Урок русского языка в 3 классе по теме: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Игнатьева Елена ВитальевнаМБОУ ЕСШ№9 г. Елизово Камчатский крайПредмет: русский языкКласс: 3Тип урока: урок открытия новых знанийТема : «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.Цель урока: познакомить с новой ролью ь – показатель женского рода имён существительных.Задачи: – формировать представление о грамматической функции мягкого знака , как показателя женского рода; – познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце; - выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих. -- формировать умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих, выделять орфограмму, применять правило написания. - развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание. - создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе. . Ход урока УУД І. Орг. момент.Вот звенит для нас звонок – начинается урок.Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.ІІ. Чистописание. ж ч ь ш щ - Разделите эти буквы на группы.1) ж, ш - парные согласные, обозначают всегда твёрдые звуки;2) ч, щ – согласные, обозначают всегда мягкий звук. - Как одним словом можно назвать эти согласные буквы?Буквы, обозначающие шипящие звуки. -Какая буква лишняя? Ь. - Почему?Мягкий знак - не обозначает звука. Коммуникативные:использование речевых средствдля решения задачи.Познавательные:проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. ІІІ. Актуализация знаний.- Отгадайте загадки, запишите отгадки. 1) Одну меня – не съешь никогда, А без меня – не вкусна еда. (Соль) 2) Есть у меня работники, во всём помочь охотники, Живут не за горой – день и ночь они со мной: Целый десяток верных ребяток! (Пальцы) 3) Хвост крючком, нос пятачком. Лежит в грязной луже и совсем не тужит. (Свинья) - Что общего в словах, которые вы записали? (В этих словах есть мягкий знак.) - Какую роль выполняет ь в написанных словах? (ь – показатель мягкости согласного звука в конце и в середине слова, Ь – разделительный) Личностные:Учебно – познавательный интерес к новому.Коммуникативные:Владение диалогической формой речи, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.Познавательные:Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.Регулятивные : сохранять учебную задачу. ІV. Введение нового материала. Ученики работают в тетрадях, два ученика – за доской. - Запишите слова: дочь, мяч, рожь, камыш, шалаш, ложь. 1 – ый ученик 2 – ой ученик дочь дочь мяч мячь рож рожь камыш камыш нож нож - Что же получилось? Задание было одно. А как оно выполнено? (По – разному) - Почему же так вышло? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока?( Мягкий знак на конце существительных) - Посмотрите, как заканчиваются существительные и уточните тему урока.( Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.)-Какую цель поставим? При помощи каких средств мы будем её добиваться? Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности, включая учебно- познавательный мотив.Учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Прочитайте слова на доске: ключ, глушь, ёж, луч, ночь, речь. - Чем похожи эти слова? (Это существительные, с буквами, обозначающими шипящие звуки) - Чем отличаются слова? (В одних есть ь , а у других нет) - Выпишите слова в два столбика: с ь и без ь. І ІІ глушь ключ ночь ёж речь луч - Сделайте вывод. Составьте кластер. (У существительных женского пишется ь, а у существительных мужского рода ь не пишется) Прочитаем это правило в учебнике на странице 41. Что бы вы ещё добавили в кластер? (Существительные в ед. числе) Познавательные:проводить сравнение,создание схемы для решения задачи.Использование знаково – символического средства.Обобщение, осуществление и выведение общности для целого ряда на основе выделения сущностной связи.Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи.Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок. Ь Ь М. Р. . Ж. Р. Вернёмся к словам за доской, проверимнаписание по схеме.. существ. послешипящих ед. ч V. Первичное закрепление.Работа в группах.Задание: если правильно заполните кроссворд, то в клетках прочтёте ещё одно слово на это правило.1, 2 группа 3, 4 группа е ь ч о п Как сказать одним словом?1. Друг всегда готов прийти на … (помощь)2. Бывает устная или письменная. (речь)3. Часть суток с вечера до утра. (ночь)4. Небольшой грызун с острой мордочкой. (мышь) 1. 2. 3. 4. (ПЕЧЬ) 1. 2. 3. 4. Отгадайте загадки:Какая весенняя птица любит ходить за плугом и кормиться? (грач)2. Шевельнул бородкой гном, и вошёл хозяин в дом. (ключ)3. Я – антоним к слову смех, Не от радости, утех – я Бываю поневоле От несчастья и от боли. (плач)4. Секу, секу – не высеку, Рублю, рублю – не вырублю. (луч) (КАЛАЧ) Д. З. составить с полученными словами четверостишие. Проверка по схеме полученных слов. м ы ш ь р е ч ь н о ч ь п о м о щ ь к г р а ч к л ю ч п л а ч л у ч К слайду 6.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении.Личностные: способность к самооценке, устойчивый учебно – познавательный интерес к новым способам решения задачи.Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль, учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, учитывать установленное правила в планировании и контроле способа решения, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. VI. Самостоятельная работа. Сейчас поработайте самостоятельно. Упр. 450 в учебнике.Взаимопроверка.Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. VІІ. Рефлексия. Итог урока.О какой новой работе мягкого знака мы сегодня узнали на уроке? Достигли своей цели?Что больше всего понравилось? Меньше всего?Наш сегодняшний день мы начали с улыбки. Нарисуй свое настроение сейчас.Регулятивные: удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.Личностные: способность к самооценке. VІІІ. Д.З. (творческое) Составить четверостишие с полученными в кроссворде словами (печь, калач). Примерное д.з.Затопили в доме печь,Стали булки, плюшки печь.А особенно удался нам калач,Гости все полакомились всласть.