МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ на тему: « Роль работы над звукоизвлечением с начинающими и знакомство с выразительными средствами музыки в классе аккордеона».
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
преподавателя по специальному предмету АККОРДЕОН
на тему: « Роль работы над звукоизвлечениемс начинающими и знакомство с выразительными
средствами музыки в классе аккордеона».
«Музыка — искусство звука — и проблемы звукоизвлечения являются центральными в деятельности музыканта любой специальности. И без овладения специфики звукоизвлечения на инструменте - НЕЛЬЗЯ добиться выразительного исполнения и правильной передачи художественного содержания музыкального произведения».
Хочу отметить, что именно на первых уроках у ребёнка можно пробудить интерес к музыке или же уничтожить его навсегда.
Большое значение в формировании исполнительских навыков учащихся имеет начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются основные навыки, в частности постановочные моменты, технологические приёмы и другие. Начнём с элементарного приёма образования звука на аккордеоне: приведение клавиши и меха. При этом подключается целый механизм движения: палец, затем клавиша, далее- рычаг, клапан, воздух, резонатор, планка, язычок, и наконец, мы слышим звук. Такой сложный процесс звукообразования предполагает и умение достичь нужного качества звучания. Известно, что при обучении игре на аккордеоне, важнейшие особенности звукоизвлечения связаны с движением меха, поэтому целесообразнее начинать формирование двигательных навыков именно с меховедения. От выше перечисленного напрямую зависит последующее развитие ученика.
Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать с объяснения каким образом на аккордеоне извлекается звук.
Организация игрового аппарата учащихся по классу аккордеона, особенно на начальном этапе, является одним из самых сложных элементов в процессе обучения. Важно на первых этапах обучения, чтобы ученик понял: громкость звука на аккордеоне не зависит от силы удара, нажатия или давления пальцев на клавишу. Звук меняется за счёт различного ведения меха.
Понимая важность участия работы меха в комплексе звукоизвлечения, логично будет начать осваивать с учениками навыки с владения мехом. В преподавательской практике можно использовать целый ряд упражнений, помогающих формированию двигательных навыков. Поначалу упражнения на владение мехом должны быть просты. В этой связи можно предложить ряд упражнений и заданий, например таких как: «Ветер», которое научит ученика ровному и достаточно продолжительному меховедению, которое позволит целиком сосредоточить внимание на правильности движения меха. Упражнение должно выполняться с хорошей амплитудой, движение должно быть плавное, без рывков и толчков. Давление на мех должно быть достаточно сильным, так как в дальнейшем, если не уделить этому внимания, возникнут проблемы слабого звука. Мягкость, плавность, пластичность, гибкость — те компаненты, которые нужно развивать в раннем возрасте, потому что в дальнейшем с физиологическим изменением ребёнка (окостенение, жёсткость связок), делать это будет труднее. В следующих упражнениях: «Ниточка» и «Верёвочка» следует дифференцировать силу звука, наиболее тихий с «Ниточкой», а громкий с «Верёвочкой». Эти упражнения призваны закрепить в сознании ребёнка следующее: сила звука зависит от степени натяжения меха. Упражнения могут исполняться как на уже освоенных басах, так и на любых клавишах правой клавиатуры. Очень важно добиться от ученика ровного и плавного ведения меха, чтобы «ниточки» и «верёвочки получались длинными, ровными, «без узелков» и не рвались, чтобы исполняя то или иное упражнение, он нажимал клавишу каждым пальцем до упора. При нажиме клавиш нужно приучить ребёнка слушать плавность перехода с одной клавиши на другую, чтобы legato было полным и сочным. А вводя штрих non legato заботиться о фиксации определённого ощущения кончика пальцев, не связно, но и не staccato. И ещё: осваивая упражнения, не следует сразу стремиться к их исполнению в подвижных темпах, так как при этом учащиеся в погоне за скоростью не смогут контролировать правильность движений, сохранять кисть свободной. Чем одарённее ребёнок, чем больше он подвинут в своём развитии, тем лучше он справится с решением этих задач.
Останавливаясь непосредственно на приёмах звукоизвлечения, педагог прежде всего исходит из «естественности движений». Работа над сменой меха включает в себя основные приёмы это- разжим и сжим, надо всегда помнить основное правило преподавателя: научить ребёнка не менять мех во время «высказывания» музыкальной мысли сравнивая эту работу с речью человека, когда «обрыв» на полуслове- невозможен! Либо просто придумать словесный текст и лучше, конечно, стихотворный, а также стараться не нарушать данное правило даже в самых простых мелодических оборотах. В будущей работе над более сложными пьесами начальные «установки» станут необходимыми и значимы. Различные приёмы туше, а это:
а) удар, б) толчок, в) кистевой удар, глиссандо и другие способы ведения меха, должны быть в арсенале юного музыканта.
В отличие от фортепиано, где звуковая градация зависит от удара, сама по себе заставляя при ровном звуке работать все пальцы одинаково, аккордеон прощает неполный нажим или недостаток в силе удара того или иного пальца. Громкость от этого не изменяется. Но в дальнейшем, при исполнении каких-то пассажей в быстром темпе, пальцы будут не полностью нажимать на клавиши, либо вообще проскочив по верху клавиши вскользь, не ощущать нажатие — пострадает артикуляция, не будет чёткости произношения, а также звучание каждой ноты по своей временной продолжительности будет различным. Аккордеон- это инструмент с богатой звуковой палитрой, поэтому работа над качеством звука, над различными приёмами звукоизвлечения- обязательна!
Грамотно используя возможности исполнительской техники, основанной на знании физиологических особенностей игрового аппарата, преподаватель должен знать и специфические возможности своего инструмента. Современный аккордеон обладает красивым, «многослойным» тембром и именно за эту особенность, данную только ему, его любят как исполнители, так и слушатели. Благодаря таким звуковым достоинствам инструмента надо в полной мере использовать его музыкально-художественную выразительность. Аккордеон — инструмент, способный показать и разные варианты динамики. К уже названным приёмам игры на аккордеоне добавим освоение динамических градаций звука: от тонкого piano до сочного forte, для сравнения опять же возьмём инструмент фортепиано, который во многом «проигрывает», так как подобного влияния на звук он не имеет. Вместе с учеником важно услышать зарождение звука, его «выход» в полный голос. Ощущение грани, когда появиться реальный звук, очень ценно для воспитания чуткости восприятия слухового контроля. Усиливая натяжение меха,используя постепенное (крещендо) — получаем нарастание звучности, и наоборот, ( диминуэндо) — ослабление динамики. Чтобы занятия упражнениями не были скучны и малоинтересны, хорошо бы придумать к каждому упражнению либо слова, либо возбудить какие-либо образные ассоциации, например: играя уже упражнение в пределах квинты можно сравнить восходящее движение с ожиданием чего-то радостного, а нисходящее наоборот, например:
Что такое май? Что же в декабре?
Это хорошо! Это холода!
Там цветут цветы Снег уже везде
И уже тепло. Будто навсегда. Опираясь на многолетний педагогический опыт работы с учащимися- аккордеонистами, уверена, что только комплексное использование всех исполнительских средств даёт положительный результат. Но, чтобы его достичь,нужно знать и умело применять все игровые навыки. Правда иногда допустимо «отойти от правил», например, в работе над мехом, это, когда ученик не смог рассчитать запас меха, но преподаватель должен предвидеть подобные ошибки и научить возможности незаметно сменить его.
Современный уровень искусства игры на аккордеоне основан на широком использовании различных приёмов меха, но без специальной подготовки учащихся может произойти мышечное зажатие, что в конечном итоге приводит к потере художественной выразительности произведений, поэтому педагог, помогая ученику добиваться намеченной цели, постоянно должен быть на чеку. И если преподаватель не уделяет должного внимания этой проблеме, значит он ещё не воспитал и в себе высокий критерий требовательности при работе над звукообразованием.
Красивое, насыщенное звучание инструмента возможно при полном слиянии исполнителя со своим инструментом, в противном случае возможно безликое, чисто механическое, исполнение. Сочетание различных приёмов туше, разных способов ведения меха даёт возможность получения разных звуковых эффектов. При этом нельзя не остановиться на работе над регистрами: именно они «отвечают» за светлые, яркие краски звучания, либо придают матовый, «глухой» эффект. Музыкальные тембры регистров нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира создающим колорит произведения искусства и его настроение. Музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Музыка вообще неотделима от тембра, в котором она звучит: поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы — любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки. Музыка как раз и состоит из разнообразия таких воплощений, и в каждом из них угадывается его собственная душа, неповторимый облик и характер. Поэтому , разучивая то или иное произведение с ребёнком (в последствии) преподаватель вместе с учащимся должны выбрать регистр, соответствующий исполняемой учеником музыки. Несколько слов о динамике — одной из самых ярких выразительных средств музыки. Можно сказать, что это важнейший носитель музыкальности вообще в чём бы она себя не проявляла: в поэзии, прозе, в интонациях человеческой речи. Динамика в переводе означает «сила». Это сила, подразумевающая громкость звучания- выразительность музыкального движения в музыкальном произведении. Каждый миг музыки всегда неповторим, а потому неповторима и сила каждого музыкального звука. Позже, работая с учеником уже над мелодией в целом, обязательно нужно пояснить, что мелодия-это язык, который близок и понятен всем людям, жившим в различные времена, говорящим на разных языках, детям и взрослым. Ведь для любого человека одинаково выражается радость и печаль человеческая везде одинакова, и ласковые интонации никогда не спутаешь с грубыми и повелительными, на каком бы языке они не звучали. И если мы носим в себе дорогие нам образы и надежды, то в минуты, когда звучит волнующая нас та или иная мелодия, они становятся более яркими, живыми. В работе с учеником наша задача: только определённый смысл урока и точная цель!
Этой работой я пытаюсь показать, какие возникают вопросы со звукоизвлечением при работе с начинающими и с какими проблемами приходится сталкиваться.
Помимо непосредственных профессиональных знаний, каждый преподаватель должен быть хорошим психологом, это помогает более глубоко раскрыть у учащихся стороны трудолюбия, характера, войти с ним в более тесный контакт общения, завоевать доверие, что очень важно. От этого будут зависеть дальнейшие результаты.
Своё сообщение хочется закончить точными и меткими высказываниями корифея музыкальной педагогики, выдающегося пианиста о музыке и звуке:
«Музыка- это искусство звука».
(лучше не скажешь)
или
«Звук должен быть закутан в тишину,
звук должен покоиться, как драгоценный
камень в бархатной шкатулке».
Список литературы:
Л. Заложнова «Доремишка»- Изд. «Окарина» 2009 год
А. Крупин, А.Романов- Новое в теории и практике
звукоизвлечения на баяне (текст) 2002
П.Гвоздев- Принципы образования звука на баяне
его извлечения. Сборник статей, вып.1; М: 1970