Урок русского языка во 2 классе«Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Конспект урока русского языка во 2 классе.
Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Цель: уточнение знаний о трёх функциях мягкого знака- показатель мягкости согласных, разделительный, показатель имён существительных женского рода, развитие орфографической зоркости ,воспитание трудолюбия, аккуратности, самокритичности.
Чистописание.
1)Ск---------------Ок_----------------
2)Сказка-ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок.
-Как вы понимаете эту пословицу?
II. Актуализация знаний учащихся.
-Сегодня мы с вами попутешествуем по некоторым из сказок. Посмотрим, как хорошо вы знаете сказки и некоторые правила.
Но прежде чем мы отправимся в путешествие, я представлю вам нашего гостя.(Учитель показывает модель мягкого знака).
-Чем отличается эта буква от других букв алфавита?
III.Путешествие в страну сказок.
-Ну а теперь отправляемся в страну сказок.
1.»Журавль хлоп-хлоп носом, стучал ,стучал, ничего не попадает! А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала»
-Что это за сказка?(слово «журавль»на карточке, мягкий знак закрыт)
-Какой буквы не хватает в слове «журавль»?
-Какую роль играет мягкий знак в этом слове?
2.Следующая сказка:»Ещё бы не больно! Если хочешь знать, то я сейчас самый тяжёлый больной в мире. И если уж я расшибся для твоего удовольствия, значит, ты должен меня лечить.»(слово-карточка «лечить»)
-Какую роль играет мягкий знак в этом слове ?
3.»Бросилась курочка к корове:- Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьёт маслице, маслицем смажу петушку горлышко, подавился петушок бобовым зёрнышком»(слово-карточка «собью»)
-Какую роль играет мягкий знак в этом слове?
IV.Работа над новой темой.
-Сегодня мы познакомимся ещё с одной ролью мягкого знака.
-Что это за сказка:»Замесила старуха тесто на сметане, скатала колобок и посадила его в печь»?
-Какую роль играет мягкий знак в слове «печь»? Каким звуком заканчивается это слово?
-Назовите ещё слова с шипящими на конце. Чем открывают дверь?(слова-карточки «печь»,»ключ».
-Почему в одном слове есть мягкий знак, а в другом нет?
-Когда очень тихо, как говорят?(тишь)
-Что растёт на болоте?(камыш)
-Почему опять в одном слове после «ш» есть мягкий знак, а в другом- нет?
Вывод: печь, тишь- имена существительные женского рода.
Да, действительно, люди для того, чтобы отличать имена существительные женского рода с шипящими на конце от имён существительных мужского рода ,решили попросить мягкий знак вставать всегда после шипящих на конце имён существительных женского рода.
-А теперь запишите эти имена существительные в два столбика:
Ж.р. М.р.
Печь ключ
Тишь камыш
-А теперь продолжим эту работу. Я буду называть слова, а вы определяйте ,куда их записать. Если в 1 столбик, показывайте цифру 1,во второй-цифру 2.
-Луч,мышь,камыш,ночь,ключ,речь,сторож,плащ,помощь,товарищ,малыш,рожь,дочь,вещь,глушь,молдёжь.
-Итак, какую роль играет мягкий знак в этих словах?
А теперь в чистописании найдите слово на это правило и запишите его в нужный столбик.
V.Работа по учебнику.
1)Работа над правилом
-Кто может рассказать это правило?
2)на доске: (опорная схема)
Имя существительное
-ч, -щ, -ш, -ж
Ж.р.+ь М.р.-ь
VI. Физминутка (песенка Кота Леопольда)
VII.Письмо с комментированием.
Упражнение № 451 (по 2 предложения на оценку)
VIII.Сказка о мягком знаке.
-А сейчас послушайте сказку о мягком знаке.
Мягкий знак дружит с разными буквами. В словах «коньки»,»деньки»,»пеньки» он стоит за буквой «н».В словах «угольки»,»петельки»,»капельки» -перед ним буква «л».А вот буква»к» всегда становится только за ним. Он пробовал вставать после неё ,но буква «к» не разрешает. Мягкий знак не стал спорить. Он был доволен тем, что стоит между такими интересными буквами.
-Вот и прекрасно, -рассуждал мягкий знак. Будем жить вместе. И никогда-никогда не расстанемся. Стала однажды девочка писать эти слова в тетради.
Написала «коньки»,»деньки»,»пеньки» и начала писать слово «угольки».Да вот беда, не помещается это слово на строке. Что делать? Надо переносить. Девочка разбила слово на слоги:»уголь- ки» и решила перенести так. Мягкий знак забеспокоился, заволновался- не хотелось ему расставаться с буквой «к».
Девочка,милая,-просил он,-а ты перенеси по-другому,не разлучай меня с буквой «к».
-А как по-другому?- спрашивает девочка.
У- гольки.
Не могу. Так нельзя. Правила у нас строгие, не разрешают, -говорит девочка.
-Тогда «угольк- и»-снова просит мягкий знак.
И так нельзя. Получается совсем не по правилам.
-Ну, тогда оставь меня с буквой «к» и перенеси «угол -ьки».
-Что ты! Что ты! Разве так можно?- воскликнула девочка. Ты совсем не знаешь правил.
Так и пришлось мягкому знаку расстаться со своей подружкой. Девочка перенесла слово по всем правилам.
Итак, ребята, какие правила переноса вы сейчас услышали?
IX.Рефлексия.
-Что нового вы для себя узнали? Какое сделали открытие?