хорошо в эпизоде, который вы просмотрели? При ответе используйте такую схему:
Друзья
+
Деньги
___

Вывод: Хорошо то, что Семен спас животных, т.е. приобрел друзей, а плохо то, что он отдал последние деньги.
2 группа
- Прочитайте отрывок из сказки- Змеиный царь награждает Семена кольцом.
-Что хорошего происходит для Семена?
Враг
-
Благополучие
+
-А что происходит плохого для Семена? При ответе используйте такую схему:
Вывод: Семен приобретает кольцо, т.е. благополучие. Приобретает врага Аспида.
- Скажите, а Семен знал, что Аспид ему враг? (Нет.)
- А почему, чего ему не хватало, чтобы догадаться? (ответы учащихся)
3 группа
- Показ отрывка из мультфильма «Волшебное кольцо» (по Б.Шергину).
- Что происходит в этом эпизоде? (Семен женится.)
- При ответах используйте такую схему:
жена- царская дочь
-----_
-------
-
-----
Семен
+

-Скажите , а любила ли его жена? (Нет.)
-А зачем она вышла за него замуж? (из-за богатства)
-Жена предает Семена. (Значит, добро не всегда творит добро, а иногда и порождает зло.) Аспид ни слова не сказал ей о любви, а царевна пошла за ним. Почему?
Вывод- вопрос: Как осуществить свою мечту, чтобы потом тебя не предали?
4 группа подводит итог по Словарю русского языка С.И.Ожегова. Ученики записывают: Добро- все положительное, хорошее, полезное ( противопоставлено Зло). Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям. стремление делать добро другим.
VII.Вопросы группам от учителя.1 группе: -Изменился ли Семен, когда стал богатым?- Кому отдает самую лучшую комнату с перинами и подушками?- В чем счастье Семена?
Вывод: Счастье героя в том, чтобы стать счастливым и подарить счастье другим.
2 группе: Почему мать Семена отговаривала его от женитьбы на царевне?
( прочитайте слова матери из сказки)
В чем счастье матери?( Она будет счастлива, если у сына все будет хорошо).
3 группе: Какие люди царь и царица?( высокомерные, невоспитанные)
Каково их отношение к другим? Найдите в тексте доказательство вашей мысли. ( «как в сору роемся») В чем состоит счастье царя и царицы? А дочь их счастье нашла?
4 группа выступает с толкованием слова Счастье, подводят итоги работы групп: * Почему герои не смогли найти одно для всех общее счастье?* Что приносит герою сказки победу? * Какими качествами необходимо обладать, чтобы добиться этого? *
VIII Рассмотрение разных точек зрения, полученных в результате исследовательской работы: поиск истины путем противопоставления мнений.
-Разместите героев , меняя их местоположение, покажите их антагонизм.
Царь и царица
мать
царевна

Платонов
Семен
Собака
кошка

Аспид


царевна
Семен
Платонов

Царь и царица
Аспид
Кошка
собака
Мать Семена


-На чьей стороне автор?
IX Обобщающая беседа.- Чем обычно заканчиваются волшебные народные сказки?
-Есть ли концовка у Платонова? (финал открыт, читатель может сам додумать, чем все закончится)
-Нашли ли мы ответы на все вопросы, поставленные в начале урока?
- Чему учит сказка А.П.Платонова «Волшебное кольцо»?( Учит верности, трудолюбию, добру, бескорыстию, отзывчивости, умению прийти на помощь в трудную минуту…)
В сказке воплощена мечта писателя о справедливости, вера в победу добра, и герои вознаграждены за их верность, бескорыстие и доброту.
- Учитель подводит к эпиграфу урока, слова В.Высоцкого.
X. Итог урока, оценки. Учитель о рисунках учащихся к сказке.
XI. Рефлексия. Звучит музыка.
Заполните карту
Фамилия, имя ученика___________________
Я узнал(-а) на уроке Личное отношение
к изученному Письмо учителю
о сегодняшнем уроке
XII. Домашнее задание: составить литературный кроссворд по сказке
«Волшебное кольцо», красиво и аккуратно его оформить.