урок русского языка Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода
Тема: Мягкий знак после шипящих
на конце имён существительных женского рода
3 класс
Цель: создание условий для изучения случаев правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
образовательные: создать условия для выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода, для формирования умения различать имена существительные мужского и женского рода;
развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
– осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;
– становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка);
– овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
– понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;
– планирование своих действий для решения конкретных языковых и речевых задач;
– действие по намеченному плану;
– выполнение действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения;
– оценивание своих действий и полученного результата.
Познавательные универсальные учебные действия
– чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;
– нахождение слов, выражений, требующих уточнения значения;
– нахождение в материалах учебника, в словарях необходимую информацию, использование её для решения практических задач;
– коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– участие в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;
– участтие в совместной деятельности;
– постановка вопросов, ответы на вопросы других; слушание высказывания собеседников;
– высказывание своего мнение по обсуждаемым вопросам, объяснение его; понимание воз-можности существования других точек зрения, стремление к их пониманию.
Предметные результаты
– приобретение опыта изучающего и поискового чтения;
– выявление принадлежности слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков;
– определение морфологических признаков слова;
– сравнение, классификация предложенных слов по указанным признакам.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска или экран, по возможности документ-камера.
Дидактические материалы: карточки со схемами для каждой пары учеников, звездочки.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Прозвенел звонок, а это значит, что мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие, где нас ждёт новое открытие. Каждый из вас сможет проявить смекалку, знания, расширить свой кругозор, и, если будет необходимо, оказать помощь своим товарищам. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и в путь!
(Запись числа и словосочетания «классная работа» выполняется с комментированием)
Проверка домашнего задания( упр.430)
Назовите имена существительные ж.р., м.р., ср.р.
Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
На слайде:
П…льто, в…р…бьи, к…ньки, с…л…вьи, м…рковь, м…двежьи, пом…щь.
У. Объясните написание орфограмм.
Учитель: Сейчас вам предстоит поработать в парах и определить, на какие группы можно разделить эти имена существительные. Подумайте, обсудите и запишите их группами.
Ученики самостоятельно работают в парах.
(Слайд )У. По каким признакам распределили слова?
Д.- в один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком.
У. Зачитайте слова первого столбика.
(Дети зачитывают слова) (Слайд)
У. Зачитайте слова второго столбика.
(Дети зачитывают слова) (Слайд)
У. О чем задумались во время работы?
Д. Я не понял, куда выписать слово «помощь». (Слайд)
У. На какой звук оканчивается слово?
Д. Мягкий, шипящий.
У. Давайте закроет мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили?
Д. Слово произносится так же, как и с мягким знаком.
У. Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]?
Д. Нет.
Д. Я понял, мягкий знак выполняет какую-то новую работу.
Д. А я думаю, что мы будем сегодня на уроке заниматься новой темой и узнаем, для чего ещё нужен мягкий знак, узнаем о нем что-то новое.
Определение темы урока: «Мягкий знак в именах существительных после шипящих».
Возникновение проблемной ситуации.
(Слайд)
Замени словосочетания одним словом:
Она бывает звёздной, тихой, летней – (ночь)
Растение, из зёрен которого пекут ржаной хлеб (рожь)
Плохое настроение вместе с капризами – (плач)
Место, где люди купаются и загорают– (пляж)
У. Что заметили в словах?
У. Почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет.
У. Какая проблема встает перед нами?
Д. Нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет.
Открытие детьми нового знания.
У.Дайте характеристику этих слов по алгоритму.
(Слайд)
Алгоритм исследования:
Спиши слово.
Определи часть речи.
Определи род имен существительных.
Определи число имени существительного.
Какие звуки слышатся на конце слова?
У. Какой можно сделать вывод?
Д. Он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.
Д. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. чКак это показать схемой?
(Работа парами: СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ)Имя существительное
Женский род, единственное число
Шипящий
ь
У. Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом говорит наш учебник?
Чтение правила на странице 41.
У. Правы ли были мы с вами?
Д. Да. В правиле тот же вывод, что сделали и мы.
Физкультминутка.
Закрепление полученных знаний.
У. Каким алгоритмом вы предлагаете пользоваться, чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных?
Д. Надо определить сначала часть речи, ведь вдруг нам встретился глагол.
Д. Тогда наше правило для него не подходит.
Д. Да. Ведь мы определяем написание мягкого знака после шипящих у имен существительных.
У. Хорошо. Какой сделаем второй шаг?
Д. Затем надо определить род имени существительного. Если имя существительное будет женского рода, то пишется мягкий знак. Если имя существительное будет мужского рода, то мягкий знак не пишется.
а). У. Пользуясь этим алгоритмом, выполним упражнение 451 на стр 41 (по вариантам- 1в-1,2 предложение; 2в-3,4,5 предложение)
(ПРОВЕРКА: Комментированное проверка с подробным объяснением.)У. Какой вывод по этой работе мы можем сделать?
Какую работу может ещё выполнять мягкий знак?
б) Практическая работа.
Отработка умений и навыков
Исправь ошибки.
Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь упал на ландышь. Потом лучь заглянул в лесной прозрачный ключь. Утреннюю тиш нарушала только наша реч.
(Работа на интерактивной доске. Слайд)Обобщение знаний по теме.
У. Над какой темой мы сегодня работаем? Какой вывод по этой теме можем сделать?
Домашнее задание.
Правило на странице 41, упражнение 453 на странице 41.
Итог урока. Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?
Что было легко? Что было трудно?
Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:
1.Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – жёлтую звёздочку (самую яркую).
2.Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую звёздочку.
3.Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую звёздочку.