Урок русского языка в 3 классе«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».
Автор разработки технологической карты урока: Тищенко Ирина Николаевна, учитель начальных классов, первой квалификационной категорииОбразовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Чернецовская средняя общеобразовательная
Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».Краткое описание урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов универсальных учебных действий. Урок комбинированного типа. Использована проблемная ситуация, которая мотивирует дальнейшую деятельность детей на уроке. На уроке представлен приём алгоритмизации знаний, что является важным в достижении метапредметных целей. Продолжительность урока 45 минутТип урока: изучение нового материала. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический
Формы: работа в парах, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная. Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи: 1)познавательные: – формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; – познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце; - выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих. 2) развивающие: - развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание. 3) воспитывающие: создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе; воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе; - способствовать формированию эстетического вкуса учащихся. УУД, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. УУД, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - формировать умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих, выделять орфограмму, применять правило написания. Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство Базовая технология: технология деятельностного подхода.
Ресурсы: - основные: М.С.Соловейчик учебник «Русский язык», часть2, М., «Ассоциация XIвек», 2013
М.С.Соловейчик Рабочая тетрадь «Русский язык», часть 2,«Ассоциация XIвек», 2013
Технологическая карта урока
№ Этап урока Содержание учебного процесса Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Самоопределение к деятельности.
(Организационный момент)- 3 мин.
Цель:
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. - Собирает нас звонок На замечательный урок! Подравнялись, тихо встали, Глазки на меня подняли! Улыбнитесь друг другу, садитесь Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая!
Урок я начну словами французского писателя Ж.Ж.Руссо « Вы талантливые дети!» Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам сегодня убедиться в словах этого писателя. Удачи!
Слайд 2. В добрый путь за знаниями!
- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.
Мотивирует учащихся на работу. Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
Записывают число и классная работа
Озвучивают отгадку.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности – 10 мин.
Цель:
А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.
Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
В) Зафиксировать необходимость введения нового правила написания мягкого знака после шипящих на конце имени существительного женского рода.
Чистописание.
У вас на парте карточка - таблица. Работаем в паре.
Ж Б Я Д Ю Ё Ь Ч Е Г
З И В Ъ ШЗачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.
Зачеркните буквы, обозначающие твёрдые шипящие звуки.
Зачеркните буквы, не имеющие звуков.
Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.
Какая буква у вас осталась? (Ч)
Какой звук обозначает буква чэ?
Дайте ему характеристику.
Какие орфограммы вы знаете с буквой ч?
Запишите буквосочетания: 1 строка - Чч ,
2 строка – ча чу чк чн (с чередованием до конца строки)
- Какие ещё согласные шипящие звуки вы знаете?
Назовите их.
Слайд 4
- Дайте характеристику данным звукам.
Слайд 4 (продолжение)
- Назовите шипящие согласные звуки буквами?
Слайд 5.
- Прочитайте пословицы. ( У каждого на парте лежит карточка с пословицами) Объясните лексическое значение каждой пословицы.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Какой общей темой их можно объединить?
- Спишите пословицы.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работы.
- Кто написал без ошибок?
- Молодцы!
- Какая буква встречается в каждой пословице?
- Что вы знаете о букве Ь?
-Зачем же она нужна, если звука не обозначает? Может быть она «безработная»?
- Найдите в пословицах слова, где Ь отделяет согласную от гласной. Выпишите слова в первый столбик и подчеркните мягкий разделительный знак.
- Найдите в пословицах слова, где Ь показывает мягкость согласного. Выпишите слова во второй столбик, подчеркните мягкий знак.
Слайд 6 (проверка написания слов с Ь знаком)
ученье слушать
неученье тьма
- В какую группу вы отнесли слово РЕЧЬ?
- Для чего в нём пишется мягкий знак? Понаблюдаем за словом.
- На какой звук оканчивается слово?
- Вспомните, что мы знаем об этом звуке?
- Если я закрою «Ь» знак, то слово произнесётся так же, как и с мягким знаком или нет?
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного?
- А в группу слов с разделительной функцией можем отнести?
- Может быть я допустила ошибку в этом слове?
- Что вы можете сказать по данному вопросу?
- Попытаемся найти истину с другим существительным, оканчивающимся на шипящий звук, например, кирпич.
Организует диалог с учащимися на поиск особенностей звуков и букв, создаёт условия для повторения признаков шипящих звуков, проводит параллель с ранее изученным материалом.
Записывает на доске цепочку букв
Организует взаимопроверку
Организует практическую работу по нахождению слов с мягким знаком.
Создаёт условия для повторения ранее изученного о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, побуждает к высказыванию своего мнения, подводит учащихся к выводу о новой роли мягкого языка в русском языке. Дети поднимают скреплённые руки.
Работают с таблицей. Вычеркивают буквы по заданию учителя. Находят оставшуюся букву и дают ей характеристику.
Дети дают
характеристики остальным шипящим звукам, называют орфограммы связанные с ними.
Записывают цепочку букв Чч буквосочетания ча чу чк чнДети объясняют смысл пословиц.
- Пословицы об учении.
Списывание.
Участвуют во взаимопроверке работ.
Участвуют в практической работе по нахождению слов с мягким знаком,
формулируют собственное мнение и аргументируют его. Записывают слова, подчёркивают мягкий знак, обосновывают правильность выбора.
Высказывают свои предположения по поводу написания мягкого знака в слове РЕЧЬ. Регулятивные:
Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)
Коммуникативные:
Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
3. Постановка учебной задачи – 3 мин
Цель:
А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Б) Согласовать цель и тему урока.
Слайд 7.
Прочитайте слова (хором)
Речь, нож, мяч, дочь, вещь, ковш, брошь, борщ.
- К какой части речи относятся эти слова?
- Что общего в звучании данных слов?
- В чём отличие в написании слов?
- Какая возникла проблема?
- Сформулируйте тему урока.
- Сформулируйте учебную задачу.
Слайд 8.
С Ь - ?существительное с шипящей на конце
Без Ь - ? Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.
Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.
Регулятивные:
Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения -10 мин
Цель:
А) Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.
Б) Закрепить алгоритм проверки в знаковой и вербальной форме.
/составление схемы/
- А где можно узнать необходимую информацию?
- Конечно, учебник поможет ответить на этот вопрос, но мне кажется, мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно.
Работа в группах.
- Я хочу предложить работу в группах. Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его.
Алгоритм исследования слов.
Речь, нож, мяч, дочь, вещь, ковш, брошь, борщ.
Слайд 9(алгоритм)
1.Прочитайте слова. Определите часть речи.2. Какие звуки слышатся на конце слова?
3.Определите род имён существительных каждого слова. 4. На какие две группы можно распределить слова?5.Запишите слова, распределив их в два столбика.6. Чем отличаются написания слов в группах.
7.Сделайте вывод, записав его в схему. Сформулируйте правило.8.Сравни свой вывод с другими группами.
- Каждая группа выполняет задание на листах. Сравнивают свои работы, у доски рассказывают о своих исследованиях.
Слайд 10 (распределение слов в 2 столбика)
Ж. р. м.р.
Речь нож
Дочь мяч
Вещь ковш
Брошь борщЗаписывают на листе схематично правило и прикрепляют его на магнитную доску.
Слайд 11(схема)
- Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.
- На конце существительных, какого рода после шипящих мягкий знак не пишется?
- Вернёмся к слову РЕЧЬ. Почему же в слове речь пишется мягкий знак?
- На что показывает мягкий знак в конце существительных?
Работа с правилом.
/учебник стр.31/
- Прочитайте правило про себя.
- Верны ли наши предположения?
- Зачитайте, у существительных, какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак?
Слайд 12.(правило из учебника)
- На что он показывает?
- А что вы можете сказать об именах существительных мужского рода с шипящим звуком на конце?
Слайд 12.(продолжение)
- Какую же ещё функцию выполняет «ь» знак в русском языке?
- Как вы думаете Ь в конце существительных после
шипящих это орфограмма?
Организует практическую поисковую работу по группам, обеспечивает контроль за выполнением задания.
Организует коллективную проверку задания.
Наводящими вопросами (если это необходимо) помогает выстроить цепочку рассуждений. В ходе обсуждения «шаг за шагом» на доске появляется совместно выработанный алгоритм в виде схемы.
Организует работу над правилом.
Выполняют задание по алгоритму, определяют род имени существительного, записывают слова в соответствующие столбики, наблюдают за словами.
Формулируют вывод, исходя из наблюдения. Делают предположения.
Формулируют своё правило.
Сравнивают предположения с правилом в учебнике. Читают хором и запоминают его.
Отмечают, что Ь знак в конце суш-ных после шипящих – орфограмма. Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
Регулятивные:
Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)
Коммуникативные:
Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.
Познавательные: уметь проводить исследования по заданному алгоритму.
5. Физкультминутка –
1 мин
Цель:
А) Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся Слайд 13. Звучит музыка. На слайде картина зимы
Встаньте.
Мелкие шажки – раз, два, три (вперёд) Лёгкие прыжки –раз –два –три (назад) Вот и вся зарядка – раз-два-три. Мягкая посадка – раз–два-три.
Диктует слова. Выполняют упражнения, отвечая определённым движением на звучащую языковую единицу. Познавательные:
Классифицировать объекты.
Коммуникативные:
Проявлять активность в коллективной деятельности
6. Первичное закрепление во внешней речи – 5 мин минЦель:
А) Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных в громкой речи.
- Устно, глядя на схему, показываем карточкой надо писать Ь знак или нет.
Чиж, помощь, карандаш, уж, дичь.
Работа с учебником с.32 упр. 55. Упражнения в подборе антонимов.
– Прочитайте задание.
Объяснить написания существительных с шипящим на конце.
Комментирование с места.
День – ночь, правда – ложь, старт – финиш, смех – плач, шум – тишь, полдень – полночь.Проверяет понимание способа действия.
Даёт образец короткого доказательства (алгоритм)
Организует работу по заданию учебника
Показывают карточку, если в слове надо писать Ь знак, ничего не показывают - не надо писать Ь знак.
Проговаривают алгоритм работы с заданными словами.
По очереди комментируют и записывают слова парами в тетради, доказывают правильность написания. Используют схему или алгоритм. Регулятивные:
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.
Личностные:
Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности эмоционально- нравственной отзывчивости.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 10 мин
Цель:
А) Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
Б) Проверить умение писать мягкий знак в именах существительных с шипящим звуком на конце.
Работа в парах.
1.Работа в тетради на печатной основе.
- Откроем рабочую тетрадь на стр.25 упр.52.
- Прочитайте задание.
Поработайте в парах.
- Проверьте правильность выполненного задания по словарю синонимов.
Слайд 14 Проверка
Доктор - врач (м.р.)
Неправда – ложь (ж.р.)
Друг – товарищ (м.р.)
Родник – ключ (м.р.)
Сила – мощь (ж.р.)
Безветрие – тишь (ж.р.)
- Какие слова вызвали затруднение? Почему?
- В каких словах подчеркнули буквы, обозначающие мягкий непарный шипящий согласный звук?
2.Самостоятельная работа. Задания разного уровня.
Синяя карточка. Записать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, указать род.
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи, мыши.
Красная карточка – заменить одним словом - существительным с шипящей на конце. Подчеркнуть орфограммы, указать род.
Лечащий доктор; преданный, верный друг; тёмное время суток; охранник гаражей; очень сильный богатырь; бывает полевая, бывает компьютерная.Зелёная карточка - образовать от прилагательных имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.
Врачебный (кабинет), товарищеский (матч), ночной, сторожевая (собака), сильный, мышиный (след).
- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.
Слайд 15.
Фронтальная проверка.
Врач, товарищ, ночь, сторож, силач, мышь.
Организует самостоятельную работу в рабочей тетради, даёт инструктаж.
Организует самостоятельную работу разного уровня.
Договариваются между собой, выполняют упражнение в тетради, осуществляют проверку в паре.
Выполняют самостоятельно задание по карточке.
Проверяют правильность выполнения самостоятельной работы. Регулятивные:
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения словарями, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные:
Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Коммуникативные:
Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.
8. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока- 3 мин
Цель:
А) Зафиксировать новое содержание урока.
Б) Оценить результаты учебной деятельности.
В) Согласовать домашнее задание.
- Наш урок подходит к концу. Какие же открытия мы с вами сегодня сделали?
- Возьмите карточку – тест и отметьте ответы на вопросы сегодняшнего урока.
Слайд 16
Тест.
1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак
А) пишется Б) не пишется
2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак
А) пишется Б) не пишется
3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что это имена существительные
А) мужского рода
Б) женского рода
4. В какой строчке во всех существительных
надо поставить ь знак ? А) ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?)
Б) калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?)
В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?)
5. В какой строчке допущены ошибки?
А) моржь, молодеж, кирпичь,
Б) брошь, чертеж, дичь
Слайд 17.
Ответы: 1)-Б, 2)- А, 3)-Б, 4)-В, 5)- А
5 баллов – «5»
4 балла – «4»
3 балла – «3»
- Вспомните тему нашего урока. Какую цель мы перед собой ставили? Что помогает правильно написать слова? - На конце существительных, какого рода пишется мягкий знак?
- О какой новой роли «ь» в русском языке мы узнали? - Кому удалось пополнить свои знания новым багажом?
Урок мы начинали с того, что дарили друг другу улыбки.
Добавим нашему солнышку лучики.
- Кому понравилась картина? Действительно, она получилась чудесной, потому что сегодня хорошо поработали. - Ещё раз посмотрите на картину и постарайтесь сохранить свои впечатления.
- Кого из учеников могли бы отметить за помощь?
-Выскажите цветом свою работу на уроке. У вас кружочки со смайликами трёх цветов.
Желтый – всё понятно, интересно, легко было на уроке;
зелёный – были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа;
красный – ничего не понятно, было трудно, не понравилась работа.
Слайд 18 Д/з
Домашнее задание: с.32, упр.53
- Потрудились вы не зря-
Вам спасибо от меня
Слайд 19 Спасибо Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
Организует рефлексию.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.
Выполняют задания теста.
Проверяют тест. Подсчитывают баллы.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют конечный результат своей работы, рассказывают, что узнали, чему научились, какие трудности встретили.
Делают самооценку своей деятельности на уроке с помощью смайликов.
Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).
Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Регулятивные:
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.
Познавательные:
Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде
Коммуникативные:
Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме по итогу урока.