Урок по русскому языку на тему: «Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука» (5 класс)
ОКУ «ГС (К) ОУ школа-интернат VIII вида г. Маркса»
Урок по русскому языку
В 5 классе
Тема: «Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости
согласного звука»
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Адаева Алия Алимовна
2014г.
Тема: Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.
Цель: учить писать мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.
Задачи:
образовательная: учить правильно произносить и писать слова с мягким знаком в конце слова; развитие умения проводить звуко-буквенный анализ слов, сравнивать слова по смыслу, произношению, написанию;
коррекционная: коррекция внимания, памяти, логического мышления; развитие фонематического восприятия;
воспитательная: воспитывать мотивацию к учению; воспитание нравственных качеств: чувство взаимопомощи и дружбы.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: рисунок теремка, предметные картинки – мышка, лягушка, лиса, медведь, заяц, волк; карточка с темой урока; набор карточек для составления словарного слова; демонстрационный материал к упражнениям; учебник по русскому языку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Мы за парты дружно сели
И на учителя посмотрели.
II. Мобилизующий этап.
На наборном полотне карточки с буквами расставлены следующим образом:
И
Ё
Ё
И
- Скажите, какие две перестановки карточек с буквами надо сделать в нижнем ряду, чтобы вверху и внизу буквы стояли в одинаковом порядке?
- Что есть общего у этих букв?
- Какие еще гласные буквы обозначают мягкость согласного?
Карточку с буквой Ё в нижнем ряду надо поставить в пустой кармашек. Карточку с буквой И поставить в освободившийся кармашек, где была карточка с буквой Ё. Теперь карточки с буквами в верхнем и нижнем ряду стоят в одинаковом порядке.
Буквы Ё и И – гласные, обозначают мягкость согласного.
Я, Е, Ю
III. Сообщение темы урока.
- Ребята, а сегодня на уроке, вы узнаете какой знак тоже обозначает мягкость согласного.
- Прочитайте на карточке сначала слово, написанное коричневыми буквами, а потом – зелеными:
З М Н Я Г А К К И Й
Учащиеся читают: «Мягкий знак ». Учитель заканчивает фразу: « на конце слова».
- Узнать на уроке много нового вам помогут сказочные герои русской народной сказки «Теремок».
1. Минутка чистописания
Стоит в поле теремок
Он не низок, не высок,
Вдруг по полю мышка спешит
В теремочек хочет попасть жить.
Но для этого надо выполнить задание:
13 SHAPE 1415
- Внимательно посмотрите на теремок, скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? Она встречается чаще, чем другие. Сколько раз? Какая это буква?
- Определите порядок написания букв в данном ряду:
Сегодня мы будем писать букву Ь. Она изображена чаще других, точнее 5 раз.
Мягкий знак чередуется с гласными буквами по порядку алфавита.
Учитель объясняет написание Ь: «Начинаем писать на верхней линейке. Вниз опускаем прямую, не доходя до нижней линии закругляем вправо».
Гимнастика для пальчиков.
Стоит в поле теремок,
На двери весит замок.
Открывает его волк:
Дерг – дерг, дерг – дерг.
Пришел Петя-петушок
И ключом открыл замок.
- Напишите данные буквы до конца строки в предложенной последовательности, ориентируясь на алфавит прописными буквами.
(Мышка благодарит ребят и тем, кто правильно выполнил это задание, дарит по осеннему листочку – оценке).
2. Изучение нового материала.
Ква-ква, пожелтела вся трава!
Мерзнут лапки и живот
Мне бы в теремок попасть?
- Но для этого надо выполнить задание. Помогайте ребята лягушонку.
Звуко-буквенный анализ слов записанных на доске:
УГОЛ – УГОЛЬ
ШЕСТ – ШЕСТЬ
ХОР – ХОРЬ
Указать сходство и различие.
Сходство: а) назвать одинаковые буквы;
Различие: а) значение слов; б) количество букв;
в) разные звуки (л-ль; т-ть; р-рь).
Вывод: Мягкий знак не обозначает звука. Он показывает, что находящийся перед ним согласный произносится мягко.
Игра на внимание.
Если в конце слова слышится мягкий согласный звук учащиеся поднимают карточку с мягким знаком.
Слова: сон, карась, крот, ель, лось, орел, портфель, суп.
(Лягушонок благодарит ребят и вручает оценки – листочки).
Физминутка
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
3. Словарно-орфографическая работа.
Все чаще осенью идет дождик
И тут к теремочку бежит зайчик.
(Ребята помогают зайчику выполнить задание).
Картинный диктант.
Заяц, помидор, тарелка, горох.
- Сегодня мы познакомимся с новым словом. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них (самостоятельно).
О :
К ::
М .
В :::
О .::
Р . :
Ь .:::
- Какое слово вы составили?
- Что это слово означает?
- Как произносится последний звук?
Морковь, 7 букв, 6 звуков, мор-ковь.
(Зайчик благодарит и вручает оценки).
4. Закрепление.
По лесам, по кустам
Ходит рыжая лиса!
Ищет где можно спрятаться от холода.
Работа по учебнику.
Ребята помогают лисичке выполнить упражнение по учебнику – с. 80 упр. 3 (самостоятельно). Выписать слова с мягкой согласной на конце слова:
Нос, лось, пол, толь, сон, конь, путь, дождь, ель, мел, кол.
(Лиса вручает оценки – листочки).
Гимнастика для глаз.
Составление слов.
Осень наступила,
Звери ждут зиму.
Волку, братцу серому,
Скучно одному,
Спрятался куда-то
Весь лесной народ
Чья же это хата?
Кто же в ней живет?
(Ребята помогают волку выполнить задание).
Назовите общую часть для всех слов, которые начинаются с указанных букв (см. приложение 1.). Объясните значение слов. Напишите слова в обратном алфавитном порядке. ТЕНЬ, ПЕНЬ, ЛЕНЬ, ДЕНЬ. (Волк вручает оценки листочки).
Упражнение на развитее логического мышления и памяти.
Я за медом лазил в улей,
Так трудился, так устал.
Злые пчелы покусали
Нос, и уши, и глаза!
Не могу найти покоя,
Нос огнем вот так и жжет,
Теремочек? Что такое?
В теремочке кто живет?
(Ребята помогают медведю выполнить задание).
- Вместо вопросительного знака поставьте подходящую цифру или букву. Ответ обоснуйте. Слова с мягким знаком напишите по памяти.
СЛОН
ОКУНЬ
КОМАР
Ж
Р
?
(Н) – насекомое
ЛУГ
БРАТ
КОНЬ
3/3
4/4
?
4 буквы, 3 звука
БУКВАРЬ
КРОВАТЬ
ЕЛЬ
К
М
?
(Д) - дерево
(Медведь благодарит ребят и вручает оценки – листочки).
IV. Домашнее задание.
Жители теремка благодарят ребят за помощь при выполнении заданий:
Всем спасибо говорим!
И хотим всем пожелать
Лишь 4 и 5 на уроках получать!
Не шалите, не ленитесь!
Не шумите не деритесь!
Жители теремка дарят на память свое фото. На нем написано домашнее задание «Не забудь выучить уроки! С. 82, упр.10».
V. Итог урока. Выставление оценок.
- Вот закончился наш урок. Он вам понравился?
- Закройте глазки на минутку и вспомните все, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали.
- Что нового узнали на уроке?
- Сосчитайте кто сколько получил листочков. Это и есть ваши оценки.
Ребята рассказывают стихотворение про мягкий знак.
Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Без него не написать
10, 8, 7 и 5.
Вместо «шесть» получим шест,
Вместо «уголь» напишем угол.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
15