Интегрированная НОД Волшебная ниточка мдладшая группа
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 9»
НОД « Волшебная ниточка»
Автор:
Кольчирина Елена Михайловна –
воспитатель
г. Кизел, 2015 год
Тема:"Волшебная ниточка"
Автор: Кольчирина Елена Михайловна
Группа:младшая
Образовательная область:"Познавательное развитие" (ФЭМП)
Интеграция
образовательных областей:"Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие",
"Социально – коммуникативное развитие", " Речевое развитие"
Цель:Формирование элементарных математических представлений
Задачи:
образовательные:научить сравнивать предметы по величине: длинный – короткий;
закреплять знания о геометрической фигуре – круг;
закреплять понятия "большой – маленький", "один – много";
развивающие:развивать логическое мышление, память, творческие способности, мелкую моторику, развивать зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве;
формировать плавность, ритмичность и точность движений;
развивать познавательной и речевой деятельности;
развивать культурно-гигиенических навыков;
воспитательные:воспитывать трудолюбие, самостоятельность, аккуратность.
Предварительная работа:
дидактические игры "Один – много", "Большой – маленький", "Найди по цвету";
чтение художественной литературы: Б.Заходер "Портниха"; А. Барто "Грузовик" ;беседа о профессии "швея".
Оборудование:
игрушечная машина (грузовик);
игрушка "Кот";
корзина с клубочками разноцветных ниток;
нитки разной длины, разной толщины (по количеству детей);
геометрические фигуры (круги);
альбомные листы;
краски;
салфетки.
Основной источник информации:
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.
Общеобразовательная программа ДОУ
Примерная образовательная программа дошкольного образования "Радуга" (авт. Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Якобсон С.Г.)
Интернет-ресурсы, поисковая система yadex.ruТехнологическая карта непосредственной образовательной деятельности
Этап Задачи этапа Деятельность педагога Деятельно
сть воспитанников Методы, формы, приемы Прогнозируемый результат
Подготовительный – организационно-мотивационный: Создание положи
тельного эмоционального настроя на развертывание самой образовательной ситуации. Приветствие детей. Речевая:
дети здороваются с педагогом, становят
ся в полукруг. Словес
ный прием: использование художественного слова.
Эмоциональный настрой.
Основной:
Пальчиковая игра:
Практическая деятельностьФизкультминутка
Практическая деятельностьЗакрепле-
ние знаний и понятий "большой – маленький", "один-много".
Развитие мелкой моторики.
.
Развитие речевой активности.
Сравнивание предметов по величине, закрепление понятий "длинный – короткий".
Развитие зрительного восприятия.
Формирование плавности, точности и ритмичности движений.
Развитие творческих способностей.
Привлечение внимания детей к объекту сравнивания, активизация познавательной и речевой деятельности.
Показ действий по выполнению мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Вопрос детям.
Создание проблемной ситуации, ознакомление с новыми понятиями.
Создание проблемной ситуации.
Показ ритмичных двигательных упражнений.
Показ рисования нетрадиционным способом. Познавательно-речевая:
слушание педагога, рассматривание и сравнивание клубочков; ответы на наводящие вопросы;
Игровая:
выполнение пальчиковой гимнастики.
Речевая:
ответы детей на поставленный вопрос.
Познавательная:
определение величины.
Выкладывание кругов разного размера, сравнивание их.
Игровая:
выполнение двигательных упражнений – имитаций под стихотворное сопровождение.
Продуктивная:
рисование. Словесный метод: использование художественного слова; беседа.
Наглядный метод: грузовик с клубочками.
Практический метод: игра.
Словес
ный метод: беседа.
Постановка проблемного вопроса,
Практический метод: накладывание.
Практический нетрадиционный метод: ниткография.
Практический метод: игр
Словесный метод: использование художественного слова.
Словесный метод, практический нетрадиционный метод: ниткография. Формальная готовность к деятельности в организованном рабочем пространстве.
Создание благоприятного эмоционального фона.
Расширение кругозора.
Овладение знаниями о величине предметов, закрепление понятий "длинный – короткий".
Наглядное восприятие, уточнение и усвоение новых знаний о величине.
Снятие напряжение, восстановление умственной работоспособности детей.
Овладение нетрадиционным способом художественной деятельности.
Заключительный: подведение итогов Стимулировать дальнейшую познавательную активность детей.
Совершенствовать навыки общения. Вопросы по обобщению материала. Вручение подарков (рисунков) "гостю".
Рефлексия. Словесные методы и приемы: вопросы, обобщение. Создание условий для эмоционально - положительного завершения мероприятия.
Приложение 1
Стихотворение А. Барто «Грузовик»
Нет, напрасно мы решили,Прокатить кота в машине:Кот кататься не привык -Опрокинул грузовик.
Физкультминутка «По дороге Катя шла»
По дороге Катя шла Дети ходят по кругу
Клубок ниточек нашла. Наклонились, «взяли»
Клубок маленький, Показывают клубок
Нитки аленькие.
Клубок катится Имитация движения
Нитке тянется.
Я за ниточку взяла, Наклонились, «взяли»
Потянула, подняла. Поднимаем руки вверх
Пальчиковая игра «Котик»
Котик ниток клубок Кончики пальцев одной руки
Укатил в уголок прижаты к кончикам пальцев
Укатил в уголок другой руки (клубок). Катим вперёд
Котик ниток клубок (от себя) затем назад (к себе).
Приложение 2
«АКТУАЛЬНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач:
сохранение здоровья ребенка;
развитие базовых качеств личности;
построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества непосредственно образовательной деятельности (НОД) в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированная совместная деятельность с детьми (НОД).
Интегрированное занятие - это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, мы решаем такие задачи как:
Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;
Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.
2. На занятиях развивается потенциал самих воспитанников.
Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
4. За счет усиления связей между ОО высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, общения, прогулок, для занятий физическими упражнениями. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
При этом на НОД педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Важно заметить, что методика проведения НОД с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные образовательные технологии.
Наиболее эффективны из них следующие:
сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
разнообразные речевые дидактические игры, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы
взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД
большая информативная емкость образовательного материала,
систематичность и доступность изложения материала;
необходимость соблюдения временных рамок
Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.
В качестве примера, эффективного использования интегрированного подхода в образовательной деятельности, предлагаю вашему вниманию НОД по познавательному развитию, с использованием нетрадиционного метода рисования «Волшебная ниточка»